Бизнес не по шаблону – миссия выполнима?

топ 100 блогов lica_alica26.02.2018 Будет много высоких слов, от которых я обычно шарахалась и в которые редко верила. До этого интервью...

Кому стоит читать:
- Тем, кто убежден, что у нас не «всепропало».
- Тем, кто верит в существование бизнеса не ради мошны.
- Тем, для кого предприниматель – не ругательство.
- Тем, кому интересны яркие люди.
- Тем, кто верит в идеалы.
- Да просто тем, кто доверяет лично мне, потому что мне этот рассказ не обещает никаких
дивидендов, кроме удовольствия поделиться тем, что узнала))

Кому не стоит читать:
- Озлобленным на мир Фомам Неверующим и всепропальщикам любых мастей.

Удивлены? Где я и где большой бизнес? Да на тех же местах, где и были по отношению друг к другу, не пересекаясь ни на секунду. Вот только #хорошобытьблогером, это порой приводит тебя в такие места! к таким людям! Правда, вам пока ни о чем не скажет конкретное имя, так что я переверну с ног на голову жанр интервью и...

Бизнес не по шаблону – миссия выполнима?

Просто вспомните, ведь многие из нас в детстве хотели изменить мир, сделать в будущем что-то такое, чтобы все люди были счастливы и здоровы, чтобы не было в этом новом мире безразличия и жестокости. Кто-то «перерос» и решил, что повзрослел, раз избавился от фантазий, а кто-то, повзрослев по-настоящему, не дал пропасть в себе тому, чем его наградила природа, включая и доброе сердце. Вот он-то и смог направить свой талант и знания именно на то, о чем мечтал когда-то – сделать этот мир хоть немного поприятнее.

Уже гложут сомнения, что так бывает? Ну, тогда попробуйте представить, что еще в 80-е годы прошлого века ты уже программист, хотя пока и школьник. Попробуйте представить, что живешь ты на краю земли, а перед тобой настежь открыта дверь лучшего вуза твоей огромной страны. Многие от такого откажутся и выберут детскую мечту делать мир добрее, а не опаснее? Многие вообще задумаются при этом о нравственной стороне гарантированной профессии? Многие сломают предопределенность будущей вполне сытой жизни ради радости каждодневной помощи людям? Пафосно звучит, да... Но, пожалуйста, забудьте это слово, пока читаете. Я тоже была скептиком до нашего разговора, а теперь верю и знаю, что «все не то, чем кажется, и не наоборот». Возвращаясь же к рассказу о герое, скажу, что МФТИ тогда своего юного гения не дождался, он остался в своем Владивостоке и пошел учиться на педиатра.

То время не забудешь. Владивосток – город хоть и нашенский, но уж очень далеко от Большой Земли. Очереди, очереди, очереди, 300 грамм в одни руки, пока мама в одной, ты караулишь другую... Дальше – хуже. 90-е, карточки, пустые не только магазины, но и аптеки. Кто тогда болел сам или лечил близких, особенно не в Москве, не помнить не могут. Врач моих детей при мне звонила в аптеку нашего поселка и на повышенных тонах требовала, чтобы я получила выписанное лекарство. Я шла, а мне, глядя в глаза, говорили, что его нет. Возвращалась за два километра к врачу, она снова звонила, уже угрожая, я снова в аптеку, и – о, чудо! Бронхолитин у меня в руках, сын будет дышать без адского свиста в груди...

Это я, пациент, а человек, о котором идет речь, видел это изнутри и понимал ситуацию глубже, а потому решил, что помощи от беспомощного врача людям будет мало:

- Людям просто нужны лекарства. Вот просто нужны лекарства, чтобы они были. Я понял, что надо стать не столько врачом, сколько что-то сделать, чтобы они появились. Мне было 20 лет, и я видел: есть проблема, и ее никто не решает. Ну, не решает, а ты что сидишь? Почему не ты? И я, ничего не зная, откуда берутся лекарства, как они попадают в аптеки, просто решил этим позаниматься. Еще во время учебы.

- И сейчас это аптечные гипермаркеты и целый холдинг с вашим именем. Лучшая аптечная сеть Приморского края – это, как говорится, мнение снизу. Я ведь накануне нашей встречи просто позвонила своим в Уссурийск, спросила и получила именно этот ответ. Так как? Почему? Почему у нас тут тьмы и тьмы аптечных сетей, но вряд ли кто-то однозначно назовет лучшую, а ваша при не меньшей конкуренции заслужила такую репутацию?

