Битва за Новую Гвинею – "Карел Доорман" плывёт вокруг света
antinormanist — 21.11.2017В мае 1959 при формировании нового правительства Яна де Квая в него впервые за послевоенный период не попали социал-демократы из Партии труда. В результате голландская политика в новогвинейском вопросе радикализировалась.
После окончания "полицейской операции" в Индонезии размещённые на Новой Гвинее части КНИА были распущены.
С октября 1951 года из войск на острове дислоцировалась только рота Королевских морпехов при поддержке 321-й эскадрильи флотской авиации (6 летающих лодок "Каталина").
Также в водах Новой Гвинеи несли службу в качестве стационаров, сменяясь ежегодно, эсминцы Королевских ВМФ.
Во второй половине 1952 года на Новую Гвинею были переброшены два десантных транспорта ВМФ британской постройки – Л-9607 и Л-9608.
15 апреля 1954 года оборона Западной Новой Гвинеи официально была передана Флоту.
Пожалуй, наиболее важной частью голландской обороны был открытый в апреле 1955-го в Холландии 6-й офис разведки ВМФ "Вискундиг Сентрум" (Исследовательский центр), сокращённо именуемый "Марид-6". В офисе работали 15 военных и 21 гражданский во главе с лейтенант-коммандером Руудом Гутом, партизанившим в оккупированной японцами Новой Гвинее.
Марид-6 вёл активную разведывательную деятельность в Индонезии, поддерживая разных сепаратистов. Голландцы тесно сотрудничали с офисом МИ-6 в Сингапуре, установив с англосаксами негласное разделение труда: англичане и американцы занимались подрывной деятельностью в западной части Архипелага, голландцы – в восточной.
Наибольшим успехом Марид-6 стало получение информации о планировавшемся в декабре 1957-го захвате кораблей голландской пароходной компании КПМ, осуществлявшей паромные перевозки по островам, в результате чего голландцы смогли увести на Новую Гвинею и в нейтральные порты 45 из 83 кораблей КПМ.
К 1961 году Марид-6 создал на Биаке современный центр радиоперехвата.
В 1958 году на Западной Новой Гвинее развёрнуты две РЛС, в 1959-м на остров перебросили 936-ю батарею лёгкой артиллерии ПВО и первые самолёты-разведчики П-2 "Нептун".
Одним из первых шагов нового правительства де Квая было принятие поправок к закону о воинском призыве, продливших срок службы с 16 (в армии) и 21 (на флоте) до 24 месяцев и позволивших отправлять призывников на службу в заморские территории. Это открыло дорогу к переброске крупных армейских подразделений на Новую Гвинею.
1 марта 1960 года в Гааге прошла большая конференция членов правительства с командованием вооружённых сил по вопросу защиты Новой Гвинеи. Были приняты решения о переброске подкреплений и отправке, с целью демонстрации решимости Голландии сражаться, единственного авианосца "Карел Доорман".
Лёгкий авианосец класса "Колоссус" был построен как "Венерейбл" и вступил в строй в январе 1945 года. В мае 1948-го продан голландцам и получил имя в честь последнего великого (точнее, сколь-либо достойного упоминания) голландского флотоводца – контр-адмирала Карела Доормана, погибшего в битве в Яванском море в феврале 1942-го.
Авиагруппа "Карела Доормана" включала турбореактивные самолёты – 6 истребителей-бомбардировщиков "СиХок" и 6 самолётов ПЛО "Эвенджер", а также 4 вертолёта ПЛО "Сибат".
Обычно голландские корабли добирались до Новой Гвинеи через Суэц и Сингапур, но в данном случае были серьёзные опасения, что насеровский Египет позволит "колонизаторскому" авианосцу воспользоваться Суэцким каналом. Поэтому решили плыть вокруг света.
30 мая 1960 года "Доорман" покинул Роттердам в сопровождении эсминцев ПЛО "Гронинген" и "Лимбург" (оба типа "Фрисландия" послевоенной голландской постройки) и танкера "Мийдрехтсраат". С остановками в Лас-Пальмасе на испанских Канарах, Лоренцу-Маркише в португальском Мозамбике и Порт-Луи на французском Маврикии, в середине июля достиг западного побережья Австралии, где во Фримантле местные докеры объявили забастовку и отказались обслуживать корабли колонизаторов.
2 августа эскадра прибыла в Холландию и следующие два месяца провела в новогвинейских водах, вместе со стационаром, фрегатом "Кортенар" (бывший британский эсминец типа С времён Второй Мировой) проводя манёвры, посещая города.
