Бывшие норвежские "Орионы" нацелились на Аргентину

топ 100 блогов andrej_kraft05.08.2023 В продолжение темы:

Собственно, предварительная информация об этом появилась еще весной – 19 мая 2023 г. министерство обороны Аргентины объявило, что согласилось приобрести у Норвегии четыре базовых патрульных самолета Lockheed Martin P-3 Orion на сумму 67 млн. долларов США для расширения возможностей национальных ВМС по патрулированию 200-мильной прилегающей зоны Южной Атлантики, прежде всего, в целях борьбы с незаконным промыслом, который в последние годы постоянно растет. Тогда же премьер-министр Агустин Росси (ранее дважды бывший министром обороны) заявил в парламенте, что эта закупка "позволит создать устойчивую систему [морского наблюдения] на следующие 20 лет".

Бывшие норвежские Орионы нацелились на Аргентину
Норвежский P-3 Orion на учении ОВМС НАТО Flotex 2000 © Foto: Morten Ovesen, Forsvaret



Была достигнута предварительная договоренность с закупочным агентством МО Норвегии FMA (Forsvarsmateriell) о поэтапной выплате заявленной суммы в течение следующих трех лет через Фонд национальной обороны Аргентины. При этом пакет поставки также включает бортовое оборудование самолетов и его техническое обслуживание.

Сообщалось, что к тому времени четыре самолета P-3C/N уже перегнали в США. Еще два самолета продолжали эксплуатировать в Норвегии до июня и июля, после чего их тоже отправят в Штаты перед передачей Аргентине. Однако по данным FMA два из шести самолетов признаны непригодными для продажи, поэтому после соответствующей демилитаризации их рассматривают к передаче в музейные экспозиции, прежде всего в самой Норвегии. Кроме того, известный своей осведомленностью южноамерикангский пользователь SA Defensaплатформы X (ex-Twitter) сообщил, что из четырех норвежских P-3 Orion к передаче Аргентине планируют три машины в модификации P-3C и одну P-3N/

P-3N это норвежский вариант возвращения P-3B "к истокам" пассажирской версии Lockheed L-188 Electra с демонтажом поискового противолодочного оборудования первых поколений и установкой 20 пассажирских кресел. Но впоследствии обе машины оснастили мощной ОЭС AN/AAQ-22 Star Safire III компании FLIR, приемником системы AIS и некоторыми другими системами для использования в интересах береговой охраны ВМС.

Бывшие норвежские Орионы нацелились на Аргентину
Слева – P-3N Orion No 6603 "Hjalmar Riiser-Larsen" из состава 333-й эскадрильи с авиабазы Andøya на аэродроме "Camp Skare" по плану операции НАТО Ocean Shield в 2011-2012 гг. Справа – на карте показаны район патрулирования ВВС Норвегии, база на Сейшельских островах и время полета самолета Р-3В Orion от базы до Африканского Рога

Бывшие норвежские Орионы нацелились на Аргентину
Шаровый блок датчиков ОЭС FLIR Star SAFIRE III в стабилизированном карданном подвесе

Бывшие норвежские Орионы нацелились на Аргентину Бывшие норвежские Орионы нацелились на Аргентину
Изображения подозреваемых в пиратстве сомалийских плавсредств на экране ОЭС Star Safire III


Примечание Интересно, что в 2023 году это будет уже вторая поставка в Южную Америку б/у военной техники Норвегии после объявления о продаже Уругваю трех патрульных кораблей типа KV Nordkapp. А вот c идеей продажи Аргентине подводных лодок типа KNM Ula пока ничего не получается, потому что норги "сдвинули вправо" график их списания на фоне обострения геополитической ситуации в Европе и задержек реализации программы ПЛ проекта 212CD.

В свою очередь, агентство FMA 3 августа 2023 г. уточнило, что по поручению МО Норвегии рассмотрело несколько вариантов продаж и в конце-концов выбрало Аргентину, с властями которой в настоящее время продолжается диалог. Поскольку в свое время Норвегия получила "Орионы" в рамках программы FMS (Foreign Military Sales), текущая продажа зависит от одобрения не только норвежских, но и американских властей. Правительство США сейчас добивается одобрения Конгресса на поставку P-3C/N Аргентине, и дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от того, как быстро это удастся провернуть.

Всего за пару дней до этого, 31 июля 2023 г. аргентинская газета La Nacion похвасталась получением инсайдерского доступа к документам Госдепартамента США, согласно которым администрация Джо Байдена направила в Конгресс два уведомления с запросом на разрешение продажи аргентинcким ВВС и ВМС до 38 бывших на вооружении ВВС Дании истребителей General Dynamics/Lockheed Martin F-16 F-16C/D Fighting Falcon (6 версии Block 10 и 32 Block 15) стоимостью 338,7 млн. долл., а также четырех бывших на вооружении ВВС Норвегии и хранящихся в США базовых патрульных самолета P-3 Orion стоимостью 108,4 млн. долл., один из которых оборудован для борьбы с подводными лодками [Примечание: вероятно, здесь ошибка – один не оборудован… А.К].

