Блеск и нищета 109-й школы

Завтра 1 сентября. Ребенок идет первый раз в первый класс - для меня-то в третий и уж точно в последний раз. Два дня, вчерашний и сегодняшний, выдались бурными, суровыми и нервными. 109-я школа в своем репертуаре.
От разного рода завучи (см. наши весенние посты про стояние на сугробах в "живой очереди" на запись в 1 класс) я ждала подвоха и оказалась, конечно, права. Как же Завучь может без подвохов. Это ж не учитель, который отвлекается на уроки, детей и прочие малозначимые для педпроцесса мелочи.Рассказывать можно долго: как сначала собрали по 5 тыщ на все про все и немножко ремонт. А потом выяснилось, что в нашем классе не будет... парт и стульев. Их "забирают с собой" уходящие пятиклассники, которые покупали их за свои деньги. Нам предложили сделать то же самое. Или поставят жуткую рухлядь со склада. Родители в общем-то были готовы платить, но лично я высказала свое "особое мнение" и осталась возмутившимся меньшинством.
Если кратко, то я считала - и довела до сведения остальных, благо есть в почтовом клиенте кнопка "ответить всем", что столы и стулья - то единственное, что школа ОБЯЗАНА обеспечить первоклассникам. Прочее типа интерактивных досок, нормального кресла для учителя, жалюзи и всяческих кулеров - не обязана, даже если может. А парты и стулья - да, на это государство деньги выделяет. Еще я вызвалась побыть в классе главным скандалистом, раз уж все равно пробы ставить негде - многодетная, одинокая, да еще и журналист впридачу. И предложила задать вопрос, куды деньги делись, в департаменте образования и лично директору. Не все ж ему в газетах, в том числе и нашей, рассуждать про разумное-доброе-вечное и пути современной педагогики. Не все ж разговаривать с родителями так, как он беседовал накануне этого нашего стояния на сугробах, например, со мной...
Школу 109 я знаю давно. И схему проверок родителей на платежеспособность тоже. А также вечный страх родителей, что "на детях отыграются" (кто? учитель? это на нем администрация может сыграть как на ксилофоне). Эту школу нищей точно не назовешь. У нее масса "источников дохода" и "спонсоров". В этой школе ставят памятники (Окуджаве), отмечают юбилеи в цирке или большом концертном зале, отправляют особо одаренных детей из изостудии в Португалию, содержат конюшню, имеют платные теннисные корты... в общем, очень я это богатство люблю и уважаю. Но парты! Парт - нет. Только старые. Ах. Денег нет. Не перевели. На всех не хватает. Департамент медлит.
Был в советские времена такой анекдот: люди делятся на тех, кто получает 80 рублей, а врет, что 120, и тех, кто получает 120, а врет, что 80. Я не люблю вторых. К тому же мне была абсолютно точно и из первых рук известна сумма т.н. "добровольного спонсорского взноса", которую директор озвучивал в личной беседе тем родителям, которые "по микрорайону" попасть в школу не могли, но очень хотели. Об этих взносах директор говорил половину собрания в июне - настойчиво подчеркивая, что "на оценках это не скажется" и дело ну совсем-совсем добровольное, и если кто-то вдруг решил пожертвовать, то это он от чистоты помыслов...
Далее решаем задачку на сложение, умножение и последующее деление. В классах должно было быть по 25 человек и ни одним больше. Нашу "живую очередь" обрубили на 20 номере списка - чтоб было ровно 100 человек, вместе с 80 "переведенными" из детсада, который часть Центра образования... Уже в июне в классах оказалось по 30 человек. Сейчас в нашем классе - 35. Даже если допустить, что все дополнительно принятые - несчастные дети одиноких матерей и инвалидов... хм... ну да. Из очереди той взяли дополнительно очень немногих, мы "своих" в лицо помнили хорошо. Ну, свечку не держали, в карман не заглядывали. Но парты! И стулья!
В общем, не знаю, кто читал мое письмо, кроме собственно коллег-родителей, но через несколько дней пришла благая весть: парты все-таки закупит школа. Но в итоге даже позавчера этих парт не было и не предвиделось. "Они уже идут", - говорила администрация. "Я понятия не имею, когда они будут", - говорила завхоз. Учительница предложила провести первые дни занятий "на ковре". Завуч Вера Алексеевна воспротивилась. Во многом, видимо, потому, что такое событие просто не могло бы не быть увековеченным на пленку и буковки. Да и перед департаментом, как перед теми партизанами, неудобно бы получилось... А вопросам пиара в 109-й администрация придает такое же значение, как в безграмотной России большевистских времен - искусству кино.
