Боевые колесницы
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Боевые колесницы Боевые колесницы](/images/main/boevie-kolesnici-491625.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/avixa/96200026/47879/47879_original.jpg)
История боевых колесниц-история мутная.
Прошёлся по русской и английской Википедиям.
В русской Википедии утверждается, что самые ранние колесницы использовались синташтинской культурой. Остатки древнейшей из синташтинских колесниц были обнаружены в могильнике Кривое озеро и датированы методом радиоуглеродного анализа 2026 годом до н. э.
На сегодняшний день найдены остатки самых древних колесниц, датируются временем около 4100 лет назад. Впоследствии на основе найденных колесниц была произведена реконструкция этих образцов. Была сделана точная копия колесницы, проведены полевые испытания на прочность колёс, возможность передвижения колесницы по степям в том месте где нашли образцы. Реконструкция показала, что колесницы явно рабочие, колёса выдерживают длительные нагрузки, скорость, до которой удалось разогнать образец, — 40 км в час.
Но не все согласны с тем, что находки синташтинской «машины» являются настоящими колесницами.
В 1996 году Йост Кроувел и Мэри Эйкен Литтауэр писали:
В Синташте сохранились только отпечатки нижних частей колес в их пазах в полу погребальной камеры; в Кривом озере также сохранились отпечатки частей оси и ступиц. В Синташте следы колес и их положение относительно стен камеры гробницы ограничивали размеры нефов, отсюда и устойчивость колесницы. Древние нефы были симметричными, внешняя часть спиц была такой же длины, как и внутри. Нынешние реконструкции машин «Синташта» и «Кривое озеро» выше уровня осей вызывают много сомнений и вопросов, но нельзя спорить о том, чему нет доказательств. Только на основании измерений колеи колес, а также размеров и положения колес мы можем сделать законные выводы, и только их достаточно для того, чтобы установить, что машины «Синташта-Петровка» не были достаточно маневренными для использования как в войне, так и в гонках.
Петер Раульвинг и Штефан Бурмейстер считают, что находки в Синташте и Кривом Озере из степи были телегами, а не колесницами.
Тем не менее, недавние открытия в евразийской степи подтвердили утверждение о том, что колесница возникла там, а не на самом Ближнем Востоке, и может быть приписана носителям индоиранского (или индоарийского) языка. В частности, на городищах Синташта (Россия) и Кривое Озеро (Северный Казахстан) обнаружены археологические остатки конского снаряжения и колесных повозок со спицами, датируемые калиброванным радиоуглеродным методом около 2000–1800 гг. до н. э. Эти находки, однако, свидетельствуют о существовании двухколесной повозки со спицами, которая не соответствует определению древней ближневосточной колесницы.
А вот ещё цитата из английской Вики:
Старейшим свидетельством войны на колесницах на древнем Ближнем Востоке является древнехеттский Текст Анитты (18 век до н.э.), в котором упоминается 40 упряжек лошадей (в оригинальном клинописном написании: 40 ṢÍ-IM-TI ANŠE.KUR.RAḪI.A) при осаде Салативары. Поскольку в тексте упоминаются упряжки, а не колесницы, существование колесниц в 18 веке до нашей эры остается неясным.
А это уже враньё. Вот оригинальная транслитерация текста:
URU-ri-ḭa [ḫu-la-li-eš-šar-še-it 1 LI-IM 4 ME ERÍN MEŠ AN
ŠU.KUR. RA ḪI.A KÙ.BABBAR (?)]
nu 40 ZI-[IM-TI ..........]
Где ZI IM TI означает «с ними те...»
Да, есть там в оригинале о повозках. Вот две последних строки:
tu-un-na-ki-iš-na-ma pa-iz-zi a-p[a-aš-ša]
[pí]-ra-am-mi-it ku-un-na-az e-ša-ri
Транслитерация кириллицей:
То уна киис на мя паицци а баясса
фира ам ми кугуна аз е цари
Перевод:
То уны киев на меня пойти боятся
«фирманы» мои (кагана) есть цари
И да, не факт что эти повозки были именно колесницами.
(фирманы-управляющие повозками)