В уведомлении отмечается, что Вашингтон готов "санкционировать эту передачу с учетом политических, военных, экономических соображений, прав человека и контроля над вооружениями" и продажа авиационной техники Буэнос-Айресу "соответствует целям содействия безопасности США".

Уведомления Госдепартамента при администрации Байдена были отправлены в комитеты Сената и Палаты представителей по международным отношениям, а также спикеру Палаты представителей Кевину Маккарти, сообщает газета La Nacion. Одобрение переговоров двумя палатами Конгресса является первым шагом к разрешению продажи самолетов, произведенных в США, даже если они в настоящее время принадлежат другим странам.

По мнению La Nacion, столь быстрая реакция США связана с желанием отсечь возможных конкурекентов из других стран – в качестве альтернативных вариантов Аргентина рассматривала поставку от Китая и Пакистана 12 легких многоцелевых истребителей CAC/PAC FC-1/JF-17 Thunder Block III, а также от Индии 15 легких боевых самолетов HAL Tejas Mk.1 в пакете с легкими ударными вертолетами HAL Prachand по программе LCH (Light Combat Helicopter).

А при принятии окончательного решения о закупке в Дании и Норвегии при посредничестве США, выбор правительства Альберто Фернандеса определялся отсутствием британских компонентов на самолетах американского производства, что устраняет возможные политические препятствия со стороны Лондона. В частности, предыдущие варианты FC-1/JF-17 Thunder Block III имели британские катапультные кресла Martin Baker PK16LE. По этой же причине вызывало сомнения и даже не рассматривалось первоначально выглядевшее интересным предложение FA-50 Fighting Eagle от Южной Кореи.

Бывшие норвежские Орионы нацелились на Аргентину Бывшие норвежские Орионы нацелились на Аргентину
Lockheed P-3B Orion 6-P-55 © Foto ilustrativa: Armada Argentina

История закупки и эксплуатации "Орионов" в Аргентине сама по себе настолько занимательно, что заслуживает более расширенного упоминания.

Моряки очень хотели именно эти машины и к началу 1980-х почти уговорили хунту в Буэнос-Айресе потратиться на их закупку, но тут грянул Фолклендский (Мальвинский) конфликт, в котором американцы однозначно выбрали сторону Лондона, как главного стратегического союзника и вопрос закупки "Орионов" подвис на целых 15 лет.

Шесть подержанных Lockheed P-3B Orion были приобретены Аргентиной только в 1997-1999 годах, а до этого момента в морской патрульной авиации царил натуральный "зверинец" самых разнообразных "летадл".

Не говоря уже о решении разного рода военных задач, Аргентина своим законом №22445 утвердила Международную конвенцию о морском поиске и спасании, принятую в Гамбурге 27 апреля 1979 г., и назначила при этом Генштаб ВМС органом, ответственным за реализацию данного документа. В соответствии с ним зона ответсвенности SAR Аргентины включает обширные внешине океанские, морские, а также внутренние озерные и речные пространства, выходящие за пределы исключительной экономической зоны, охватывающие международные воды и занимающие площадь около 14,716 млн. кв. км.

Бывшие норвежские Орионы нацелились на Аргентину

После покупки почти 20 лет все было относительно спокойно, пока в начале июля 2016-го в ходе планового обслуживания при продлении эксплуатации на заводе в Кордове старейшей латиноамериканской авиастроительной компании FAdeA (Fábrica Argentina de Aviones "Brigadier San Martín" S.A.) у самолета P-3B 0869/6-P-53 не обнаружили трещины в корневой части крыла, из-за чего весь аргентинский парк самолетов данного типа из состава 6-й морской испытательной эскадрильи (EA6E – Escuadra Aeronaval N° 6 de Exploración) в категорической форме сразу "приземлили", хотя 53-й в то время уже оставался единственным летающим из всех шести аргентинских "Орионов".

В июле 2017-го один аргентинский блог сообщил, что ВМС Аргентины направили персонал на авиабазу ВМС США NAS Whidbey Island для изучения возможности приобретения двух P-3C Orion из избыточных запасов авиации америкаского флота. Кроме того, параллельно разрабатывали план восстановления четырех P-3 до состояния летной годности силами национальной компании FAdeA под контролем португальской OGMA. Первым самолетом, спланированным к участию в программе PMI (Planned Maintenance Interval), назначили машину 0872/6-P-56 (TACNAVMOD "Super Bee"), которая находилась на заводе FAdeA в Кордове еще с апреля 2015-го – вроде как переданная на хранение.

Бывшие норвежские Орионы нацелились на Аргентину

Бывшие норвежские Орионы нацелились на Аргентину Бывшие норвежские Орионы нацелились на Аргентину
Lockheed P-3B Orion 6-P-56 © Foto ilustrativa: Armada Argentina

Вроде бы все шло более-менее нормально. К середине июля 2018-го работы выполнили на 72%, когда министр обороны Оскар Агуад внезапно отдал распоряжение о расторжении контракта с OGMA и "заморозке" программы PMI до марта 2019 года. Такое решение не только затормозило планы восстановления летной готовности самолетов 6-й эскадрилильи, но и дало железные основания португальской OGMA начать судебные тяжбы, по итогам которых она через несколько лет получила более 3 млн. долл. выплат в качестве компенсациии.

