Быть женщиной — что это значит?

Это начало стихотворения Риммы Казаковой я взяла потому что впереди 8 марта и #сновавесна, а еще потому, что у меня не нашлось повода показать несколько женских портретов с прошедшей в прошлом году масштабной выставки даров Русскому музею. Более того и дарителями этих портретов были женщины, кроме одного. Вот обо всех этих женщинах я сейчас коротко и расскажу.

Елизавета Алексеевна — жена императора Александра 1, баденская принцесса. Две ее дочери умерли в младенчестве. Была коронована вместе с Александром после убийства Павла I. В государственные дела не вмешивалась, но оставалась для него одним из самых верных друзей. Есть множество свидетельств о романах обоих супругов на стороне. При этом они оба отправились в Южные губернии в связи с плохим здоровьем императрицы. Умерла через полгода после Александра, и наряду с легендой о старце Александре Кузьмиче, ходила по Руси и легенда о Вере Молчальнице.
Этот портрет Русскому музею был подарен Вел. кн. Елизаветой Федоровной в 1908 году, которая тоже была иностранкой — двадцатилетняя дармштадтская принцесса в 1884 году вышла замуж за дядю Николая II — Сергея Александровича. А после его гибели в 1905 году основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Погибла в Алапаевске в 1918 году вместе с князьями Романовыми.

Это представительница другой социальной страты Российской империи — научной интеллигенции. Муж И.В, Буяльский из запорожских казаков, имел дворянское достоинство. Окончил Санкт-Петербургскую Медико-хирургическую академию, дослужился до Тайного советника, был признанным авторитетом в хирургии того времени. О самой Марии Петровне известно мало — из семьи архитектора, работавшего с Камероном. Родила в браке 6 детей. Скончалась в 1842 году в Петербурге, муж пережил ее на 20 с лишним лет.
Портрет был подарен Русскому музею внучкой Марии Петровны, тоже Марией Петровной Буяльской в 1909 году.
Но существует интрига самого портрета! Алексей Егоров написал Марию Буяльскую в виде копии портрета графини Софьи Владимировны Строгановой (урожденной Голицыной), написанном в 1808 г. Жаном-Лораном Монье

Причем в доме графини он был принят и считается, что получил от нее разрешение на копирование.
И последний портрет, представительницы самой многочисленной страты России — крестьянки. Портрет был подарен Русскому музею Б.Л. Модзалевским директором Пушкинского дома в 1923 году. Эту работу, кстати, тоже вовсю копировали.

Исторических сведений о женщине, изображенной на портрете нет, но глядя на нее не возникает мысли об убогости конкретно ее жизни. И одежда, и поза, и взгляд отражают чувство собственного достоинства. Зная, что театральные труппы и оркестры, художников и скульпторов российская аристократия набирала из собственных крепостных, понимаешь, что было откуда набирать:))
Можно ли сказать, что эти женщины уникальны? Как далеко мы от них отстоим? Насколько нам чужда их жизнь? Каковы были их взаимоотношения с окружающими в быту, в семье? Римма Казакова заканчивает свои стихи так:
Она в улыбку слезы спрячет,
переиначит правду в ложь…
Как счастлив ты, что ты незрячий
и что потери не поймешь.
А вы как думаете?
|
</> |