В ходе визитом на борт приглашались делегации папуасов, убеждавшихся в величии Нидерландов.
При этом разбился один "Эвенджер", а на "Лимбурге" взорвалась одна из паровых турбин и его пришлось отправить на ремонт в Гонконг.
Планировавшийся визит в Йокогаму пришлось отменить из-за позиции Японии, поддерживавшей индонезийских националистов.
Также "Карел Доорман" доставил в Новую Гвинею 12 истребителей-бомбардировщиков "Хантер" и 2 вертолёта "Алуэтт".
30 сентября 1960 года эскадра направилась из Холландии домой, оставив "Лимбург" на службе в водах Новой Гвинеи.
С заходами в Нумеа, Сидней, Окленд, остров Хуан-Фернандес, Вальпараисо, Пунта-Аренас, Рио-де-Жанейро и Лиссабон, 20 декабря "Карел Доорман" вернулся в Роттердам.
В течение 1960 года на Новую Гвинею были переброшены ещё две роты морской пехоты. Осенью транспорт "Большая Медведица" доставил через Панамский канал 6-й пехотный батальон армии (Оранский Гельдерландский полк) под командованием подполковника Г.Ф.Онвли.
1 ноября 1960 года было создано единое командование всеми вооружёнными силами на Новой Гвинее – КОСТРИНГ (Ве Коммандант Стрийдкрахтен ин Ньев-Гуинеа). Его возглавил контр-адмирал Г.Й.Платеринк, которого 5 августа 1961 года сменил контр-адмирал Р.Е.Х.Ризер.
В 1961-м продолжалось наращивание голландской группировки. В мае 1961-го на остров прибыл второй пехотный батальон армии – 41-й (полк ударников принца Бернарда).
В итоге, к 1 января 1962 года на Новой Гвинеи находилась мощная флотская группировка – три эсминца ПЛО типа "Фрисландия" ("Утрехт", "Лимбург", "Гронинген"), два фрегата-бывших эсминца типа С ("Эвертсен" и "Кортенар"), корвет "Снеллус", 3 торпедных катера, 2 буксира, 7 десантных катеров, 3 десантных транспорта.
Авиация представлена 11 самолётами-разведчиками П-2 "Нептун" Королевского Флота, 12 истребителями-бомбардировщиками "Хантер" и 6 военно-транспортными "Дакотами" Королевских ВВС. Все они базировались на главной авиабазе в Биаке на северо-западе острова. В середине 1961-го был спешно восстановлен аэродром времён Второй Мировой в Набире.
Артиллерия представлена лёгкой батареей ПВО (936-я) и двумя батареями полевой артиллерии (940-я и 928-я).
В тяжёлом климате были большие проблемы с техникой, радары барахлили и часто выдавали ложные сигналы. 2 января 1961-го во время учебного полёта ночью у Биака разбилась транспортно-десантная "Дакота" 321-й эскадрильи, все 5 членов экипажа погибли.
Главная тяжесть противостояния индонезийским проникновениям лежала на сухопутных силах, состоящих из трёх рот морпехов и двух пехотных батальонов (1500 морпехов и 1200 пехотинцев), с осени 1961-го поддерживаемых отдельными взводами Папуасского добровольческого корпуса (ПВК).
Доставка войск и припасов осуществлялась морскими транспортами через Панамский канал и регулярными рейсами ДС-8 авиакомпании КЛМ через Северный Полюс.
Морем добирались почти 2 месяца, воздухом – полутора суток с промежуточными посадками в Рейкьявике, Анкоридже и Токио.
Главная база наземных сил была в Маноквари, там же размещался учебный центр, в котором вновьприбывшие проходили трёхмесячный курс подготовки к войне в джунглях. После чего предстояло 9 месяцев боевой службы на Новой Гвинее, состоявшей из дежурства на удалённых постах и многодневного патрулирования в джунглях.
41-я рота Корпуса морской пехоты размещалась в Маноквари, 42-я – в Биаке, 43-я – в Холландии. Гельдерландцы базировались в Соронге, ударники – в Каймане. Обычно 1/3 подразделения находилась в казармах, а 2/3 – на постах и боевом патрулировании в джунглях.
(рота морпехов делилась на три взвода по 150 человек, пехотный батальон – на 6 рот по 100 человек).
Каждой из частей были приданы по взводу ПВК – 25 папуасских солдат и 10 голландцев (4 офицера и 6 унтер-офицеров).
Одновременно продолжались и попытки поиска дипломатического решения, в которых всё большую роль играли США.
|
</> |