Бисмарк и извозчик
navlasov — 12.01.2022 Когда мы пытаемся выяснить мотивы действий человека в конкретной ситуации, нам часто нужно выйти за ее рамки. Потому что на принятое в данном случае решение неизбежно будут оказывать большое влияние прошлый опыт и убеждения (осознанные и неосознанные). К примеру, человек, становившийся жертвой мошенников, может проявлять в дальнейшем повышенную недоверчивость и осторожность - даже в ситуациях, где для этого нет объективных оснований. И мы никогда не поймем его побудительных мотивов, если не будем знать о его прошлом опыте.Думаю, все это довольно очевидно (хотя сплошь и рядом не учитывается в повседневной жизни). А теперь давайте вернемся к ситуации, когда Бисмарк, узнав, что его репетитор берет с другого ученика в полтора раза меньше, в нарушение договоренностей тоже заплатил ему меньше. Повторюсь: мы имеем дело с воспоминаниями одной из сторон и не можем быть уверены в том, что все происходило именно так. Но я считаю, что рассказанная Алексеевым история вполне может соответствовать действительности, и Бисмарк действительно мог так себя повести. У этого мнения есть несколько оснований, и я сегодня остановлюсь на одном из них.
Рассматривая данную ситуацию, нам важно учесть два убеждения Бисмарка, сформировавшиеся у него в период пребывания в Петербурге по опыту общения с простыми русскими (не представителями элиты):
1. Вступая в какие-либо коммерческие отношения, русские видят в нем иностранца и поэтому обязательно пытаются обмануть, содрав побольше денег.
2. Русские уважают только силу, а вежливость и обходительность считают признаком слабости и наглеют еще больше.
Несколько лет спустя, рассказывая о пребывании в России, Бисмарк в качестве иллюстрации к русским нравам поведал следующую историю о своем общении с извозчиком:
"Когда моя жена впервые приехала в Петербург, и мы добрались до дома на фиакре, я дал кучеру рубль. Обычно дают полтинник - это, мне кажется, примерно в четыре раза больше, чем положено по закону. Кучер последовал за нами в дом и потребовал два рубля. Я избавился от него, схватив за шиворот и дав пинка. Моя жена, еще не привычная к подобным манерам, испуганно спросила: ты вообще здоров?! Я успокоил ее, объяснив, что такое обращение в России в моде и что мой гнев искусственный и вызван лишь практическими соображениями"
(Wilmowski G.v. Meine Erinnerungen an Bismarck. Breslau, 1900. S. 32)
Повторюсь: Бисмарк говорил о произошедшем как о чем-то типичном и характерном для России. Именно так обычно ведут себя русские, и только так нужно поступать, чтобы отстоять свои права и интересы.
И в рамки этого опыта и этих убеждений инцидент с Алексеевым прекрасно укладывается и становится еще более понятным.
И в заключение: для меня речь идет не о том, чтобы "оправдать", "простить" и т.п. Бисмарка. Моральная оценка его поступка меня в данном случае не интересует. Это в повседневной жизни "понять" и "простить" - практически синонимы. В исторической науке объяснение побудительных мотивов человека и их морально-этическая оценка - две совершенно разные вещи, причем вторая, по-хорошему, вообще находится за гранью собственно научной проблематики. Мне в данном случае интересно понять, как Бисмарк видел данную ситуацию и какими мотивами он руководствовался. А как-либо оценивать эти мотивы вы уже можете сами, в контексте ваших собственных убеждений и представлений.
|
</> |