рейтинг блогов

Битва за правый руль. Все правители Росси делают это.

топ 100 блогов gull_2508.05.2021

Ещё в начале 1993 года премьер-­министр ельцинского кабинета Черномырдин, известный чеканными перлами вроде  «Правительство – не тот орган, где можно только языком!», решил запретить правый руль. В постановлении правительства «О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» недрогнувшей рукой прописали запрет на регистрацию праворульных автомобилей в России с июля 1993 года. А с 1995 года – и на эксплуатацию.     Дальневосточный автобизнес тогда только набирал обороты.  «Японки» в приморском автопарке составляли  21%, но эта доля стремительно росла. В адрес президента Ельцина, премьера Черномырдина, председателя ещё не расстрелянного Верховного совета Хасбулатова улетела телеграмма от моментально сорганизовавшейся приморской общественности: «Необдуманное решение правительства ущемляет конституционные права граждан, влечёт за собой дестабилизацию обстановки и ещё большее обнищание трудящихся…». По легенде, тогда-то и появился знаменитый афоризм: «Запретите правый руль – и получите Дальневосточную республику». Сегодня прозвучит фантастически, но президент пошёл навстречу и отменил «антинародное постановление». Это были времена, когда неистовый мэр Черепков мог отменить через суд решение того же Ельцина о своём отстранении…

После первой пристрелки началась настоящая борьба. Подержанные «японки», подобно чингисхановым ордам, наступали с востока. Увидев, что джинна в бутылку просто так не загнать, власть решила выдавливать правый руль по капле. Психиатры зафиксировали появление на Дальнем Востоке особой локальной фобии – «боязни запрета правого руля». Соответствующий слух овладевал массами каждый год. Если кому-то эти слухи и были выгодны, так это автобизнесменам, у которых взлетали объёмы продаж: «пока не началось», все спешили приобрести свежую машинку, чтобы её хватило надолго.

Но вот в какой-то момент слухи начали сбываться. В 2002 году  резко выросли ввозные пошлины на подержанные иномарки, а их «проходной» возраст ограничили семью годами. Отвечая на вопросы журналистов на владивостокском Морвокзале, тогдашний министр Клебанов не стал увиливать, а намекнул на скорый запрет правого руля: «Мы должны дать правовое основание наличию правого руля до какого-то определённого времени». Правда, оговорился: «Определённое время может наступить только тогда, когда… правительство сможет эффективно предложить что­-то другое».

В ответ на принятые меры в Приморье изобрели «конструкторы» – машины, которые ввозили по частям, обходя тем самым огромные пошлины. Одновременно окрепло движение защитников правого руля. Последний стал катализатором зарождения в регионе гражданского общества. Председатель Ассоциации российских автопроизводителей Левичев заявил что эксплуатацию праворулек пора запретить, как это уже сделано в столь образцовых странах, как Индия, Китай и Туркменистан. Тогда же, в 2005-м, российское правительство анонсировало трёхлетний план развития отечественного автопрома – со всеми, как говорится, вытекающими. «Правый руль запретить невозможно, потому что цена вопроса – потеря Дальнего Востока и Восточной Сибири», – заметил тогда защитник прав автомобилистов депутат Госдумы Похмелкин. Возникло всероссийское движение «Свобода выбора».  Всякое действие порождает противодействие: пока в Приморье протестующие разъезжали по дорогам с лозунгами «Хороший руль левым не назовут», «Наше дело правое» и «Жена должна быть русской, а машина – японской», на волжских автозаводах проходили противоположные по пафосу собрания – с лозунгами «Купил “японку” – продал Россию», «Левый руль ближе к сердцу» и «Купил сегодня правый руль, а завтра родину предашь, куркуль!».

Запрет правого руля из плана развития автопрома исключили, но тут погиб в ДТП губернатор Алтайского края актёр Михаил Евдокимов. Губернаторский «мерседес», летевший на запредельной скорости от Бийска к Барнаулу, попытался обогнать по встречке «тойоту-спринтер-марино» Олега Щербинского, уже начавшую левый поворот.  В ДТП сначала обвинили Щербинского, и приговорили  к четырём годам, но после волны общественного протеста освободили, признав невиновным. Тем не менее вновь пошли разговоры о запрете правого руля. Не остался в стороне даже президент, который, впрочем, высказался обтекаемо: «…Вы знаете об этой ужасной трагедии, которая произошла на Алтае… Кстати говоря, в ДТП участвовала машина с правым рулём. И водитель, он просто даже ничего не успел заметить из того, что произошло, практически ничего не видел с правым рулём».

Шеф ГАИ  Кирьянов  и сенатор Федоров в 2006 году  выступили с инициативой запретить правый руль, рассказав стране, что от таких машин много аварий. Но им представили статистику по аварийности в почти сплошь праворульном  Дальневосточном регионе. К своей  чести мужики признали, что причинами аварий являются не расположение баранки, а нарушения ПДД (гонки, пьянки, встречка…). И аварийность на Дальнем Востоке оказалась  несколько ниже, чем в центральных регионах России.

К тому времени стало ясно, что правый руль – категория политическая, а значит, подходящая для использования в PR-целях. К осени 2006 года, когда приблизились очередные выборы в приморское Законодательное собрание, защита правого руля – чуть ли не единственной безусловной ценности для приморцев – стала ходовой картой в PR-борьбе. Редкий местный политик не добавлял к привычному винегрету из «динамичного экономического развития» и «эффективного социального обеспечения» клятву до последней капли бензина отстаивать в битве с Москвой наши автомобильные интересы. Кандидаты в депутаты Госдумы Семигин,  Жириновский свою агитацию на Дальнем Востоке тоже строили на теме правого руля.

