Благотворительность: прорыв или угасание

«На днях в Общественной Палате прошел форум
«Благотворительность в чрезвычайных ситуациях», посвященный
проблемам участия добровольцев и негосударственных организаций в
ситуациях природных и прочих катастроф, подобных лесным пожарам
лета 2010 года. Размышляя накануне форума над его темой, я поняла
одну горькую истину: вся деятельность НКО в России изо дня в день
похожа на тушение пожаров, мы каждый день находимся в чрезвычайной
ситуации, требующей неординарных реакций и недюжинных навыков
выживания. А все потому, что НКО в России страшно уязвимы и
подвержены массе неблагоприятных воздействий – как внутренних, так
и внешних».
(Мария Черток, CAF Россия)
Есть эффективные организации и волонтерские команды, умелые,
самоотверженные профессионалы и добровольцы, но, почему их так мало
на нашу огромную страну? Доступен мировой опыт, любые средства
коммуникации и многое другое. Но, где прорыв, где серьезная
поддержка гражданами, бизнесом, государством?
За молодежью – будущее, и равнодушие молодежи – явление для
благотворительности знаковое. Но это общероссийская проблема:
«…Главный вопрос заключается в том, чтобы превратить Россию из
территории поражения во что-то другое. Никто сейчас твердо не
знает, как это сделать. … А молодежь не может и не хочет жить
маленькими проектами.
… Я знаю другую молодежь. … И те, и другие бегут с территории
поражения. Смердит, понимаете? Пахнет поражением. Если пожилой
человек может с этим смириться, ну, в конце концов, сжать зубы,
перетерпеть, то молодой человек – не может. Он сходит от этого с
ума. Он хочет победы! Это почти биологический инстинкт.
… Не дайте ему сузиться, и тогда молодежь побежит в эту сторону.
Пойдет туда. И проявит все то же самопожертвование и аскетизм, и
мобилизацию, и энергию, и все, что хотите».
(Сергей Кургинян, Видеосюжеты. Молодежь против
поражений)
Благотворительный сектор в России сейчас - территория поражения
(отступления), где отдельные самоотверженные отряды спасают, кого
могут.
Общество, большей его частью, дистанцируется от
благотворительности. Видит ее только как крайности – либо «воры»,
либо «не от мира сего». Общество не хочет связываться ни с теми, ни
с другими! А зачем явлению «не от мира сего» влиятельная,
эффективная инфраструктура? Это ведь будет зеркало для общества –
не хочет оно таким отражением любоваться, аппетит себе
отбивать…
Профессиональный рост, научный рост, карьерный рост – преобладающие
мотивы в молодежной среде. Что благотворительный сектор может
предложить своё, притом настолько убедительно, чтобы человек
выделил заметную часть своего времени и других ресурсов,
пожертвовал развлечениями? Не пора ли признать, что основной «мотив
и ресурс» благотворительности, это СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ, которую она
защищает. Но, если эти ценности не проработаны, не объявлены в виде
внятной концепции (или доктрины) – под какие знамёна созывать
добровольцев? Или они не нужны, а достаточно «ликвидационной
команды»?
Приведу выдержки из интервью журналу «Шпигель» 44/2008 от
25.10.2008, близкого сподвижника Папы Бенедикта XVI, архиепископа
Мюнхена и Фрайзинга Райнхарда Маркса:
"Шпигель": А почему Вы именно сейчас занялись Карлом
Марксом?
Маркс: Одна фундаментальная мысль занимает меня уже много лет. Она
содержится в энциклике Centesimus annus, провозглашенной Иоанном
Павлом II после крушения коммунизма. Он сказал: если капитализм не
сможет действительно разрешить фундаментальные проблемы
справедливости, солидарности и свободы человека, а лишь углубит
рвы, разделяющие людей, то вернутся старые идеологии. И имел в виду
он, конечно, именно марксизм. Этот вывод кажется мне весьма
логичным.
"Шпигель": Социальная рыночная экономика была не только успешным
ответом на чистый капитализм – ее понимали и как модель,
противопоставляемую социализму. Вы согласны с необходимостью
возврата к идеологии социальной рыночной экономики?
Маркс: Без этического и правового каркаса капитализм оказывается
враждебным человеку. Это главное, что приходится осознать в наши
дни, это мой вывод из финансового и банковского кризиса.
"Шпигель": Есть ли взаимосвязь между крахом коммунизма и тем, что
капитализм стал совершенно разнузданным?
