Десантно-патрульный корабль-док: Новый класс англичан и голландцев
andrej_kraft — 27.07.2023
В телеграм-канале
bmpd 6 июля
сообщили, что Нидерланды и Великобритания подписали
некую декларацию о намерениях. При этом коллеги посчитали, что
имеется в виду возможная совместная разработка ряда типов боевых
кораблей нового поколения, включая проектирование и десантных, и
патрульных кораблей, которыми ВМС Великобритании планируют заменить
корабли-доки типов HMS Albion, HMS Bay и патрульные
корабли типа HMS River, а ВМС Нидерландов –
десантно-вертолетные корабли-доки типа Zr.Ms. Rotterdam и
патрульные корабли типа Zr.Ms. Holland.
Министр обороны Нидерландов Кайса Оллонгрен и министр оборонных закупок Великобритании Джеймс Картлидж обмениваются рукопожатием после подписания соглашения в присутствии командующего военно-морскими силами вице-адмирала Рене Таса и первого морского лорда адмирала Бена Ки (мостик ДВКД HMS Albion, Ден-Хелдер, Нидерланды, 30 июня 2023 г.) © Foto: Jaime Karremann/ Marineschepen.nl
Нюанс в том, что и те, и другие хотят заменить корабли сразу обоих классов одним. Еще более удивительно, что инициатива исходила не из Гааги, а от Лондона в виде прямого и недвусмысленного пожелания: "Мы видим, что сроки реализации программ совпадают, у нас одинаковая операционная концепция, морпехи так давно работают вместе, можем ли мы рассмотреть возможность совместной работы по замене?"
Исторически у морской пехоты двух стран огромный опыт тесного взаимодействия. В этом году исполнилось уже 50 лет формирования UK/NL AF (United Kingdom/Netherlands Amphibious Force), созданного в рамках стратегии НАТО "Концепция быстрого усиления" (Rapid Reinforcement Concept) – соединения бригадного уровня, предназначенного для усиления обороны союзников на флангах блока, прежде всего, в Северной Норвегии. После полувека сотрудничества национальные компоненты с полным основанием можно считать взаимозаменяемыми: корпус МП Нидерландов высаживается на берег с кораблей ВМС Великобритании и наоборот, британцы прыгают с голландскими парашютами из голландских же самолетов, морпехи двух стран без проблем смогли провести совместную операцию по эвакуации из Судана, а сейчас вместе тренируют украинских солдат.


Вверху – английская "пляжная" БРЭМ Hippo Beach BRV обеспечивает высадку голландцев; внизу – погрузка МП Нидерландов и Великобритании на ДВКД HMS Bulwark во время учения Cold Response (Харстад, Норвегия, март 2012 г.)
Парадоксально, но столь тесное сотрудничество практически ни разу не привело к переходу в военно-техническую сферу. Пожалуй, чуть ли не единственное исключение – однотипные десантные катера (ДКА) LCVP Mk.5 (Landing Craft Vehicles and Personnel. Великобритания закупала их с 1996-го, глядя на них, Нидерланды nj;t построили себе 12 единиц в 2009-2011 годах.

Слева – голландские морские пехотинцы высаживаются на свой LCVP Mk.5 c английского вертолета Wildcat (июль 2023), справа – британские LCVP Mk.5B во фьордах Норвегии (2020) © Foto: Jaime Karremann, Marineschepen.nl / Norske Forsvaret
Но пришла пора их менять, а дальше союзники выбрали разные пути развития.
Нидерланды первыми в марте 2023-го сообщили, что у LCVP заканчивается срок эксплуатации и продлевать его не будут. Вместо этого закупят 12 ДКА LAC (Littoral Assault Craft), причем выберут готовый проект, поэтому надеются получить первые катера нового типа уже в 2025-м. LAC должны быть быстроходнее, с большей дальностью плавания, мореходностью и улучшенной обитаемостью. В дополнение к двенадцати LAC морская пехота получит восемь более крупных LCM (Landing Craft Mobility). Того, что хотят голландские адмиралы и генералы нет на рынке, поэтому катера этого типа ещё предстоит спроектировать с ожидаемой поставкой в 2028-2029 годах. Рамочная стоимость проекта новых ДКА составляет 100-250 млн. евро. В совокупности 20 катеров двух типов должны обеспечивать высадку в одной волне десанта одной роты из 100 морских пехотинцев с вооружением и легкой техникой. Согласно замыслу, LAC и LCM также возьмут на себя часть функций быстроходных рейдовых катеров-перехватчиков СпН FRISC (Fast Raiding Interception and Special forces Craft). Те, что есть сейчас, фактически представляют собой открытые жесткокорпусные надувные моторные лодки, не слишком пригодные для десантных операций. Но в Нидерландах не планируют полностью отказываться и от катеров FRISC , поэтому сейчас рассматривают варианты будущей их замены. Но это уже совсем другая история.
В свою очередь Великобритания всего через пару месяцев в мае 2023-го сообщила, что в рамках концепции Future Commando Force командование ВМС и МП ищут замену восьми оставшимся у них LCVP Mk.5. Новый десантный катер CIC (Commando Insertion Craft) должен иметь низкую заметность и будет способен перевозить "ударную команду" Strike Team (восемь человек?) с небольшим транспортным средством на расстояние до 280 км (150 миль) при скорости 25 узлов. Ожидается, что конкурс на проектирование, производство и поддержку эксплуатации серии из более 20 единиц CIC объявят в конце 2024-го с заключением контракта до конца 2025-го и вводом в боевой состав новых катеров к 2027 году, когда планируется снять с вооружения оставшиеся LCVP Mk.5. При этом бюджет программы заявлен в размере 191 млн ф.стерлингов.

