Был ли делирий источником вдохновения архитекторов Тиуанако?
bar_chk — 08.02.2024Величественный сакральный центр древних инков Тиуанако с примыкающим к нему Пума-Пунку. По данным академической науки построен за 500 лет до н.э., альтернативной - за 15 000 лет до н.э.
Хотя перуанско-боливийские древности - не совсем Мезоамерика, и историки растащили их по разным культурам и временам, но фактически они делались примерно в одно время с центрально-американскими, по одним технологиям, одним исполнителем - цехом создателей истории. Поэтому и их ставлю сюда же. Продолжаем цикл.
Немножко покажем, в каком виде были найдены и отсняты французской экспедицией 1902-1903 годов "обломки древних храмов" 2,5-17-тысячелетней давности, занесенные песками времен и т.д.
На наш взгляд, уже одна эта фотосессия свидетельствует об изготовлении их не раньше середины 19 века. После такого открытия главной загадкой таинственных форм Пума-Пунку осталась одна: а где, собственно, храмы или какие-нибудь строения, от которых "обломки"? Почему халтурщики, строители, древнеинки/анунахи ограничились только созданием "обломков"?
Да и то, что сделали, могли бы и закопать для приличия...
Между прочим, на последнем фото виден даже опалубный лист - сплав на основе дюраля. Подобные, единые для цеха опалубные формы всех эпох и широт мы уже видели и в Древнеегипте, и в Питере...
Самый знаменитый памятник - Ворота Солнца.
История деликатно умалчивает имя первооткрывателя Ворот Солнца.
В числе первых их якобы видел французский натуралист, палеонтолог Алсид д`Орбиньи, путешествовавший в 1833 году в районе Тиуанако. В книге Voyage pittoresque dans les deux Amériques он даже избразил их, но одного взгляда достаточно, чтобы увидеть: это проект и вброс. Обычная практика создателей истории - вспомним хотя бы мало похожий на реальный, вбрасывавшийся почти два века до постройки Стоунхендж.
И эти холмы и горы в принципе не похожи на ровную, как столешница, площадку Храма Каласасайя. Как ни печально - вброс.
Есть и другое издание этой книги Орбини, где иллюстратор, не Орбини, немножко постарался исправить масштаб, хотя и Ворота, и храм такие же фантазийные.
Герой Войны за независимость, соратник и начальник штаба Симона Боливара, второй президент Боливии и четвертый - Перу Хосе Антонио де Сукре якобы знал о Воротах и приказал вырыть их и поставить как символ борьбы и свободы боливийского народа в 1825 году. Но ни сам герой, ни кто-либо из современников ничего об этом не знали и никаких свидетельств не оставили. А раз так, то все упоминания Сукре в связи с Воротами - современное творчество, увы.
Вслед за д`Орбиньи изобразил памятник американский историк, ведущий специалист доколумбовой Америки своего времени Уильям Хиклинг Прескотт (William Hickling Prescott, 1796-1859), который сам в Боливии не был, но по всеобщему признанию отличался исчерпывающе тоной, тщательной, монументальной работой с источниками, архивами, свидетельствами. В книге Historia de la conquista del Peru : con observaciones preliminares sobre la civilizacion de los Incas, 1851 он опубликовал изображение, от одного взгляда на которое также становится понятным, что оно делалось из головы. Скорее всего это и есть эскиз памятника, от которого существенно отошли создатели.
Эпически засвидетельствовал памятник перуанский геолог, минералог, химик, археолог, дипломат, губернатор, научный и хозяйственный сподвижник великого Симона Боливара Мариано Эдуардо де Риверо и Устариз (Mariano Eduardo de Rivero y Ustariz, 1798-1857) в книге, издававшейся в 1851, 1853, 1854, 1855 годах, Peruvian antiquities, якобы посещавший, видевший Ворота Солнца в 1842 году.
Облик Ворот с перепутанными сторонами - без комментариев.
Масштаб Ворот и расположение столбиков Храма Каласасайя по долинам и по взгорьям - тоже. Ясно, что ни того, ни другого геолог, археолог и пр., не видел. Так не ошибаются, рисуя с натуры.
В 1848 году памятник якобы видел, измерял, зарисовал французский художник и консул Франции в Боливии Леонс Ангран (Lеonce-Marie-François Angrand, 1808-1886). Боливийский исследователь Bernardo V. Biados Yacovazzo приводит его чертежи, из которых видно, что и этот свидетель измерял и чертил эскиз, а не реальный объект. Посчитайте, сколько квадратиков древнеандского календаря слева от Виракочи на рисунке и чертеже, и сколько на реальном объекте. Так не ошибаются, да еще и художники.
Знакомый нам парижский профессор Винер, фактически засвидетельствовавший свое присутствие при строительстве Саксайуамана, в книге Pеrou et Bolivie: rеcit de voyage 1880 года о своем путешествии 1877 года засвидетельствовал и посещение Храма Каласасайя.
Столбики, без сомнений, профессор видел, они реалистичны и вкопаны на ровной площадке.
Ворота, без сомнений, не видел, иначе не нарисовал бы крохотную фигуру пастушка, сидящего в проеме.
