Биография косметического успеха. Императрица Красоты Helena Rubinstein.
edelich — 13.11.2010(с) Helena Rubinstein
(25.12.1870 - 01.04.1965)
Первооткрывателем водостойкой туши для ресниц, увлажняющего крема и крема с витаминами, средства для глубокого очищения кожи и самой теории разделения кожи на три типа стала Элена Рубинштейн (Helena Rubinstein) - удивительно амбициозная и сильная личность, уверенная в себе и чрезвычайно властная женщина.
"Красивая сказка всегда лучше правды! Никогда не смотрите назад.
Это ни к чему. Никто не любит вспоминать о реальности..."
(с) Helena Rubinstein
Девочкародилась 25 декабря 1870 года (по некоторым данным 1872 года) в польском Кракове в еврейской семье торговца яйцами Горация Рубинштейна (Naftali Herz Horace Rubinstein) и домохозяйки Августы (Augusta Gitte Scheindel Silberfeld Rubinstein).
Сложные отношения с дядей, про которого Рубинштейн впоследствии скажет, что "он позволял себе вольности", привели ее в местный маленький магазинчик, в который Элена устроилась разнорабочей.
Creme Valaze действительно будет, но значительно позже, а пока никакой специальной формулы в распоряжении Элены не было, как не было и молниеносного признания и хороших заработков. В то время она действительно попыталась сварить самостоятельный крем на основе ланолина, дистиллированной воды и лилий, но все попытки его продать потерпели крах. Более того, Рубинштейн была уволена с позором из магазина под предлогом, что она портит репутацию владельца.
Дальше были долгие 11 лет, которые Мадам беспощадно вырезала из "своей истории", в течении которых Элена трудилась в поте лица, не гнушаясь никакой работы, подавляя гордыню в угоду мечте - собственной косметической империи.
"Очень скоро я возненавидела Австралию. Это был просто ад - жара, тоска, уродство. У меня не сложились отношения с родственниками. Но я была амбициозной. Мне хотелось показать всему миру и своей семье, на что я способна", - написала Мадам Рубинштейн много лет спустя.
В 1902 году, благодаря ссуде одного из своих любовников и наработанных за годы прислуживания выгодных для нее знакомств и навыков в экономике получила тот самый "> и косметический салон в центре Мельбурна.
Предприятие было настолько успешным, что в скором времени Элена смогла легко рассчитаться с долгом, открыть небольшую фабрику по производству кремов и нанять штат профессиональных фармацевтов. Второй салон так же не заставил себя долго ждать.
Неслыханный успех в Австралии и собственные амбиции заставили Рубинштейн отправится покорять Европу, начав с Лондона, что было в то время довольно рискованно.
Выделенный капитал в размере 100'000 фунтов в 1908 году позволил Мадам открыть и раскрутить салон своего имени в арендованном четырехэтажном особняке в самом центре Английской столицы, в районе Mayfair. Там же на последнем этаже расположились ее личные апартаменты, которые тем самым дали возможность трудиться Элене Рубинштейн по восемнадцать часов в сутки. Этот ритм так и остался практически неизменным на протяжении всей ее жизни.
Дела в Лондоне шли превосходно и более тысячи его жительниц платили Элене около 200 фунтов в год за посещение ее салона красоты.
Элены Рубинштейн стала частью столичной элиты. Она могла похвастать, что в списке ее клиенток были герцогини и графини, знаменитые балерины и актрисы, она смогла завести дружбу с Ренуаром (Pierre-Auguste Renoir) и Дега (Edgar Degas), Жоржем Браком (Georges Braque) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Шагалом (Marc Chagall) и Модильяни (Amedeo Clemente Modigliani). Правда, на протяжении своей жизни из-за деспотичного и саркастического характера Мадам Рубинштейн ссорилась со всеми, кто ее окружал, но в мемуарах она писала исключительно о теплых взаимоотношениях. Тем не менее, Сальвадор Дали (Salvador Dali) символично увековечил Элену в образе женщины-Прометея, прикованной к скале собственным зеленым платьем.
