рейтинг блогов

Битва за Новую Гвинею – "Карел Доорман" плывёт вокруг света

топ 100 блогов antinormanist21.11.2017
Военные приготовления Индонезии не остались без ответа со стороны Нидерландов

В мае 1959 при формировании нового правительства Яна де Квая в него впервые за послевоенный период не попали социал-демократы из Партии труда. В результате голландская политика в новогвинейском вопросе радикализировалась.

После окончания "полицейской операции" в Индонезии размещённые на Новой Гвинее части КНИА были распущены.
С октября 1951 года из войск на острове дислоцировалась только рота Королевских морпехов при поддержке 321-й эскадрильи флотской авиации (6 летающих лодок "Каталина").
Также в водах Новой Гвинеи несли службу в качестве стационаров, сменяясь ежегодно, эсминцы Королевских ВМФ.

Во второй половине 1952 года на Новую Гвинею были переброшены два десантных транспорта ВМФ британской постройки – Л-9607 и Л-9608.

15 апреля 1954 года оборона Западной Новой Гвинеи официально была передана Флоту.

Пожалуй, наиболее важной частью голландской обороны был открытый в апреле 1955-го в Холландии 6-й офис разведки ВМФ "Вискундиг Сентрум" (Исследовательский центр), сокращённо именуемый "Марид-6". В офисе работали 15 военных и 21 гражданский во главе с лейтенант-коммандером Руудом Гутом, партизанившим в оккупированной японцами Новой Гвинее.
Марид-6 вёл активную разведывательную деятельность в Индонезии, поддерживая разных сепаратистов. Голландцы тесно сотрудничали с офисом МИ-6 в Сингапуре, установив с англосаксами негласное разделение труда: англичане и американцы занимались подрывной деятельностью в западной части Архипелага, голландцы – в восточной.

Наибольшим успехом Марид-6 стало получение информации о планировавшемся в декабре 1957-го захвате кораблей голландской пароходной компании КПМ, осуществлявшей паромные перевозки по островам, в результате чего голландцы смогли увести на Новую Гвинею и в нейтральные порты 45 из 83 кораблей КПМ.
К 1961 году Марид-6 создал на Биаке современный центр радиоперехвата.

В 1958 году на Западной Новой Гвинее развёрнуты две РЛС, в 1959-м на остров перебросили 936-ю батарею лёгкой артиллерии ПВО и первые самолёты-разведчики П-2 "Нептун".

Одним из первых шагов нового правительства де Квая было принятие поправок к закону о воинском призыве, продливших срок службы с 16 (в армии) и 21 (на флоте) до 24 месяцев и позволивших отправлять призывников на службу в заморские территории. Это открыло дорогу к переброске крупных армейских подразделений на Новую Гвинею.

1 марта 1960 года в Гааге прошла большая конференция членов правительства с командованием вооружённых сил по вопросу защиты Новой Гвинеи. Были приняты решения о переброске подкреплений и отправке, с целью демонстрации решимости Голландии сражаться, единственного авианосца "Карел Доорман".

Лёгкий авианосец класса "Колоссус" был построен как "Венерейбл" и вступил в строй в январе 1945 года. В мае 1948-го продан голландцам и получил имя в честь последнего великого (точнее, сколь-либо достойного упоминания) голландского флотоводца – контр-адмирала Карела Доормана, погибшего в битве в Яванском море в феврале 1942-го.
Авиагруппа "Карела Доормана" включала турбореактивные самолёты – 6 истребителей-бомбардировщиков "СиХок" и 6 самолётов ПЛО "Эвенджер", а также 4 вертолёта ПЛО "Сибат".

Обычно голландские корабли добирались до Новой Гвинеи через Суэц и Сингапур, но в данном случае были серьёзные опасения, что насеровский Египет позволит "колонизаторскому" авианосцу воспользоваться Суэцким каналом. Поэтому решили плыть вокруг света.

30 мая 1960 года "Доорман" покинул Роттердам в сопровождении эсминцев ПЛО "Гронинген" и "Лимбург" (оба типа "Фрисландия" послевоенной голландской постройки) и танкера "Мийдрехтсраат". С остановками в Лас-Пальмасе на испанских Канарах, Лоренцу-Маркише в португальском Мозамбике и Порт-Луи на французском Маврикии, в середине июля достиг западного побережья Австралии, где во Фримантле местные докеры объявили забастовку и отказались обслуживать корабли колонизаторов.

2 августа эскадра прибыла в Холландию и следующие два месяца провела в новогвинейских водах, вместе со стационаром, фрегатом "Кортенар" (бывший британский эсминец типа С времён Второй Мировой) проводя манёвры, посещая города.

В ходе визитом на борт приглашались делегации папуасов, убеждавшихся в величии Нидерландов.

При этом разбился один "Эвенджер", а на "Лимбурге" взорвалась одна из паровых турбин и его пришлось отправить на ремонт в Гонконг.
Планировавшийся визит в Йокогаму пришлось отменить из-за позиции Японии, поддерживавшей индонезийских националистов.
Также "Карел Доорман" доставил в Новую Гвинею 12 истребителей-бомбардировщиков "Хантер" и 2 вертолёта "Алуэтт".