Более года программа PMI находилась в состоянии полного паралича. P-3B 0872/6-P-56 стоял в ангаре Luria 180 завода FAdeA, где не обеспечивались требуемая влажность воздуха для предотвращения коррозии, а за это время выяснилось, что основными причинами столь поспешного решения стали нехватка финансовых средств в бюджете ВМС и разногласия с OGMA по поводу авторских прав. Согласно заявленной Lockheed Martin претензии производителя, технологи FAdeA имели право копаться во внутренностях P-3B либо под непосрдственным контролем специалистов LM, либо под присмотром уполномоченной LM компании – условие, которому однозначно не соответствовала OGMA.

Пока суд да дело вспомнили, что в ноябре 2017-го одна из двух более-менее живых аргентинских ПЛ ARA San Juan (S-42) проекта TR-1700 погибла в Южной Атлантике от внутреннего взрыва в подводном положении с 44 членами экипажа на борту. И именно в этот момент у Аргентины не было ни одного P-3B Orion, чтобы отправить его на поиски. Единственным "условно-летающим" оставался тот самый P-3B 0869/6-P-53 с трещинами в корне крыла, для каждого вылета которого требовалось отдельное разрешение, причем его подписант каждый раз рисковал стать главным виновником очередной национальной трагедии – весьма неприятная перспектива. Фактически, единственными средствами дальнего морского патрулирования и наблюдения ВМС Аргентины долгое время оставались стареющие и ограниченные в возможностях самолеты Beechcraft B200.

Для решения проблема кинулись в ножки к LM, чтобы те взяли на себя сопровождение работ по P-3B на FAdeA, для чего предложили расширить на них действующее соглашение по техобслуживанию аргентинских C-130 Hercules. Но американцы откровенно артачились, надеясь выбить больше плюшек.

Тогда активировали опцию начала переговоров о приобретении в США четырех б/у P-3C. В администрации Дональда Трампа этому откровенно обрадовались, и в 2019-м Агентство по сотрудничеству в области обороны и безопасности США DSCA одобрило возможную продажу ВМС Аргентины четырех P-3C Orion из партии, которая в то время находилась процессе вывода из эксплуатации USN. Но финансы поют романсы, и латиносы отчаянно пытались юлить. И поскольку переговоры не продвигались, самолеты отправили на хранение. Тем не менее, в мае 2021-го Аргентина нижайше заверила правительство США в своей заинтересованности в продолжении закупок P-3 Orion.

В сентябре 2022 начальник штаба аргентинского флота адмирал Хулио Х. Гуардиа сообщил в интервью веб-сайту Zona Militar, что вскоре первый "Орион" будет задействован в миссиях дальнего морского наблюдения. Кроме того, он заявил, что "другие самолеты должны быть включены, как только они пройдут процесс проверки". Адмирал также указал, что направленный в мае 2022-го запрос правительству США "вот-вот" получит одобрение, которое ожидают в октябре-ноябре 2022-го.

Между тем зашевелились и в FAdeA. В конце августа 2022-го компания сообщила, что наконец-то завершает ремонт первого P-3B 6-P-56, его передача заказчику запланирована на сентябрь 2023 года. Как сообщалось ранее, в рамках подготовки к возобновлению эксплуатации этих самолетов командование морской авиации ВМС Аргентины уже направило членов экипажа P-3B для обучения на авиабазу ВМС США NAS Jacksonville во Флориде.

Ну, а тут еще и поставка норвежских P-3C/N очень удачно нарисовалась не за горами на горизонте.



Бывшие норвежские Орионы нацелились на Аргентину

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Гениальная история. В Риме вор залез в квартиру, набрал дорогой одежды, но в процессе заметил на столе книгу с интересными комментариями к «Илиаде» Гомера. Начал читать и не смог оторваться, пока хозяин не проснулся и не поймал его. Автор книги так впечатлился, что послал вору свою ...
Хуй с ним, с царём Соломоном.Будь у меня такое кольцо, на нём с внешней стороны было бы выгравировано летовское: "БУДЕМ ПРИВЫКАТЬ"А с внутренней - грустный ...
...
Ведьмин колодец (эст. Nõiakaev) — с виду обычный колодец, но раз в год он превращается в гейзер, извергая из себя огромное количество воды. Напор исходящей воды иногда доходит до 100 литров в секунду. Местные старожилы помнят времена, когда вода била ...
Сначала сухие факты - Сталинградская битва одна из величайших, если не величайшая, и произошла она... два раза! Первая версия была "Битва за Царицын", и этот факт навеки обесценил для меня любую "святыню", за которую таковых битв не было... например, Валхалла! О ужас, ой-ой-ой... а ...