Слева – одно из первых испытаний концепции Future Commando Force в Арктике. Прототипы будущих компонентов: на заднем плане норвежский малозаметный РКА на воздушной подушке KNM Skjold в роли CIC, бойцы 47 Commando (Raiding Group) изображают Stryke Team, а БТР BvS10 Viking их будущее транспортное средство (Норвегия, январь 2020 г.). Справа – эскизное изображение одного из концептов CIC © Royal Navy / Steller Systems
Таким образом, и в этом случае англичане с голландцами не смогли найти точек соприкосновения для совместных закупок, хотя они совпали по срокам, военачальники находятся в постоянном контакте и выработали во многом сходную перспективную концепцию применения морской пехоты. Образно ее представляют так: "От больших и громоздких к маленьким, быстрым и гибким".
Небольшой экскурс в историю.
Сформированная веками традиционная концепция крупного морского десанта подразумевает подход войсковых транспортов на минимально-возможное расстояние к берегу, лучше всего прямо к причалам, для высадки на плацдарм личного состава и грузов, включая тяжелую технику, необходимую для поддержки действий МП. Исторически, лихие налеты запорожцев на "Чайках", прочие Малые Земли с Эльтигенами на "Морских охотниках", сейнерах и мотоботах – все это баловство, импровизация и паллиатив от бедности и безысходности. Для желающих реального олдскула – см. десантную операцию "Оверлорд" в Нормандии или "Лягушачьи прыжки" на Тихом океане во время Второй мировой. Самое свежее обновленение традиции относится аж к 1950 году, когда в Корее американцы впервые применили "Вертикальный охват" (Vertical Envelopment), начав на этапе боя за высадку массово использовать вертолеты на вспомогательных направлениях.



Классика: Десантные корабли в прямой видимости берега высаживают катерами и вертолетами многонациональный морской десант на учении Trident Juncture (Тронхейм, Норвегия, октябрь 2018 г.) © NATO
И вот теперь UK/NL AF хотят решительно порвать с традициями на фоне новых возможностей и угроз, когда связь закрытая, цифровая и сверскоростная, а обе стороны хотят и могут массово применять высокоточное оружие, беспилотники и барражирующие боеприпасы. В таких условиях появилось жгучее желание избежать слишком большой концентрации десантных подразделений в непосредственной близости от противника, потому что набитый войсками и боеприпасами транспорт представляет собой лакомую цель.
Вместо этого хотят прийти к модной нынче рассредоточенной сетевой структуре. Вместо одного крупного десантного соединения должны быть два или даже больше, новые корабли должны быть лучше, но меньше, и еще надо оттянуть их подальше друг от друга и от берега. Атомизация в полной мере касается и наземных подразделений. Сейчас это в большинстве случаев около 30 или 100 человек (взвод, рота). Их нужно разбить на автономные и независимые группы из 12, максимум 16 человек, распределенных по значительной территории и действующих с использованием меньших транспортных средств, чем те, что у них в наличии сейчас. Это называют "возвращением к истокам" морской пехоты – "легкой пехоты, обладающей скоростью, мобильностью, гибкостью, но теперь ещё и с большей огневой мощью, чтобы оказывать влияние на более широкой территории <�…> От морпехов ожидают гораздо бóльшего в таких небольших группах. Если у них нет связи, они должны знать план, принимать решения независимо и действовать самостоятельно".
*в сторону* Кто сказал ВДВ СССР?
Для англичан трансформация началась после ухода из Ирака и Афганистана, где большей частью пришлось вести "обычные боевые действия". Это им изрядно надоело, вот и решили возвращаться к истокам. Независимо от голландских коллег в Великобритании начали исследования по своей перспективной концепции Future Commando Force. Но когда стали обсуждать результаты, оказалось, что выводы совпали с партнерами аж на 99 процентов (их оценка). Из различий в глаза сразу бросается только численность в восемь человек для "атомарной" боевой группы, которая у бритов громко называется "ударной командой" Strike Team.

