рейтинг блогов

Бизнес настольных игр

топ 100 блогов fritzmorgen26.11.2018 Бизнес настольных игр

Одна из самых приятных со всех точек зрения вещей в современной России — это возрождение серьёзной индустрии настольных игр. Я ещё не встречал ни одного противника настолок: напротив, на фоне эпидемии смартфонов настольные игры выглядят лучами света в тёмном царстве компьютерной матрицы.

Я пишу «возрождение», так как до революции настольные игры были весьма распространены, о чём мы можем знать хотя бы из классической литературы. Кроме вошедших в анекдоты «фантов», были ещё и всякие «гуськи», и «охоты с борзыми», и «гонки велосипедистов» и прочие довольно сложные игры, которые вполне уместно смотрелись бы даже на полках современных магазинах.

В СССР настольные игры тоже выпускались, однако по объективным причинам их количество было относительно невелико: мешали сложности с производством, громоздкая система плана и вынужденное обособление от иностранного опыта.

Сейчас, к моему глубокому удовлетворению, настольные игры снова стали разнообразными. Лично я с понятным одобрением отношусь ко всем жанрам, однако играть всё же предпочитаю в простые и «физические» — например, в близкую любому государственнику игру «Не раскачивай лодку»:

https://www.mosigra.ru/Face/Show/Dont_Rock_Boat/

Вот моя беседа с игровым экспертом: директором по маркетингу сети магазинов настольных игр «Мосигра» соавтором книги «Бизнес как игра» и большим знатоком по части настольных игр — Сергеем Абдульмановым.

«Мосигра» уже десять лет доставляет из-за рубежа лучшие игры в Россию и разрабатывает их сама. Компания началась с двух энтузиастов и фанатов настолок — Дмитрия Борисова и Дмитрия Кибкало, которые делали игры сначала для себя, а потом сумели развить хобби в огромный бизнес.

Кроме разных жизнеутверждающих нюансов игрового бизнеса будут в беседе и неприятные моменты — к сожалению, причины, по которым кое-что приходится заказывать в Китае, не слишком-то лестны для отечественных производителей.


О популярности настольных игр

О.: Как вы считаете, чем вызвана популярность настольных игр?

С.: Во-первых, как ни странно прозвучит, компьютерными играми и социальными сетями.

Люди все еще хотят встречаться в реальной жизни, но когда пообщаться и поиграть можно не отходя от компьютера, то повод для встреч отпадает. Настолки дают этот повод и упраздняют вопрос «чем заняться?».

Во-вторых, кризисом. В такие моменты у людей формируется запрос на клевые и недорогие подарки. Когда подарочные сети разорялись, мы чувствовали себя на подъеме, потому что настольная игра недорого стоит, она презентабельно выглядит и точно не станет подарком, который будет пылиться на полке. Плюс игру можно подарить и сразу же поиграть компанией.

Бизнес настольных игр

О.: Кто покупает игры чаще всего?

С.: Те, кто заходит в наши магазины. Если более подробно, то это люди 25+, которые ищут развлечения для вечеринки, либо просто подарок для другого человека.

Частыми покупателями бывают родители, которые хотят, чтобы дети с ними общались, а не уходили с головой в смартфоны и ПК. К тому же, ребенок получает от игры не только общение, но и тренирует мозги.

Бизнес настольных игр

О.: Играет ли в ваши игры старшее поколение?

С.: Если говорить о пенсионерах, то это довольная узкая аудитория, самый частый запрос от которой — игра в подарок внуку на праздники.

Однако мы знаем историю, когда игру про сравнение цен в СССР «Comparity CCCP» завезли в деревню близ Владивостока, и она всем так понравилась, что люди даже чемпионаты по игре устраивали — вспоминали свое советское прошлое.

https://www.mosigra.ru/Face/Show/Comparity_cccp/

Бизнес настольных игр

А еще у старшего поколения есть культура игры в домино, шашки и шахматы, поэтому пенсионеры и люди предпенсионного возраста очень хорошо встречают игры на логику.

О.: Какие игры делают больше всего продаж?