30 сентября 1960 года эскадра направилась из Холландии домой, оставив "Лимбург" на службе в водах Новой Гвинеи.
С заходами в Нумеа, Сидней, Окленд, остров Хуан-Фернандес, Вальпараисо, Пунта-Аренас, Рио-де-Жанейро и Лиссабон, 20 декабря "Карел Доорман" вернулся в Роттердам.

В течение 1960 года на Новую Гвинею были переброшены ещё две роты морской пехоты. Осенью транспорт "Большая Медведица" доставил через Панамский канал 6-й пехотный батальон армии (Оранский Гельдерландский полк) под командованием подполковника Г.Ф.Онвли.

1 ноября 1960 года было создано единое командование всеми вооружёнными силами на Новой Гвинее – КОСТРИНГ (Ве Коммандант Стрийдкрахтен ин Ньев-Гуинеа). Его возглавил контр-адмирал Г.Й.Платеринк, которого 5 августа 1961 года сменил контр-адмирал Р.Е.Х.Ризер.

В 1961-м продолжалось наращивание голландской группировки. В мае 1961-го на остров прибыл второй пехотный батальон армии – 41-й (полк ударников принца Бернарда).
В итоге, к 1 января 1962 года на Новой Гвинеи находилась мощная флотская группировка – три эсминца ПЛО типа "Фрисландия" ("Утрехт", "Лимбург", "Гронинген"), два фрегата-бывших эсминца типа С ("Эвертсен" и "Кортенар"), корвет "Снеллус", 3 торпедных катера, 2 буксира, 7 десантных катеров, 3 десантных транспорта.

Авиация представлена 11 самолётами-разведчиками П-2 "Нептун" Королевского Флота, 12 истребителями-бомбардировщиками "Хантер" и 6 военно-транспортными "Дакотами" Королевских ВВС. Все они базировались на главной авиабазе в Биаке на северо-западе острова. В середине 1961-го был спешно восстановлен аэродром времён Второй Мировой в Набире.

Артиллерия представлена лёгкой батареей ПВО (936-я) и двумя батареями полевой артиллерии (940-я и 928-я).
В тяжёлом климате были большие проблемы с техникой, радары барахлили и часто выдавали ложные сигналы. 2 января 1961-го во время учебного полёта ночью у Биака разбилась транспортно-десантная "Дакота" 321-й эскадрильи, все 5 членов экипажа погибли.

Главная тяжесть противостояния индонезийским проникновениям лежала на сухопутных силах, состоящих из трёх рот морпехов и двух пехотных батальонов (1500 морпехов и 1200 пехотинцев), с осени 1961-го поддерживаемых отдельными взводами Папуасского добровольческого корпуса (ПВК).

Доставка войск и припасов осуществлялась морскими транспортами через Панамский канал и регулярными рейсами ДС-8 авиакомпании КЛМ через Северный Полюс.
Морем добирались почти 2 месяца, воздухом – полутора суток с промежуточными посадками в Рейкьявике, Анкоридже и Токио.

Главная база наземных сил была в Маноквари, там же размещался учебный центр, в котором вновьприбывшие проходили трёхмесячный курс подготовки к войне в джунглях. После чего предстояло 9 месяцев боевой службы на Новой Гвинее, состоявшей из дежурства на удалённых постах и многодневного патрулирования в джунглях.
41-я рота Корпуса морской пехоты размещалась в Маноквари, 42-я – в Биаке, 43-я – в Холландии. Гельдерландцы базировались в Соронге, ударники – в Каймане. Обычно 1/3 подразделения находилась в казармах, а 2/3 – на постах и боевом патрулировании в джунглях.
(рота морпехов делилась на три взвода по 150 человек, пехотный батальон – на 6 рот по 100 человек).
Каждой из частей были приданы по взводу ПВК – 25 папуасских солдат и 10 голландцев (4 офицера и 6 унтер-офицеров).

Одновременно продолжались и попытки поиска дипломатического решения, в которых всё большую роль играли США.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Грета Тунберг во главе митинга климатических активистов у вестибюля министерства нефти и энергетики. Они протестуют против строительства ветряных турбин в регионе Фосен на западе Норвегии, нарушающих право саамских семей заниматься своей культурой оленеводства. Грета говорит : ...
Несколько лет назад, до того, как весь мир заболел и позакрывал свои границы, я работал из нашего офиса в Японии, и на моих глазах произошла одна, казалось бы, мелочь, которая, как мне кажется, очень хорошо демонстрирует японский менталитет. Не какой-то великий широкий жест, а просто ...
Дельфин и Акула. Сюжет этой песни твоя подсказала гитара. Дельфин и Акула, они, если честно, не пара, не пара, не пара... Сегодня решил себя побаловать и купил себе абонемент на горячий источник. Цены, конечно, конские. Если в ранешние времена была угроза "на аптеку будешь работать", то ...
Страшно по настоящему. Узнать ничего нельзя. Информационная блокада. Заблокировано вообще все. Сказать ничего нельзя. Большой Брат. Боюсь, что с нами могут сделать все что угодно. Правда или нет, что обстреливают Запорожскую АЭС? Правда или нет, что на переговорах Путин заявил, что если ...
Наверняка, среди читателей этого сообщества есть люди, которые были раньше верующими, а потом стали атеистами. Уверен, что есть и те, кто были неверующими, но сейчас верят в Бога. В связи с этим у меня к вам два вопроса. Если бы вы смогли попасть в прошлое и встретиться с самим собой.. 1 ...