рейтинг блогов

Выставка "Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви"

топ 100 блогов classic_art_ru04.03.2025
Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0309.jpg

К 125-летию со дня рождения Александра Лабаса (1900-1983) - одного из интереснейших художников в русской живописи XX века, музей «Новый Иерусалим» показывает лучшие его работы из разных музеев и частных собраний России. Экспозиция заняла основные выставочные залы музея, которые преобразились в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений.

Студент Строгановского училища и выпускник ВХУТЕМАСа, ученик импрессиониста Дмитрия Щербиновского, мастеров открытого цвета Петра Кончаловского и Ильи Машкова, авангардиста Давида Штеренберга, близкий друг Владимира Татлина, Роберта Фалька, Александра Тышлера, - Александр Лабас был активным участником художественного процесса 1920-1930-х годов. В 1925-м вместе с Юрием Пименовым и Александром Дейнекой он выступил учредителем Общества художников-станковистов (ОСТ). На фоне полемики конструктивистов о бесполезности станковой живописи, а супрематистов - о смерти живописи предметной, художники-станковисты настаивали на том, что живопись и картина как таковая только выходят на новый этап развития.

Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0312.jpg
Автопортрет, 1936. Картон, масло. Собрание Лабас-Фонда

Александр Лабас родился в 1900 году в Смоленске, его отец, дантист по образованию, всю жизнь работал как журналист и издатель, мать умерла, когда мальчику было два года. Лабас рано начал рисовать и писать акварелью, а в 1912 году поступил в Строгановское училище в Москве.

Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви

Художественный мир в послереволюционной России - явление уникальное и до конца не изученное. Представьте себе атмосферу, царившую тогда в искусстве. Тысячи молодых людей, окрыленные идеей строительства справедливого светлого мира. Свободные художественные мастерские, где каждый в праве искать свое воплощение. Ни деньги, ни слава не имеют значения, потому как отсутствует художественный рынок. Молодыми художниками двигает творческий азарт и искренняя убежденность, что искусство - это инструмент формирования завтрашнего дня и завтрашнего человека, которому предстоит строить и населять этот новый мир. Добавьте сюда технический прогресс 1920-х - электрификация, дирижабли, открытие регулярных авиаперевозок, скоростные поезда и развитие машиностроения - торжество человека и преодоление многовековых оков подпитывает уверенность в собственных силах и невероятном будущем, кажется это только начало, еще чуть-чуть и человек покорит космос, а там новые встречи, невероятные миры...

Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0310.jpg
Александр Лабас. Автопортрет. Бумага, акварель. Частное собрание

Всего этого много и на картинах Александра Лабаса - тут и дирижабли, и самолеты, и поезда, и даже «жители отдаленных планет», однако, несмотря на его интерес к скоростям, кажется, будто его картины - это замедленная реальность, которая каждое мгновение рождается заново на наших глазах. Невесомые видения, полные предчувствия и таинства. Лабас чувствует красоту Земли, и это чувство удивительно тонко, как будто он слышит дыхание пространства, тончайшие движения моря, деревьев и неба над ними. Эту хрупкость мира Лабас наблюдает и размышляет о ней. Его лучшие произведения наполнены тихим и неярким светом, который похож на свет раннего утра, когда человек открывает окно и встречает мир так, как будто совершает великое открытие, как будто всё, что он видит, он видит в первый раз, и мир родился только сегодня. Не отворачиваясь от тягостей жизни и не надевая маску отчаянной радости, Лабас делает выбор в пользу любви. Кажется, что в переполненном тревогой мире его работы приподнимают над землей, напоминая, что жизнь - это чудо.

Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0314.jpg

Три зала выставки поэтически отмерят путь воплощения художника: «Предчувствие», «Сотворение» и «Невесомость». Таинственная энергия ранних работ (1924) в первом зале будто предвкушает завтрашний день. Уже спустя два года художник начнет создавать динамичные композиции, передающие его ощущение стремительно меняющегося мира - этот этап творчества Лабаса раскрыт во втором зале. Шедевры второй половины 1920-х годов демонстрируют не только сотворение нового мира, но и воплощение большого художника.

Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0318.jpg

На десятилетие с середины 1920-х до середины 1930-х годов приходится наиболее яркий период творчества Александра Лабаса, период воплощения его уникального художественного языка. Всю жизнь изображавший полеты и передававший в своих работах ощущение небывалой скорости Лабас в 1926 году пережил авиакатастрофу - это был первый в его жизни полет, и самолет, летевший из Москвы в Харьков, рухнул в воду с остановившимся двигателем, пассажирам чудом удалось выбраться.

Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Снится сон, 1920-е. Бумага, акварель. Частное собрание

К этому времени относятся ключевые живописные работы художника и наиболее показательные графические циклы, которые и легли в основу экспозиции. Значительная часть представленного наследия Лабаса - графика, имеющая ограниченный допустимый срок экспонирования, поэтому в начале марта будет проведена полная замена графической части экспозиции из музейных собраний.

Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Приветствуют дирижабль, 1924. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание

Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Лебёдка №5, 1926. Холст, масло. Собрание Лабас-Фонда


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Уральский металлургический завод, 1925. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0315.jpg
Серия "Сочи". Бумага, акварель, 1924. Из разных музеев


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Осенний пейзаж. Серия "Сочи", 1924. Бумага, акварель, тушь. Частное собрание
Городская площадь, 1926. Холст, масло. Пермская художественная галерея



Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Лунный пейзаж. Сочи, 1924. Дерево, масло. Частное собрание


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0319.jpg


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0320.jpg


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0339.jpg


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Вечером на пути к аэродрому, 1928. Холст, масло. ГТГ


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Дирижабль вечером, 1932. Бумага, белила, гуашь. Утро у аэродрома, 1928. Холст, масло. Обе - ГТГ


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0322.jpg
Цеппелин, 1931. ГРМ. Вывод дирижабля, 1930
В кабине дирижабля, 1929. ГТГ. Бумага, акварель, белила



Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Праздничный город, 1929. Бумага, акварель. ГМИИ
Метро, 1936. Холст, масло. ГТГ



Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Москва. Пассажиры, 1933


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Наш переулок утром, 1929. Холст, масло. ГТГ
Едут, 1929. Холст, масло. Собрание Лабас-Фонда



Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Первый паровоз на Турксибе, 1931. Холст, масло. ГТГ


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
На Дальнем востоке. Красноармеец, 1928. Холст, масло. ГРМ


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Ночью в октябре, 1929. Холст, масло. ГРМ
Октябрь в Ленинграде, 1928. Холст, масло. ГТГ



Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Девушка 20-х годов, 1925. Холст, масло. Музей-заповедник "Абрамцево"


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0342.jpg


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0382.jpg


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Дирижабль, 1931. Холст, масло. ГРМ

Третий зал сосредоточен на работах 1930-х годов - времени значительных перемен. Этот период отмечен борьбой с «формализмом» в советском искусстве, в жернова которой попали и сам Лабас, и многие из его близких друзей. В то же время он встречает главную любовь своей жизни - немецкую художницу, выпускницу Баухауса, Леони Нойман. Леони Нойман и Александр Лабас прожили вместе почти полвека (он умер в 1983 году, она в 1996-м) и ни разу не расставались — нет даже их переписки: им не было нужды писать друг другу, они всегда были вместе. Он отстраняется от бурлящей энергии городов и с особым вниманием обращается к созерцанию любимых образов неба и моря, обретая гармонию на линии горизонта.

Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0311.jpg
Двойной портрет (С Леони), 1937. Бумага, карандаш. Собрание Лабас-Фонда


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0343.jpg


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0403.jpg


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Вид на Мясницкую улицу, 1934. Холст, масло. Частное собрание


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Дом на Мясницкой улице, 1934. Холст, масло. Саратовский художественный музей


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Москва, 1937. Холст, масло. Смоленский музей-заповедник


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Поезд из Москвы, 1928. Холст, масло.
Окраина Москвы, 1929. Бумага, акварель. Обе - собрание Лабас-Фонда



Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
На бульваре, 1932. Бумага, акварель. Собрание Лабас-Фонда
Зимой в Луганске, 1935. Холст, масло. ГРМ



Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Самолёт над пароходом. Серия "Крым-Одесса-Батуми", 1936. Бумага, акварель, темпера, белила. Объединение "Художественная культура Русского Севера"


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Крым. Вечер у моря. Серия "Крым", 1933. Бумага, темпера. ГТГ


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Отдых на палубе. Серия "Крым-Одесса-Батуми", 1936. Бумага, гуашь, акварель. Частное собрание


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Набережная. Батум. Серия "Крым-Одесса-Батуми", 1936. Бумага, гуашь. ГТГ


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0389.jpg


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Весна в Москве, 1937. Холст, масло. Музейное объединение "Музей Москвы"


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0391.jpg


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
В лесу. Серия "Абрамцево", 1932. Бумага, тушь. Музей-заповедник Абрамцево


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Беседуют на телеге. Набросок, 1924. Бумага, акварель. Собрание Лабас-Фонда


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Дирижабль над городом, 1931. Бумага, тушь, белила. Собрание Лабас-Фонда


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0396.jpg
Вид на Мясницкую улицу, 1934. Холст, масло. Частное собрание


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
В районе Мясницкой улицы, 1935. Холст, масло. ГТГ


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0400.jpg
Портрет жены, 1936. Холст, масло. Музей " Новый Иерусалим"


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Утром в Мисхоре, 1939. Бумага, акварель. Музейное объединение "Художественная культура Русского Севера"


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Коктебель. Серия "Коктебель", 1957. Бумага, акварель. Частное собрание


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Деревья на берегу. Серия "Дзинтари", 1973. Бумага, акварель. Частное собрание


Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
Берег и море. Серия "Дзинтари", 1975. Бумага, акварель. Частное собрание

Творчество Лабаса и сложно, и просто одновременно. Просто - потому что интуитивно, и понять его, почувствовать можно без лишних знаний. Сложно - потому что нужно позволить себе не торопиться, неспешно вглядываясь в его образы и перламутровые переливы красок. Этот путь сопровождают выдержки из дневников и воспоминаний художника, которые нередко относятся к конкретным работам, представленным в экспозиции, и где Александр Лабас вновь и вновь размышляет о скорости, прогрессе и любви...

Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви
В полёте, 1935. Холст, масло. ГТГ

Куратор выставки «Невесомость» - искусствовед Ксения Новохатько, научный консультант проекта - искусствовед, специалист в области русского искусства ХХ века Александр Балашов. Архитектурно-художественное решение выставки создали театральные художники Эмиль Капелюш, Юрий Сучков и Яна Глушанок. Экспозицию дополняет оригинальное звуковое сопровождение, созданное музыкальной лабораторией «Антифон».

Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви 25-0404.jpg



Выставка Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви

Источники информации: материалы выставки и этикетаж, кураторский текст

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
18 мая после сеанса саморазоблачения «президента» Медведева стала ясна тщета политологов со всеми их описаниями политпроцессов, прогнозами и важным надуванием щёк. Оказалось, в России нет политики, и всё, что тут происходит – какое-то ...
Моя молитва. Вернее, не моя. А наша общая, хирургическая, молитва. Ну, не совсем молитва, конечно. Однако, это то, чего вы не видите и не слышите практически никогда и, скорее всего, даже и не догадываетесь об этом. Но, знать это очень даже не вредно. Да. Правильно это называется ...
Нужно: 2 свежих средних огурца, отварная куриная грудка, грецкие орехи, шампиньоны ...
thx 2 [email protected] PS: перед тем, как писать “фу, какое быдло”, подумайте, сколько ...
Волк побежал, что было духу, по самой короткой дорожке. А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она не торопясь, по пути останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты. Место действия: Исландия, Фьятлабак. Fjallabak переводится как "изнанка гор". Жопа мира, в общем ...