То, что нам принесли из подвала, мы увидели вчера. Оббитые со всех сторон парты с отваливающимися крышками. Колченогие стулья модели "смерть колготкам", разноперые и ободранные. От парт и стульев явственно пахло кошками или крысами - не знаю, чем-то сугубо животным. Лежали они в подвале, так что неудивительно. Весь вчерашний день мы с особо активными родителями провели в роли грузчиков и чернорабочих. Отмывали, до чего дотягивались. Ездили на строительный рынок. Опять таскали и отмывали. Сегодня все продолжилось: парты упорно сопротивлялись ремонту, мы снова дернули на Калужский рынок, добыли там нужные болты, "и в стране дураков вновь закипела работа".
Нам с Саней, средним сыном, еще повезло: летом мы были в отъезде. А прочие родители от души гробились с ремонтом. Что-то там с ходу не заладилось, пол перекрывали два раза, ругая халтурщиков-строителей, призванных одним из пап, закупали новый линолеум, заливали гидроизоляцию, чинили текущую раковину... нахлебались, в общем, по полной. Собрали еще по 5 тыщ с тех, кто был в городе. Маячили еще и эти парты - плюс еще около 4 тыщ с родительского носа. Красота, в общем.
А сегодня мы стали подбирать в класс, кроме этих горе-парт стулья. И оп-па. На спинке чуть не каждого обнаружились дивные надписи: "лох", "скотина", "козлина", еще что-то густо замазанное черной краской типа "цензоред", разнообразные изыски пубертатного юмора, а также сентенция "шутить не вредно, вредно не шутить". Точно такие же слоганы и эпитеты мы отскребли с крышек парт - но против шариковой ручки на лакированной спинке даже "комет-гель" бессилен. Наши дети хорошо умеют читать печатные буквы. Слишком хорошо. Слово "лох" я восприняла на свой счет. А еще на счет крутившегося рядом Кольки - оставить его было не с кем и он с нами уже второй день "украшал класс к 1 сентября" с шуруповертом наперевес.
Заручившись устным согласием части родителей (остальные шептали "да что ж поделаешь, везде так, всегда так, только хуже будет, не надо!") и под обреченным взглядом учительницы я пошла к завучи Вере Алексеевне, очень кстати пришедшей в соседний класс посмотреть, как там идет уборка.
- Вера Алексеевна, можно вас на минутку? Тут у нас обнаружилось незапланированное учебное пособие и хотелось бы узнать о нем ваше мнение...
Ну чего? Кандидат демагогических наук звание не посрамила. Я свое самопровозглашенное звание скандалистки тоже. Но на фразе "это не нас надо винить, а вас - вы, родители, плохо воспитываете детей, и они в итоге пишут подобные вещи на партах" - в партере начался ропот. "Мой ребенок еще не умеет писать, и он только пришел в эту школу. Зато теперь точно научится!" Очень к месту вылез Колян с шуруповертом: "А я немножко читать и писать все-таки умею!"
Я завершила свой спич на высокой ноте типа "я считаю это оскорблением лично для себя и для моего ребенка!" и пошла мыть парты дальше, уступив место более спокойным коллегам. Оставила о себе ой недобрую, но долгую память. Потому что завуч срочно вызвала к себе нашу учительницу, что-то ей мощно вчитала, но сказала "пусть родители не кричат и не возмущаются, первые же парты, которые придут, будут ваши".
Ну спасибо, благодетели вы наши. Ну, спасибо. От лохов и скотов - нечеловеческое спасибо. Правда, поверю я в эти "благодеяния" только тогда, когда увижу эти самые парты. Потому что старые-то мы подкрутили по мере сил и оттерли. На них уже глаз положила продленка.
А параллельный класс психатаки не выдержал. Они эти злосчастные парты все-таки купили за свой счет. Их тоже мурыжили до последнего. Отчего ж не помурыжить, "пусть неудачник платит", а родительский инстинкт - худшая из неудач и главная человеческая слабость.
Все вроде бы решилось или решится в ближайшие дни. Но господи, до чего ж противно. Гораздо в большей степени, чем при оттирании пятен и надписей. Это другого рода брезгливость, и я ее вряд ли когда-нибудь изживу.
Правда, есть главный плюс, по сравнению с которым меркнут все эти кошками описанные пакости. Врач и главврач - разные профессии. Точно так же завуч и учитель - не родственники. А учительница у нас лучшая из всех возможных. И Колян, который крутился там два дня, имел в этом возможность убедиться. И говорится это сейчас не потому, что нам у Татьяны Анатольевны "еще 4 года учиться", а потому что ради этой учебы мы сюда и шли. Я стучу по всем деревяшкам и боюсь сглазить этот "счастливый билет".
Так что завтра наши смешные первоклассники придут в украшенный шариками, листиками, плакатиками и до блеска отмытый класс. Им будет хорошо - дети вообще не на мебель обращают внимание. У них впереди хорошие, хоть и не самые легкие 4 года. Ну, и у нас в общем-то тоже. Приключение - это правильно понятое неудобство. Жизнь состоит на 10 процентов из событий, а на 90 - из нашего к ним отношения. Вот и гаудеамус игитур, раз такое дело. А то будет что на парте написать новым первачкам в наследство, ой будет.
|
</> |