С.: Во-первых, это «Шакал» — стратегическая игра про пиратов, созданная в 1970-х в МГУ. По правилам от 2 до 4 игроков высаживаются на острове, где спрятан клад. Побеждает тот, кто первым найдет клад и доставит его на корабль.

https://www.mosigra.ru/Face/Show/jackal_inexpensive/

Бизнес настольных игр

«7 на 9» — карточная игра на скорость сложения и вычитания. На стол кладется карта, например, «4±1», значит, закрыть ее можно либо тройкой, либо пятеркой. Кто быстрее всех будет считать и избавится от своей колоды, тот победил.

https://www.mosigra.ru/Face/Show/7_na_9/

Бизнес настольных игр

«Данетки» — игра для детективов. В наборе с игрой есть карточки с описанием загадочных ситуаций, на которые нужно пролить свет, задавая вопросы другому игроку. Правда, отвечать другой игрок может только «да» или «нет», что очень усложняет задачу.

(https://www.mosigra.ru/Face/Show/danetki/)

Бизнес настольных игр

«Ерш» — игра 18+. Правила очень просты: игроки тянут карточки с заданиями, и, если не хотят их выполнять — пьют штрафной стакан пива:

https://www.mosigra.ru/Face/Show/ersh/

Бизнес настольных игр

Еще есть классная игра «Имаджинарум», крайне интересная игрушка, в которой игрокам нужно придумывать ассоциации к картинкам сумасшедших художников:

https://www.mosigra.ru/Face/Show/imadjinarium/

Бизнес настольных игр

Вот небольшой подарок для ваших читателей — кодовое слово «Фриц» даст скидку в 10%. Слово нужно назвать по телефону при подтверждении заказа в интернет-магазине (есть доставка по РФ), либо в рознице Москвы на кассе. Действовать будет до 31 декабря:

https://www.mosigra.ru/allgames/


О разработке

О.: Сложно ли найти хороших разработчиков для игр? Какие именно профессии вам нужны?

С.: Если говорить о разработчиках как об авторах настолок, то да — сложно. Дело в том, что нашему рынку лет 15, а рынку США и Германии 80-90 лет, с этими монстрами молодой автор должен конкурировать. То есть у автора должна быть такая игра, которой ещё не было на рынке, с крутой механикой. Такая игра, чтобы мы выбрали именно ее, а не локализацию зарубежной игры.

Тут ведь как в литературе: порог вхождения низкий, поэтому в писатели идут многие, а заработать на этом практически невозможно, и издательства забиты очередями на оценку редакторами. Автор настольной игры должен уметь создавать крутые механики раз за разом, а не одну единственную в жизни. Вот таких авторов мы ищем и издаем.

О.: У вас работают, в основном, фанаты настольных игр?

Бизнес настольных игр

С.: В нашем офисе в игры играют часто и много, у каждого сотрудника есть несколько любимых настолок. Всегда, когда мы собираемся компанией, идем в гости или куда-нибудь едем, у нас с собой есть несколько настольных игр.

У нас даже на визитках написаны названия любимых игр, что до умиления радует наших иностранных партнеров. Так, вроде, больше никто не делает. Например, у меня на визитке — игра «Сопротивление» — это такая вариация на тему «Мафии», но с большим уклоном в логику и выдержанная в антураже антиутопического киберпанка.

https://www.mosigra.ru/Face/Show/soprotivlenie/

О.: Какой основной источник идей для новых игр: перевод лучших западных образцов или создание собственных? Меняется ли что-нибудь при переводе (помимо языка, разумеется)?

С.: Перевод и локализация — это разные вещи. Игры именно локализуются, а это не сводится к просто переводу. У нас немного другая задача — донести до конечного покупателя лучшие настольные игры со всего мира.

Локализацию мы любим. Она очень выгодна тем, что вы покупаете лицензию, а производите здесь — в России. То есть вам не нужно везти из-за границы товар и платить на таможне, а значит — можно оптимизировать розничную цену на полке.

Бизнес настольных игр

Локализация, повторю, — это не просто перевод. При локализации происходит полная адаптация игры под наш рынок с учетом национальных особенностей.