Маркс: К сожалению, да. Пока шло соревнование систем, не все можно
было себе позволять. И вдруг давление исчезло. Я уже несколько лет
назад высказал свой взгляд на это: разнузданная спекуляция – это
грех. Многие тогда нападали на меня – как можно, мол, такое
утверждать. Только-только люди получили возможность заработать
немного денег, и тут ты объявляешь это грехом. А я отвечал: это же
безрассудство. Уже тогда чувствовалось, что так можно зайти слишком
далеко.
Вывод лежит на поверхности и показательно, что он следует из
высказываний крупнейшего консервативного религиозного иерарха:
Благотворительность, как социальный институт, должна не просто
«подчищать» издержки капитализма, а, опираясь на базовые этические
ценности справедливости, солидарности и свободы (которые едины и
для христианина, и для коммуниста), стать мощным фактором усмирения
«дикого» капитализма и балансировки всего общества. Перед западной
благотворительностью, при наличии СССР, такой задачи не стояло.
Почему в нашем общественном сознании укоренились такие жесткие табу
на апелляции к фундаментальным человеческим ценностям? Может быть
потому, что в любых ценностях, помогающих человеку стать
Человеком (а не рабом), видят опасность? Так давайте
скажем честно и открыто – благотворительность, в своей не
изуродованной форме, всегда представляет опасность для любого
корыстного интереса. По меньшей мере – как демонстрация
альтернативы. И, опираясь на Гуманизм, всегда является
раздражителем, ограничителем для капиталистического произвола.
На смену Модерну пришла эпоха Постмодерна, с его отрицанием
Ценности и Подлинности, а значит – и с убийством
Благотворительности. В отличие от Запада, мы оказались вброшены в
ужасы постмодернизма разом, с распадом советской системы. Новые
ценности не появились – их заменили деньги, для многих ставшие
единственными ценностями. Мы провалились НИЖЕ традиционного
западного общества. Свобода, Равенство, Братство… Гуманизм –
ценности, сделавшие западную цивилизацию великой – где они в новой
России?
Западная благотворительная традиция опирается на ценности
религиозные и ценности Модерна. И на относительно эффективные
институты. Но, во-первых, реальность постсоветского пространства
несопоставимо жёстче (что не отвергает западного опыта, лишь
указывает на его недостаточность). Во-вторых, новые глобальные
вызовы неминуемо изменят повестку и для западной
благотворительности, и нет гарантии, что она с этой новой повесткой
справится. Тогда будет востребован уже российский опыт (если он,
конечно, будет создан).
СССР пытался радикально решить основные социальные проблемы, что
делало естественным желание дистанцироваться от «буржуазного
подхода» к благотворительности, как к некоторой компенсации
неизбежного (побочного) зла капитализма. Но разве типичные явления
советской жизни (включая самоотверженный труд учителей и врачей,
комсомольские стройки, тимуровские и экологические отряды,
донорство, ДНД и многое другое) не относятся к благотворительности
по сути, даже если форма не укладывается в традиционные
представления? И разве мы вправе не использовать положительный
советский опыт?
Что бы двигаться дальше, необходимо освободиться от многих
въевшихся клише и стереотипов сознания, включая терминологические,
обратиться к сути явлений.
Благотворительность – Творение Блага.
Творение, творчество – опирается на религиозную и светскую
метафизические традиции: от Божественного Творения – до Творчества,
как труда, освобожденного от отчуждения (свободного и
добровольного).
Благо – можно определять с помощью нравственного
императива: не делай другим того, чего бы не пожелал
себе.
Благотворительность – любая добровольная деятельность на
благо, не обусловленная обязательным обменом. Твари
Благо, а воздастся или нет, – решит Бог (или
Общество).
В свете серьезного, ценностного, аналитического подхода, дискуссии,
периодически вскипающие в очень узких (увы) общественных слоях -
о рыбе или удочке, корысти, и подобных частностях, - это
снижение уровня, примитивизация. А по сути – шоу для стравливания
пара, призванные отвлечь публику от подлинной проблематики.
Благотворительному сообществу необходимо определиться со
своей ролью. Или оно остается «отрядом прикрытия» для отступающего,
разлагающегося общества в своем жертвенном порыве утешающем и
спасающем кого сможет. Или оно вспоминает о Ценностях, мобилизует
себя и превращается в «отряд Прорыва», прокладывающий путь к
спасению для всех.
|
</> |