блоки, посвященные творчеству Питера Паулюса Рубенса
all_collector — 06.09.2023Питер Пауль Рубенс – фламандский живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями по живописи были Верхахт, Тобиас, Адам ван Ноорт, являвшиеся его дальними родственниками, и Отто ван Веен, состоявший художником при дворе. Разносторонние интересы последнего оказали сильное влияние на формирование личности молодого Рубенса. Будучи большим знатоком истории и мифологии античности, ван Веен также находился под влиянием искусства итальянского Возрождения, что в полной мере передалось ученику. Помимо самой живописи, ван Веен был автором философского трактата о живописи, иллюстрировал стихи Горация, а также создавал гравюры на книжные сюжеты. Рубенс позаимствовал у учителя этот диапазон интересов, путём чтения книг стал всесторонне развитой личностью, отлично ориентирующейся как в древнегреческой философии, так и в античных геммах.
После четырёхлетнего обучения у Ван Веена, в 1598 году, Рубенс был
принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки, а в
1600 году отправился заканчивать своё художественное образование в
Италию.
Изучение и копирование лучших образцов античного и
ренессансного искусства помогли закрепить и применить на деле
полученные ранее знания, выработать собственную манеру и
индивидуальный стиль, так легко узнаваемый во всех произведениях
художника, а также отточить мастерство.
Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным
разнообразием, богатство его красок и жестов никогда не перестаёт
удивлять. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские
формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть
современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.
В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.
На полях блока изображен автопортрет художника с Изабеллой Брант. Следует отметить, что изображение на блоке зеркальное относительно оригинала.
Когда старший брат Рубенса Филипп женился, художник сказал, что сам он никогда в брак не вступит, потому что не сможет найти столь же достойную и идеальную во всех отношениях жену.
Но прошло несколько лет – и достойная партия для Рубенса нашлась. Причем, буквально в соседнем доме.
Женой 32-летнего художника стала племянница той самой
идеальной женщины, жены его брата.
Изабелле Брандт было 18 лет. Дочь антверпенского издателя
классических античных авторов, она была далека от круга придворных
светских красавиц. Этого круга Рубенс избегал всю жизнь, даже много
лет спустя, даже будучи уже дворянином и дипломатом, самым
известным европейским художником.
Но пока Питер Пауль еще дворянским титулом не награжден, к политике отношения не имеет и при европейских королевских дворах о нем еще мало слышали.
Он совсем недавно вернулся из Италии, где провел 8 лет при дворе Винченцо Гонзага и едва успел предстать перед эрцгерцогом Альбрехтом и инфантой Изабеллой.
Вскоре Рубенс напишет их портреты и будет сразу же принят придворным художником, причем на собственных условиях, с ежемесячным жалованьем. Скоро он купит в Антверпене землю и начнет строить огромный дом для своей молодой, пока еще бездетной, семьи.
Не удивительно, что юная Изабелла так быстро согласилась на брак. Во-первых, биографы Рубенса склоняются к почти сказочной версии взаимной любви с первого взгляда, а во-вторых, вынуждены признать Рубенса исключительно положительным и добропорядочным персонажем, ни разу не замеченным в мимолетной интриге или ветренном любовном приключении.
На почтовой марке блок изображен еще один автопортрет Рубенса с женой и сыном.
На втором блоке работы Рубенса «Сад любви», портрет маркизы Брихиды Спинолы Дории, портрет Елены Фоурмен-Рубенс и «Святые женщины у могилы Христа».
|
</> |