" alt="Биография косметического успеха. Императрица Красоты Helena Rubinstein. " />
Первая мировая война внесла в жизнь Элены Рубинштейн свои коррективы. Будучи к тому времени замужем за американским журналистом польского происхождения Эдвардом Титусом (Edward William Titus) и матерью двоих сыновей, в начале 1915 года она вместе с семьей отбыла в Нью Йорк.
Перед Эленой открылся безбрежный американский рынок, и она им умело воспользовалась, несмотря на серьезных конкурентов и лице Элизабет Арден (Elizabeth Arden) и Чарльза Ревcона (Charles Revson). Кстати, соперничество с Арден продолжалось всю жизнь, слишком они были похожи и шли к одним и тем же целям одними путями. На этот счет Мадам едко замечала: "С ее упаковкой и моим содержимым мы бы правили миром".
"В мире есть только одна Мадмуазель - это я,
только одна Мадам - это Рубинштейн и только одна Мисс - Арден".
Мадам Рубинштейн открывала в Америке один салон за другим, начиная с Нью Йорка, захватывая Сан Франциско, Бостон, Чикаго, Лос Анджелес, Вашингтон, Филадельфию и Голливуд. К 1918-ому году в Лонг-Айленде был арендован завод, а на работу наняты лучшие специалисты и торговые представители. Гамма продукции Valaze постоянно пополнялась.
Ее “Дома Красоты” были оснащены самыми современными диагностическими приборами для регистрации уровня обмена веществ и выявления склонности к прибавке веса, присутствовали различные души и ванны, сеансы ультрафиолетовых лучей сменялись отдыхом и овощными блюдами с соком, предлагался маникюр и педикюр, а так же парикмахерские услуги. Посетительница приобретала билет за 100-150 долларов и получала восьмичасовое пребывание в недрах красоты... она попадала на целый день в нежные руки врачей, медсестер и массажистов. Апофеозом становилось пребывание перед туалетным столиком с особым трехстворчатым зеркалом, поворот выключателя на котором создавал иллюзию дневного или вечернего света. Здесь преподавались уроки правильного макияжа, после которых клиенток одаривали образцами помад, теней и пудр.
Приемная салона Элены Рубинштейн на 715 Fifth Avenue, NewYork (1937 год) - самый большой салон за всю историю фирмы, занявший семиэтажное здание.
На этом гениальные маркетинговые ходы Рубинштейн не заканчиваются.. в 1928 году Мадам продает свою фирму компании Lehman Brothers, на тот момент лидеру инвестиционного бизнеса, за 7.3 миллиона долларов. Ранее, во время частых учебных туров, Рубинштейн наладила дружбу с хозяевами магазинов, которые держали ее в курсе продаж и своих опасений на счет новых владельцев. Грянул биржевой кризис и Элена начала тайно скупать падающие акции на открытом рынке. Она так же пишет письма остальным акционерам, заставляя их нервничать и возмущаться по поводу того как Lehman Brothers ведет дела, тем самым еще больше подрывая ситуацию. В конечном итоге, год спустя и после того как в аптеках стала продаваться дешевая линия Helena Rubinstein, Мадам вернула себе свое детище меньше чем за один миллион долларов и сразу сделала упор на увеличение производства кремов и открытие новых салонов на территории пост-военной Европы, осваивая и Рим, и Вену.
В 1937 году империя красоты окончательно погубила семейную жизнь Элены Рубинштейн. Однако быстро оправившись от развода с Титусом, шестидесяти восьмилетняя Мадам делает очередной маркетинговый ход - выходит замуж за грузинского князя Арчила Гуриели-Чкония (Artchil Gourielli-Tchkonia), который был на 25 лет ее младше и чью родословную Элена предварительно тщательно проверила.
Новоиспеченная княжна Гуриели начала пользоваться царственным титулом еще до официального вступления в него. К тому же она расчетливо употребляла знатную фамилию в своем бизнесе, что автоматически привлекало состоятельную мужскую аудиторию, на которую в тот момент тоже был сделан упор и под которую открывались салоны, магазины и отдельная линия косметики, что, кстати говоря, было довольно революционно по тем годам.
К слову стоит упомянуть, что когда в 1955 году Арчил Гуриели скончался, Мадам даже не поехала его хоронить, а все состояние князя перешло к вдове согласно грамотно составленному брачному контракту, который изначально всем казался странной затеей учитывая разницу в возрасте супругов.
