Бизнес вместо города
gre4ark — 13.03.2019За что люди любят торговые центры? Там красиво, чисто, туалеты, много магазинов, есть чем заняться и так далее. За что торговые центры любит бизнес? За покупателей. Поэтому между людьми и бизнесом появляется посредник — девелопер и управляющая компания. Единая дирекция занимается уборкой, поддержанием, охраной, дизайн-кодом и многими другими аспектами в рамках договора аренды площадей.
В масштабах города эту функцию выполняет администрация: создаёт условия для развития бизнеса и удобной жизни, организует общественный транспорт и мобильность для соединения всех жителей в одно целое (сведение контрагентов), поддерживает порядок в городе и так далее по списку. Но иногда она не справляется, что становится критично для жителей и уличного бизнеса — тогда появляются ассоциации предпринимателей, которые берут на себя функции города.
Business improvement district — это общественные товарищества или ассоциации предпринимателей и собственников помещений, объединенные по территориальному признаку. Подобные организации впервые появились в 1970-е в Канаде для повышения капитализации местного бизнеса, затем они появились в США и Англии. На тот момент многие администрации не могли справиться с преступностью, наркоманией, бездомными или безработными, улицы находились в удручающем состоянии. Потенциальные покупатели старались поскорее добраться домой, из-за чего страдал бизнес.
За счет создания комфортных улиц и безопасной среды для жителей компании хотели повысить продажи и привлекательность района, но ни один частный магазин не смог бы справиться с этим самостоятельно — решать проблемы решили сообща. Предприниматели (иногда и жители) соглашались платить ежемесячный взнос в BID, который направлял деньги на благоустройство, социальные программы и даже на дотации желаемым арендаторам. Например, если бизнесу не хватает покупателей среднего класса, то можно было установить хорошую детскую площадку за общие деньги для привлечения семей с детьми. Или открытие Дома быта для местных жителей, чтобы они не ругались на громких посетителей баров.
Изначально BID было необходимым условием для выживания, но сегодня это способ повысить эффективность управления, привлечь больше посетителей, усилить локальную идентичность и участвовать в обсуждении проектов на более высоком уровне. BID не отменяет обязанностей города по отношению к территории, но он становится сильным игроком (стейкхолдером), которого власти не могут игнорировать.
На 2017 год в Англии действует 309 BID: 261 штука развивают центральные улицы и кварталы через создание привлекательной городской среды; 27 занимаются подъёмом промзон; 5 направлены на туристическую инфраструктуру на территории; есть даже flood defense BID — ассоциация бизнесов, чьей главной целью является борьба с наводнениями на своей территории.
New West End Company — пример крупнейшего в Великобритании объединения, они представляют интересы предпринимателей на 74 улицах, в том числе на трёх главных торговых улицах Лондона: Оксфорд-стрит, Ридженс-стрит и Бонд-стрит. BID предоставляют арендаторам те же услуги, что и торговый центр: централизованная охрана, сервис подбора персонала, отдел маркетинга для привлечения покупателей, удлинение времени их пребывания и объема покупок; отдел исследований для оптимизации бизнеса и повышения дохода.
BID может подсказать, какими языками должен владеть персонал, какое время работы выгоднее и так далее. Кроме арендаторов New West End Company взаимодействует с собственниками и является влиятельным стейкхолдером. Например, эта ассоциация лоббировала интересы участников при планировании Elizabeth line и помогала в разработке стратегии улучшения района Оксфорд-стрит. Это направлено на повышение экономической активности и популярности района в долгосрочной перспективе. Подобное же происходит и в США: в Нью-Йорке подобная ассоциация активно поддерживала создание пешеходной зоны на Таймс-сквер.
С 2012 года в среднем число BID в Великобритании прирастает на 25 штук в год. Выплаты в BID составляют 1,5% от прибыли в 28% BID, 1% от прибыли в 27% BID и только в 10% ассоциаций они составляют 2 и более процента от прибыли. Многие BID берут проценты только начиная с определенного размера компании, ещё во многих BID действуют специальные льготы для благотворительных магазинов и других социокультурных проектов. В среднем доход предприятий, входящих в состав BID, возрастает на 31%.
Такие объединения даже поддерживаются правительством Великобритании, хотя это не фонды, а всё-таки коммерческие структуры. Но есть к BID претензии.
- Бизнес из новых домов оплачивает ремонт старых домов других членов.
- Жители могут испытывать неудобства из-за популярных улиц, но именно за такие улицы выступают BID.
- BID частично берут на себя функции городских властей, но общественность не может их контролировать. Там есть Совет Директоров, куда также приглашают представителей городских властей, но жителей игнорируют.
- Местные чиновники расслабляются и перестают работать.
- Страховка, пенсия и оплата труда дворника от города заметно лучше, чем у дворника от BID. Объём работы одинаковый, но страдают трудовые права.
Я использовал статьи Альтернатива торговым центрам: опыт Лондона, Территориальные ассоциации бизнеса: исследование международного опыта и публикацию Петра Иванова. Если тема заинтересовала — рекомендую пройти по ссылкам и прочитать их полностью.
Поделиться записью:
Посты по теме:
Что новый парк изменит в людях?
Опасность гражданских инициатив
|
</> |