Был случай локализации популярной американской игры, в которой было много вопросов о битвах в период гражданской войны в Америке, про американских писателей и прочее. Все это было заменено с учетом наших культурных особенностей и истории: на наших писателей и наши сражения.

О.: Изучали ли вы советские и дореволюционные настольные игры, выпускаете ли какую-нибудь из них?

С.: Многие игры имеют корни из прошлого. Та же «Мафия», например, имеет долгую историю и постоянно эволюционирует. На примере «Сопротивления» это хорошо видно.

https://www.mosigra.ru/Face/Show/mafialux/
https://www.mosigra.ru/Face/Show/soprotivlenie/

Какие-то игры вообще не претерпели изменений. Помните «тот самый» настольный хоккей, в котором фигурки железные гнулись? Так вот, он все ещё производится в Омске на том же заводе.

«Шакал» тоже родом из 70-х. Тогда он, правда, игрался на бумажках и «коробочной» настольной игрой не был.

Вообще, сильно увлекаться прошлым не стоит. В то время механики игр были легче, и мода другая. Сейчас очень сильно поменялись требования к порогу вхождения, к интересности игровых событий. Да и фантазия у современного человека немного по-другому работает.

В плане фантазии, кстати, голландцы очень хороши. Они как-то играли в нечто похожее на нашего «Крокодила». В ходе игры у них кто-то слег — то ли от алкоголя, то ли от чего-то ещё. В общем, когда приходил его ход, друзья его поднимали и прямо на нём показывали ответ. Так родилась игра «Время Валеры», где игрокам нужно объяснять задания в карточках при помощи резиновой куклы. Игра стала бестселлером на родине, а теперь и у нас завоевывает рынок:

https://www.mosigra.ru/Face/Show/vremia_valery/

Бизнес настольных игр

О.: На ком вы тестируете новые игры?

С.: Как ни странно, на людях. У нас есть специальная команда тестировщиков, которая знает, как разбирать игру, в каких местах искать дыры в балансе и механике в целом. Есть люди, которых мы, условно, с улицы приглашаем, — они играют в игры, а тестировщики за ними наблюдают — смотрят, какие у них затыки, пытаются понять, в каком месте что-то пошло не так. Любая игра проходит эти две операции.


О Бизнесе

О.: Выгодное ли это дело — производить? Не лучше ли было заняться торговлей, как делают многие?

С.: В общем-то, мы как раз и занимаемся торговлей. «Мосигра» — это розничный бизнес. У «Мосигры» задача — донести игры до людей.

Производством занимается компания «Магеллан», фабрика которой находится в Подольске и входит в группу компаний «Мосигра».

В России производить сейчас выгодно, потому что курс рубля так драматически упал, что мы в какой-то момент были с точки зрения мирового настольного рынка даже дешевле Китая. Однако стоит учитывать, что производство — вещь очень сложная.

Вот хотя бы случай, связанный с логистическими перипетиями. До кризиса мы продавали лес китайцам, из этого леса китайцы делали кубики, кубики из Китая, из Гуанчжоу, ехали в Киев, в Киеве из них делали шарики, шарики ехали в Подольск, из шариков делали кубики игральные со скругленными углами для одной игры. Сейчас, конечно, всё проще — лес едет в Подольск, и там делают кубики со скругленными углами.

Бизнес настольных игр

О.: Где расположено производство — в России, или всё же выносите что-то в Китай? Как вы можете оценить контрагентов, которые поставляют вам картон и прочие материалы: насколько вас устраивает качество их работы и их организованность?

С.: То, что можем, делаем у себя на производстве, что-то заказываем у местных производителей, а что-то везем из Китая.

Вот, например, уже 8 лет, как в России нельзя купить нормальные песочные часы на 30 секунд. Есть компания, которая их делает для медицины. Это такие большие и страшные резиновые вундервафли, которые на стол поставишь — и уже чувствуешь, как у тебя температура повышается. А красивые можно только в Китае заказать, увы. Мы заказываем в Китае, они сюда едут три месяца, мы их разгружаем, проверяем, сбрасываем брак в мусорник (фабрика сразу примерно 8% добавляет в поставку, потому что таков средний уровень брака после транспортировки), и у нас получаются песочные часы для настольных игр.