- Потому что с любовью. Потому что чем больше и искреннее ты отдаешь, тем больше тебе возвращается.
Вообще, поначалу у нас ведь не было аптек. У меня была изначальная цель – обеспечить Приморский край лекарствами, и я этого добился: был фармацевтический склад, оптовая торговля. Но в какой-то момент, в 2000-м году, когда компания была уже немаленькая, сами сотрудники подошли ко мне с тем, что этого мало, что нужно больше не в плане бизнеса, как такового, а в плане его смыслов. И тогда общими усилиями мы выработали свою миссию, свое видение, свои ценности, и с этого момента стали идеологической компанией.

Мы занимаемся бизнесом для того, чтобы улучшить качество жизни людей. Бизнес – это наш инструмент, с его помощью мы закрываем потребности людей в чем-то, им необходимом. Мы не просто продаем. Ну, хорошо, открыли аптеки, они существуют. А что мы можем дать такого, чтобы жизнь людям улучшить? Ну, понятно, цены можно опустить, а еще что? Мы бы хотели, чтобы при входе в аптеку у людей уже настроение поднималось, чтобы энергия ощущалась теплая, чтобы забота о них видна была. Чтобы не только лекарства, но и мы их своим гостеприимством и заботой уже в каком-то смысле лечили. А давайте, краски поменяем, а давайте то, это? А давайте, чтобы он только подумал и уже мог заказать, чтобы ему даже идти не надо было. А давайте сайт, мобильное приложение. Давайте, чтобы он ночью мог себе заказ сделать. Чтобы по разным точкам не бегать в поисках, чтобы заказать все сразу и в одном месте, даже если прямо сейчас в городе вообще чего-то необходимого нет. Создали агрегатор, сейчас у нас 30 тысяч наименований, это ведь ни одна аптека России даже близко себе позволить не может, а мы готовы через год и до ста тысяч довести.

Бизнес не по шаблону – миссия выполнима?

У нас критерий бизнеса – не выгодно это для нас или невыгодно, а по нашей миссии или не по нашей миссии. Каждое бизнес-решение мы прогоняем через «а это будет лучше для нашего покупателя или хуже?» Пример? Спиртосодержащие товары, наркотики качество жизни не улучшают, это не по нашей миссии, поэтому у нас есть твердые правила, лечащие уже не только отдельных людей, но и общество: настойкой боярышника или чем-то подобным мы не торгуем, наборы лекарств, которые известны всем наркоманам и не менее известны фармацевтам, мы не продаем. Мы даже шприцы не выкладываем в торговый зал и продаем их только с рецептом на инъекционные препараты. Вот так, всех наркоманов от себя отвадили и все же прекрасно себя чувствуем с точки зрения экономики.

- Но у вас ведь теперь очень большая команда, неужели все разделяют эти убеждения?

- Да, это уже вторая плоскость нашей работы. Именно тогда, когда мы осознали нашу миссию, то приняли естественное решение, что и команду будем подбирать такую, чтобы разделяла ее с нами. Не все, конечно, не все к этому готовы, но мы сейчас всем говорим, что у нас реально идеологическая компания и люди принимаются на работу по идеологическим соображениям. (Я думала, что уже никогда этот термин не будет иметь в моих глазах позитивную окраску, и как же на удивление здорово было принять тот факт, что ошибалась.) Поэтому у нас очень серьезный подход к отбору кандидатов, и при этом очередь к нам, да... Вакансии редки, от нас ведь не уходят.

Одна цифра. Текучка кадров в ритейле меньше 30% считается очень хорошей. У нас – 3%. Признаться, нам не верят, что такое возможно. А мы свой персонал обучаем, развиваем, помогаем не только профессиональному росту, но и личностному. Это тоже укладывается в миссию, потому что улучшать надо жизнь не только клиентов, но и собственных сотрудников.

- Помню, что несколько лет назад был сюжет по ТВ об очень нестандартной благотворительности, и только сейчас поняла, что это ведь именно о вас рассказывали!

- Благотворительность у нас началась буквально с первыми деньгами. Очень важно, что она тоже меня развивала. В том плане, что раздавая вначале ту самую условную рыбу, ты что-то делаешь, к тебе обращаются все больше и больше, но в какой-то момент ты осознаешь, что нет денег, времени и сил помочь всем, что наступает момент что-то менять, искать способ дать удочку. Мы занялись обучающими программами для детей из детских домов, малообеспеченных семей. Вообще, всем тем, что способствует социализации – рисование, программирование, танцы, пение, чтение... И не только дети, еще спорт, еще помощь бывшим учителям, сотрудничество с Российским Детским фондом, разовые акции, конкретная помощь тем, кому без нее беда.

А нестандартная, да, есть и такая. Может быть, вы знаете, что в государстве есть программа по обеспечению семейных детских домов жильем на селе. Но что это, пустой дом в селе? Без ничего. Тот еще подарок. Хозяйство свое просто необходимо! И вот мы решили дарить ...корову. Кормилицу. Тоже ведь своего рода удочка, ей руки нужны, уход, время. Купили пять коров, раздали в такие семьи с условием, что если родится телочка, то она тоже будет для кого-то таким подарком. Прошло несколько лет, теперь наше коровье поголовье уже около 40 штук.