Одна такая небольшая группа голландцев демонстрирует свои будущие возможности на Дне морской пехоты в Ден-Хелдере в честь 50-летия UK/NL AF – пара "Поларисов", восемь бойцов при двух пулеметах. Трепещи, враг! © Foto: Jaime Karremann/ Marineschepen.nl
Впрочем, мы сильно отвлеклись от заявленной темы, возвращаемся к кораблям.
В обеих концепциях важную роль играет упомянутое выше "подальше": десантные операции будущего должны иметь возможность выполняться на гораздо бóльшем расстоянии, чем сейчас, а наземные подразделения также должны иметь возможность поддержки на бóльшем расстоянии. Кроме того, важно иметь больше огневой мощи, в том числе и на более низких уровнях. Это относится как к самой морской пехоте, так и к десантным кораблям, и катерам, которые должны не только перевозить морских пехотинцев, но и стать их огневыми базами. Кроме того, морская пехота должна иметь возможность вводить противника в заблуждение (РЭБ), они должны лучше интегрироваться в состав флота и лучше взаимодействовать с другими видами вооруженных сил.
Такой корявый машинный перевод дает довольно полное представление, чего ждут Великобритания и Нидерланды от своих будущих десантных кораблей.
Но это еще не все ©
C учетом регулярного развертывания морпехов на заморские территории они еще должны решать задачи канонерок-стационеров… Упс, пардон, зарапортовался – патрульных кораблей, способных также гоняться за наркокурьерами, спасать жертв тайфунов и землетрясений, а при необходимости и оказать огневую поддержку войскам десанта на берегу. Англичане согласились, и теперь у них этот и швец, и жнец, и на дуде игрец называется MRSS (Multi-role Support Ship) – многоцелевой корабль поддержки, идею которого вынашивают года эдак с 2017-го, первоначально, как ударного корабля прибрежной зоны FLSS (Future Littoral Strike Ship). Голландцы же свой новый проект предварительно и условно назвали вообще LPX. Нюанс в том, что "X" здесь не просто "Икс/Экс", как традиционно принятое в ВМС США окончание для экспериментальных и перспективных систем вооружения. В данном случае это натурально графический символ "Крест", обозначающий пересечение концепций двух классов кораблей LPD (Landing Platform, Dock) и OPV (Offshore Patrol Vessel). Вот такой вот креатифф.
Даже о существовании этого проекта в Нидерланадах ничего не было известно до мая 2023-го, когда опубликовали кораблестроительный план (Sail Plan). Но в документе прямо прописано, что будущие голландские LPX должны быть в состоянии проводить десантные операции, решать задачи морского патрулирования и принимать участие в гуманитарных миссиях HADR (Humanitarian Aid and Disaster Relief). В 2024-м ожидается отправка в Палату представителей парламента первого письма (А-letter) с изложением потребностей для реализации Sail Plan, тогда и появится какая-никакая официальная информация. А прка только так:

© Jaime Karremann / Marineschepen.nl
Что же до конкретики, то все, что известно сейчас – это вряд ли будет вертолетоносец, потому что с док-камерой он сразу приобретает характеристики классического "большого" ДВКД, а такие корабли не являются предпочтительным выбором для будущего ВМС Нидерландов. Им нужен "патрульный". Альтернативные варианты изучают уже некоторое время, но выбрать пока сложно. Ни одна из существующих концепций не подошла идеально, включая последний проект Crossover (XO)от Damen.

Эскизы многоцелевого корабля проекта Crossover Damen (XO) © Damen
Не только Нидерланды и Великобритания хотят уменьшить свои десантные корабли. Соединенные штаты также работают над новой концепцией. Эта программа ранее называлась LAW (Light Amphibious Warship), теперь LSM (Landing Ship Medium). Резоны очень похожи – можно построить больше относительно небольших и дешевых платформ, распределив по ним морпехов с одного, более уязвимого корабля. Согласно первоначальным планам, длина LSM должна быть в диапазоне 60-120 метров, водоизмещение до 4000 тонн, максимальная скорость всего 14-15 узлов, экипаж до 40 человек, а десантовместимость 75. Проблема в том, на них не предусмотрена док-камера – она останется только у "больших" ДКУ/ДВКД/ДТРД (свежий майский обзор проекта LSM для Конгресса США по ссылке). Поэтому, как бы не хотелось скооперироваться со Старшим Братом, его концепция не подходит для UK/NL AF, которым нужно максимально быстро и безопасно спускать на воду свои десантно-высадочные средства. Одними шлюп-балками или краном тут не обойтись.
Также существует потенциальная возможность привлечь к сотрудничеству Германию, но и тут перспективы довольно зыбкие.
Ещё в июне 2020-го голланское управление закупки вооружений DMO объявило о возможном сотрудничестве с ФРГ в постройке новых десантных кораблей. Сопутствующим этому решению фактором является то, что батальон МП ВМС ФРГ (Seebataillon) с 2016 года фактически является компонентом корпуса МП Нидерландов, подготовленным для совместного выполнения соответствующих задач. При этом немецкий флот не располагает собственными десантными кораблями и при необходимости участия в амфибийных операциях военачальники двух стран организовывают совместное использование голландского ДВКД Zr.Ms Karel Doorman.