Бизнес настольных игр

О.: Что вы посоветуете тем, кто решит последовать вашему примеру и начать производство игр в России?

С.: Удачи, ребята!

Если серьезно, то порог входа в производство довольно высок. В России всего три фабрики умеют производить коробки правильно.

С самого начала вы столько съедите всякой фигни и брака, прежде чем поймете, как это должно работать. А когда вы поймете, как это должно работать, то с удивлением обнаружите, что вы уже 5 лет на рынке, и всё понимаете.

Еще раз повторюсь: производство — вещь тяжелая и затратная. Начинающие авторы часто заказывают тираж настолок в типографиях. Потом они идут к нам, и уже от нас узнают, что им сделали брак, и что мы эти игры на полки выставить не можем. У нас рынок банально не может дать потребителю одинаковые карты типографские, есть проблемы с сертификацией, указанием всего нужного на коробке, экспертизами по возрасту и так далее.

Бизнес настольных игр

О.: Экспортируете ли вы игры за рубеж?

С.: Мы продаем лицензию, чтобы, как я уже говорил, не связываться с таможней. Да, иногда мы производим коробки и всякое по мелочи. Но, конечно, хотим наращивать экспорт.

Кстати, с экспортом связана одна забавная история.

Мы однажды поставили партию игр немецкому дистрибьютору, у которого потом покупали свои же игры. То есть, считайте, у себя покупали. У нас выставка была, а эти игры раскупили. Мы поняли, что где-то их надо достать. Из России в багаже самолета везти очень дорого, да и глупо — там их мало помещается. Поэтому было проще купить их в Европе у дистрибьютора. И кто бы мог подумать, там оказался кусок нашей партии.


О сложностях

О.: Чувствуете ли вы конкуренцию с компьютерными играми?

С.: Наоборот, мы испытываем глубокую благодарность к компьютерным играм за то, что они есть. Чем больше люди сидят за компьютерами, тем больше они хотят живых встреч, а для встреч нужен повод и контент.

О.: Досаждают ли вам пираты?

С.: Наши игры начали подделывать года 3 назад. В принципе, когда на ваш товар появляются подделки — это своеобразный знак качества. Так что нам было даже приятно некоторое время. Потом, правда, нам это надоело, и наш юрист провел работу по этому вопросу. Так что нет, пираты нам не досаждают, их не очень много, и когда мы их видим, ими занимается юрист.

Бизнес настольных игр

О.: Как вы оцениваете будущее отрасли — не станет ли киберпанк концом эпохи офлайновых развлечений?

С.: Будущее я оцениваю положительно. Пока люди хотят встречаться вживую, настольным играм ничего не угрожает. Что до киберпанка, то настолки сейчас перестают быть чем-то отдельным и интегрируются в большие кино-франшизы и компьютерные игры. Это играет на руку и нам, и любителям настольных игр.

PS. Если кто-то пропустил в тексте поста. До Нового года читателям положена скидка в 10% на игры. Кодовое слово «Фриц» нужно назвать или по телефону, после заказа игры в интернет-магазине, или прямо на кассе в розничных магазинах Москвы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В дебрях Лаоса существует много легенд и преданий о тяжелой и трудной работе на Заказчика. Заказчик может быть разный и поэтому фантазия его ничем не ограничена в выборе того как и зачем и что должен Подрядчик делать и выполнять. Вот, например, захочет т пропишет, что бригада должна ...
В канун нового года практически одновременно на разных российских медийных платформах, отнюдь не симпатизирующих путинскому режиму, появились статьи, предрекающие если не гибель западной демократии, то длительную эпоху ее стагнации и кризиса. В них фиксируется тупиковость пути, по ...
Карабаш - одно из лучших мест, что я встречал в жизни. Когда-то давно мы отмечали Новый Год на этих горах, а теперь вернулись снова. ...
Уважаемые игроки,Наданный момент восстановлены фермы на 11, 9,8 и 6-ое января, всем ...
Пишет serjio_pereira ( serjio_pereira ) 2019 - 10 - 31   Не ваше собачье дело ...