Вопрос о том, почему Москва столь регулярно и энергично выступала против правого руля, не так прост. Сначала формальной мотивацией выступала забота о безопасности дорожного движения, хотя статистика показывала, что на Дальнем Востоке ситуация с аварийностью не хуже и даже несколько лучше, чем в среднем по России. Потом общим местом стал тезис о стремлении избавить отечественный автопром, включая собранные в стране «отвёрточным» способом иномарки, от конкуренции. Хотя от ввезённой машины государство получало, пожалуй, не меньше, чем от произведённой: пошлины, рабочие места, налоги…

Борьба с инакомыслием – вот что стало подспудным, даже если неосознанным мотивом атак Кремля на правый руль. Он стал ересью новейшего времени, символом противостояния метрополии и заброшенной дальневосточной провинции. В нём усмотрели сепаратистскую угрозу и стали выдавливать с истинно религиозным фанатизмом.

В 2008 году Москва пошла на новый штурм праворульной крепости. В октябре взялись за «конструкторы», подняв пошлины на ввоз кузовов. В декабре объявили о повышении пошлин на импорт всех подержанных иномарок и уменьшении их проходного возраста с семи до пяти лет.

 Во   Владивостоке началась серия непрекращающихся протестов, автопробегов, митингов. Автомобилисты перекрыли главный  путепровод  города. Потом отправились за город и блокировали подъезды к аэропорту. От холода восставшие спасались кострами из автомобильных покрышек. Наиболее горячие головы предлагали перекрыть Транссиб, приварив «жигуль» к рельсам. В городе распространялись «инструкции городских партизан»: как одеваться на акцию протеста, что брать с собой, как вести себя с милицией… Кульминацией стало воскресенье 21 декабря 2008 года – хоровод вокруг новогодней ёлки, который разогнал милицейский спецотряд «Зубр», специально переброшенный на самолётах из-под Москвы. Позже почётный гражданин и уроженец Владивостока, спикер Госдумы Грызлов так прокомментирует этот памятный день: «Если мы говорим о том, что пострадают 500 человек, которые наживаются на перепродаже автомобилей, приобретаемых в Японии, ну, значит, они должны теперь заняться более нужным для народа бизнесом».

Казалось, что под свист омоновских дубинок корчится в конвульсиях Великая Праворульная Эпоха. Наступивший новый год ожидаемо стал провальным для автобизнеса. Если в пиковом 2008 году на Дальний Восток ввезли более полумиллиона иномарок, то в 2009-м – всего 80 тысяч. Однако уже начиная с 2010-го рынок стал восстанавливаться, взяв в 2012 году 250-тысячный барьер. Стихийный, часто «серый», а то и прямо криминализованный, но в полном смысле слова народный бизнес демонстрировал кошачью живучесть.

Битва за правый руль. Все правители Росси делают это.

Неочевидных следствий протеста 2008 года по крайней мере два. Может быть, именно тогда центральная власть чётко осознала: депрессивный Дальний Восток нельзя бросать на произвол. И вот начались саммиты АТЭС, стройки мостов, Восточные форумы… Второе следствие – несколько участников уличных протестов стали городскими или краевыми депутатами. . В 2014 году ввоз автомобилей упал по сравнению с предыдущим годом на 30%. Начальник Дальневосточного таможенного управления Сергей Пашко сообщил: «Мы недобрали 11 млрд рублей… Это платежи, которые шли в федеральный бюджет».

Потом  были придуманы еще уловки: не ставить на учет иномарки без  обязательной – и, естественно, далеко не бесплатной – установке на машины кнопки вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС».  А потом выдвинуты претензии к фарам  праворулек.  Они у настоящих «японок» настроены таким образом, что светят на японскую обочину и, соответственно, на российскую встречку.   Уже озвучена сумма в 50 тысяч рублей – столько якобы будет стоить замена фар на европейские в сертифицированной лаборатории.  Но многолетний опыт подсказывает: как-нибудь прорвёмся. «Правильные» машины, вероятно, снова несколько подрастут в цене, но, так или иначе, неприступная владивостокская праворульная крепость держится. А пока не потеряно всё – не потеряно ничего.

Владивосток — самый праворульный город России. Зарегистрировано 256 тыс. праворульных машин при количестве жителей 600 тыс.

Из документального романа Василия Авченко «Правый руль»

Завтра расскажу о борьбе Путина с правым рулем. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Президент России Владимир Путин подписал закон об ограничении права на участие в выборах россиян, судимых за отдельные виды преступлений средней тяжести, в том числе за растрату и мошенничество. Закон предусматривает, что не имеют права быть избранными граждане РФ, осужденные к ...
Эту историю, наверное, уже все знают. Двое слонов сдуру попёрлись в декабре через Новосибрскую область на машине. На грузовой, естественно - слоны принадлежали польскому цирку. А у нас тут морозы около и за 40. Машина загорелась, слоны выскочили на ...
Всем привет! С одной девушкой сплю, вторую соблазняю, третью примечаю... Сегодня не спится ночью, и вот что понял. У меня какой-то слишком активный поисковый сюжет в жизни. Во первых, с девушками. Во вторых, в игрушках. Интересны те, где надо открывать карту. Как все открою, так не ...
О  числе 13 – а также Беринге, Куке, Радищеве и «Эмсской депеше» С одной стороны, хорошо, что на этот раз тринадцатое число разминулось с пятницей… с другой – понедельник, как известно, «день тяжёлый» – да и сама дата эта, всё равно, ничего хорошего не сулит!.. …Судите ...
"и восхищенные народы не знают что им предпринять: - ложиться спать или вставать" Мне пишут, что у меня в последнее время наблюдается недостаток оптимизма по поводу развала нашей экономики, провальной внешней и внутренней политики. И поскольку ничем, никакими фактами, свою верноподданичес ...