Эскизы ДВКД немецких проектов: вверху – MRD-150 водоизмещением 15 тыс. т, внизу – MRD-200 водоизмещением 20 тыс. т © TKMs / Navy Recognition
Исторически в ВМС ФРГ еще с середины 1990-х рассматривали возможность строительства на национальных верфях одного десантного корабля. Но в 2003-м из-за прекращения финансирования этот проект закрыли без каких-либо значимых результатов. Тем не менее, оценив текущие тренды, в 2004-2006 гг. консорциум компаний Blohm und Voss и ThyssenKrupp в инициативном порядке разработал проект MRD (Multi Role Helicopter Dock Ship). Как и у голландских "одноклассников" Zr.Ms. Rotterdam и Zr.Ms. Johan de Witt проекта Enforcer для удешевления программы планировалось широкое внедрение современных гражданских решений, а также использование модульной технологии, отработанной на основе вполне успешного опыта строительства и эксплуатации фрегатов и корветов проекта МЕКО. В принципе, расчет оказался верным – в 2009 г. в программу развития ВМС ФРГ Flotte 2025+ внесли план закупки уже четырех десантных кораблей двух типов. На конкурс представили проекты кораблестроительные компании Германии, Нидерландов и Канады. Закладка первого корабля в серии планировалась в 2016-м, однако реализацию и этого проекта вновь отменили из-за дефицита бюджета Бундесвера.
С учетом такого бэкграунда, организация совместной немецко-голландской программы выглядела довольно логичным следующим шагом. Для строительства новых кораблей в Германии сразу предложили адаптировать к новым требованиям их ранний проект MRD-150/200. Но в Нидерландах, мягко говоря, осторожно отнеслись к этому предложению возможных партнеров, надеясь на реализацию разработки национальной компании Damen, которая предлагала дальнейшее развитие проверенных в эксплуатации кораблей типа Zr.Ms. Rotterdam и Zr.Ms. Johan de Witt.

Эскизное изображение "бюджетного" ДВКД для замены Zr.Ms. Rotterdam и Zr.Ms. Johan de Witt © Damen
Три года совместная немецко-голландская программа ДВКД находилась в подвешенном состоянии, так и не выйдя из стадии обсуждения концепции. А потом Гаага внезапно получила из Лондона довольно неожиданное предложение, от которого не смогла отказаться. Насколько можно судить, для Берлина это стало полным сюрпризом, и пока им присоединиться никто не предлагает.
Но и у основных участников вряд ли всё будет гладко. В отличие от многих других случаев, нет никаких громких и многообещающих заявлений, участники изначально крайне осторожны в оценках будущих перспектив. Обе страны имеют оригинальную, отличающуюся друг от друга философию судостроения и корабельного дизайна, поэтому сближение позиций станет очень сложной головоломкой. Излишнее упорство в ее решении может привести к задержкам и соответсвующему перерасходу бюджета, поэтому установлен жесткий срок "дедлайна". По его достижении, если не удастся найти золотую середину между национальными хотелками, придется сказать окончательное "нет", и расходиться, как в море корабли, бросив все и следуя каждый своим курсом. С учетом предыдущего опыта, вероятность такого исхода пока ненамного больше 50%. Основная задача сейчас – к концу 2023 года согласовать ключевые требования ТТЗ, после чего можно будет переходить к следующим этапам. При этом изначально договорились, что даже если будет единый проект, то строить корабли каждый будет на своих верфях, чтобы поддержать национальные экономики.
Как согласовать перепланировку помещений в 2025: понятным языком
Искусство в невидимом: 10 сюрреалистических картин Дженнифер Кронин
Фиолетовое небо Москвы, или — завтра включат Зиму?
Снег в Копенгагене над Амалиенборгом
Веселая суббота
Наше старое кино
Ленивая Луна
Abraxas. История одной картины и Мати Кларвейн
Рекордная цена автопортрета Фриды Кало