Снимки напечатал Vogue, что послужило потрясающей рекламой детищу Рубинштейн.
Вторая мировая война внесла свои коррективы, однако Элена Рубинштейн не приостановила развитие бизнеса. Она стала нанимать на работу польский народ, тем самым дав им возможность бежать в Соединенные Штаты, подняла зароботную плату рабочим после забастовки на фабрике в Лонг-Айленде, развила линию макияжа, сделав упор на маскировку поврежденных войной лиц солдат, но помады все же пришлось расфасовывать в картонные тюбики из-за дефицита металла.
И в свои девяносто Мадам не собиралась уходить на пенсию, предпочитая даже производство кремов контролировать лично. Она продолжала расширять горизонты для своего грандиозного бизнеса и на сей раз покусилась и на Японию, Гонконг и Новую Зеландию.
Империи Рубинштейн принадлежали многочисленные заводы и лаборатории по всему миру, цветочные плантации и салоны красоты в четырнадцати странах, общее количество подчиненных в середине шестидесятых годов равнялось 32-ум тысячам, а доходы от бизнеса на тот момент составляли более 150 миллионов долларов.
Выдающийся новатор Элена Рубинштейн представила миру тонирующую пудру для лица и первый механический аппликатор у туши, ее лилия мужской косметики была одной из первых в мире... она разработала систему санаториев красоты, ввела практику консультирования клиенток в магазинах на тему ухода за кожей, создала вечерние классы для молодых работающих женщин, чтобы те могли овладеть секретами ухода за собой и организовала программы красоты для физически и психически больных... создала гормональный крем, который позиционировала в своей рекламе как восстанавливающий клетки кожи и за который начались гонения со стороны Food and Drug Administration (FDA). Рубинштейн тогда изменила формулировку и продолжила свои исследования на тему замедления старения.. так появился "Ultra Feminine" - первый косметический продукт, который был одобрен FDA как лекарственный препарат.
Более двух миллионов экземпляров туши "Mascara-Matic" было продано лишь в первый год ее триумфального появления.
Элена Рубинштейн так же прекрасно понимала, что косметика покупается не только ради ухода. Мадам продавала иллюзию богатства и колдовства, которую она ловко вкладывала в свои продукты, используя силу рекламы, а так же позиционирования себя как женщину из высшего света. Рубинштейн с удовольствием впускала журналистов и различные экскурсии в свои апартаменты, отлично понимаю, что тем самым лишний раз подогревает интерес к своей фирме. Она вообще любила необычные рекламные ходы и креативные упаковки. Например, чтобы представить свой новый парфюм "Heaven Sent", Рубинштейн запустила с крыши дома на Fifth Avenue в Нью Йорке пятьсот маленьких корзин с ангелочками в форме бутылки, прикрепленных к розовым и голубым воздушным шарам.
Императрица Красоты, как однажды ее окрестил Жан Кокто (Jean Maurice Eugène Clément Cocteau), умерла на девяносто четвертом году жизни... одинокая и великая.
На сегодняшний день Helena Rubinstein находится под крылом концерна L’Oréal, который, по словам представителей, уже не один год настроен на возрождение бренда.. в 2004ом году впервые за всю историю марки у нее появилось "лицо" - Дэми Мур (Demi Moore), новые продукты пусть не очень активно, но создаются... однако, положа руку на сердце, надежда на что-либо триумфальное умерла 45 лет назад...
Helena Rubinstein очень не хватает Ее Мадам.
Она сама работала над созданием новых кремов и декоративной косметики даже в 90 лет.
фрагменты книги-биографии Patrick O'Higgins "Madame: An Intimate Biography of Helena Rubinstein" (1971)
разоблачающая книга Lindy Woodhead ">War Paint: Madame Helena Rubinstein and Miss Elizabeth Arden, Their Lives, Their Times, Their Rivalry" (2003)
доклад Marie J.Clifford "Helena Rubinstein's Beauty Salons, Fashion, and Modernist Display" (2003)
иллюстрации life.com, corbisimages.com, доклад ,