- Но ведь вам и всего этого оказалось мало?

- Да, в 2010-м пришло осознание, что мало. Жизнь наша работа и благотворительность улучшает, но каждому по чуть-чуть, а хотелось большего. Чего-то еще более серьезного. Были попытки пойти в политику, после чего многое в этом деле понял и... начал искать другие пути реальной помощи людям. А они есть. Серьезная благотворительность должна поддерживать не просто отдельных людей, а общественную деятельность, причем бизнесменов-общественников у нас как-то почти и не наблюдается, что в корне неверно. Цель бизнеса – закрывать потребности общества, а не извлекать прибыль. Прибыль – инструмент, а не цель, именно тогда бизнес наполняется смыслом. Да, без прибыли бизнес умрет, как человек без дыхания, но ведь не ради дыхания живет человек!
_____

Невозможно перенести сюда все дословно, я ведь понимаю, что читать – это не слушать живого, увлеченного, умного и успешного человека. Просто знайте: история того, как личная стратегия жизни, основанная на принятой миссии, дала основу стратегии развития предприятия, общественных организаций и - бери выше - страны – она реальна, это не громкие слова. Причем ключевое – история эта человека живого в самом широком смысле слова. Потому что только такой мог заняться превращением своего предприятия в живую организацию, участвовать в движении «Живые города». Не изменить страну, не начав с себя, а ведь предприятие, место работы – место, где и можно раскрыть свою реализацию, свой потенциал творческий, тот набор талантов, что дан тебе с рождения. Предприятие – как среда, как атмосфера развития. Не построить новое общество, о котором столько говорится, кричалками на митингах, если члены его не научатся Жить. Именно с большой буквы, по-настоящему, получая энергию и радость от работы и творчества, принося пользу, служа людям. Не механически, не отбывая время. Одно такое предприятие, другое, третье... Малые ручейки, сливаясь, рождают реки и моря - не секрет же.

Звучит чистым идеализмом, почти утопией, но ведь работает, уже работает! Я ведь все это время и говорила о такой организации, говорила своими словами и прямой речью ее создателя. Помните цифру в 3% текучки? Помните о миссии заботы о людях? Так когда в организации комфортно сотрудникам, не менее комфортно и тем, кто приобретает у них услугу. Вот вам и круговорот добра в природе. С работы психология неравнодушия попадет в семью, из семьи – вовне, со временем люди объединятся в сообщества и уже как сообщества будут делать что-то полезное для своего города. И вот после этого оживет и город, станет Живым...

Ну, что ж, пора заканчивать. Пора сказать спасибо каждому, кто зашел в привычный журнал, а обнаружил там вот это неожиданное и дочитал его до конца. Пора назвать героя этого перевернутого с ног на голову то ли интервью, то ли рассказа для единственной любопытной слушательницы. Александр Монастырёв – Президент холдинга Монастырёв.рф, Президент Благотворительного фонда А.В.Монастырёва, Президент Союза «Во имя добра», член правления движения «Живые города», эксперт Агентства стратегических инициатив, Президент Федерации легкой атлетики Приморского края и прочая, и прочая... И просто удивительный человек, с которым мне повезло познакомиться! Почему вам стоит это имя запомнить? Ну, хотя бы потому, что человек с такой целью в жизни разве остановится на одном Приморье?! Ждите, будет и на нашей улице праздник знакомства с его живой компанией.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это комплементарный ответ "адептам" ЫЫ которые на голубом глазу утверждают что ихний ЫЫ способен творить чудеса и заменять всех работников умственного труда. Дело в том что в вопросе позитивного применения ЫЫ мяч на поле доказывающих а не на поле тех кого они могут заменить ))) ...
...
Ребенку год. Семья рушится. За один вечер изменилась жизнь. Муж поехал в гости к другу - попить пива. В среду озвучил желание-немножко поругались, так как маленький ребенок и я хотела провести вечер пятницы вместе. Ну все равно поехал и обещал к 23.30 вернуться. Я, конечно, весь вечер ...
В альманахе «Warship International» №3 за 1974 лохматый год попалась любопытная заметка о внешних отличительных особенностях тяжелых крейсеров типа «Адмирал Хиппер». Вероятно, для многих эта информация не станет новостью, тем не менее, в качестве пособия по быстрому опознаванию кораблей ...
В верхнее тематическое оглавление Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы) Вчера смотрела по НТВ в «Последнем слове» дискуссию под таким слоганом: «Власть считает народ чернью. Интеллигенция называет быдлом. А звезды ...