Сравните с реальным сидящим человеком.
Работу над созданием мегалитов - "обломков Храма" профессор запечатлел и здесь, рисунком и фотографией.
Сравните с фото 1903 года. Мегалитов ощутимо прибавилось.
Сегодня считается, что первым правдоподобно изобразил Ворота Солнца археолог-дипломат, пионер американской археологии Эфраим Скуайер (Ephraim George Squier, 1821-1888), сделавший себе имя открытиями древних земляных сооружений долины Миссисипи. Он работал в Перу консулом США и участвовал в раскопках в 1864-65 годах. В своей книге Peru; incidents of travel and exploration in the land of the Incas, изданной в 1877 году, он изобразил Ворота Солнца, по его собственному утверждению, с фотографической точностью.
По гравюрам видно, что археолог объект в глаза не видел, а имел только фото объекта, который ему надлежало увековечить.
Это одна из первых первых фотографий, опубликована в 1892 году.
В 1848 году художник из Баварского Королевства, друг короля, идеолог расизма и рабства Морис Ругендас, без сомнений, видел начало работы над Воротами Солнца, начерптил эскиз, но при жизни его не публиковал. Работа стала доступной только ученым, занимавшимся архивом художника после его жизни.
Что это эскиз, понятно из сравнения рисунка и первых фотографий - французской экспедиции, а еще лучше - Ворот со сведенным перекрытием.
Нижняя часть, опоры с проемами-нишами, несомненно, была готова; ниши совпадают вплоть до дефектов. Уступ на правой стороне правой опоры в законченном памятнике был сделан намного выше. В верхней части подобие перспективного портала изготовители запороли полностью. Левую пару окон влепили с ошибкой, отчего первое оказалось без наличника (пользуемся терминологией эскиза, т.к. кривулины из реально исполненного объекта трудно как-то назвать). таким образом, эскиз с безошибочно исполненной нижней частью и запоротой верхней - важнейший документ, свидетельствующий о реальном времени формовки Ворот: в 1848 году нижняя часть опор была исполнена, верхняя - еще нет.
В общем с вбросом памятника в научный оборот через авторитетного археолога получился конфуз, археолог мощно ошибся с масштабом. Также понятно, что накануне памятник и делался.
История очень сильно напомнила процесс "узаконивания" в науке и обиходе прославленных гигантских статуй моаи острова Пасхи маститым писателем-путешественником Пьером Лоти. Который в юности служил гардемарином на корабле, посещавшем остров в 1872 году, никаких гигантских моаи не видел, только помогал капитану отпилить голову единственной найденной относительно целой маленькой статуе, но в 1899 году издал популярную книжку о своих якобы наблюдениях моаи, которую снабдил иллюстрациями с неколькими появившимися к этому времени на острове моаи. Подробности здесь , кому интересно.
Возвращаемся в наши дни и смотрим "обломки цивилизации инков/анунахов" ближе с помощью современной фототехники.
Обыкновенный непромес, каркас, зауряднейшее литье на каркасе.
Памятник из разряда ТОП. В местах, где подрассыпались грани, есть вопросы?
То ли арматуру не завезли, то ли высокохудожественный творческий замысел такой, чтобы типа "кровь из скульптур богов шла", но это трубки, свернутые из листового материала. В этих местах и выпало. Не учли, что полая арматура - влагонакопитель. Из элемента укрепляющего стала разрушающим))
Еще трубчатое армирование. Думаю, что все-таки кровь из скульптур богов. С тех психопатов, которые ваяли древнеинкские памятники Тиуанако, станется...
Прокладывались трубочки динамично и на глазок, как и любые каркасы.
Двужильный провод. Каркас связывали. Без каркаса такая дура долго стоять не будет. И второй фрагмент - явно тоже что-то из мира проводов.
Похоже на карандаш или авторучку древнеинков, и еще на дюбель, но пластиковые в начале 20 века не выпускались.
Здесь явная полоса постороннего материала и какой-то элемент крепежа. Другая сторона истукана.
Строители отлично знают, что без каркаса эти дуры долго не протянут.
Великое дело - качественная съемка. Спаcибо группе Склярова! Посторонний винт или болт.
Не может быть, чтобы в такой дуроформе не было ничего постороннего. Посторонний винт.
Еще один культовый объект. Прославленные Ворота Солнца. Камушки бута, как водится, не показывают. Как и основание с петелькой каркаса.
Понятно, что посторонние железяки надо искать в местах сломов. Естественно, нашлось.
Ну каким анунахам или инкам придет в голову высекать такую дуру из гранита, которую и использовать-то незнамо как... Разумеется, каркас, естественно, местами торчит.
Выточить, вырубить и даже отлить на месте это колесо невозможно. Это лепка на каркас. Оно и видно местами.
Самое интересное за колесом, но оно не заинтересовало снимальщиков.
Чтобы сделать вывод о всей партии однотипных изделий из одной формы, достаточно увидеть посторонний предмет в одной. А он тут на самом видном месте.
Больше всего это похоже на патрон -
а это - на ключ от английского замка, номерок гардероба... только край какой-то подрубленный.
Вот это четко опознаваемый предмет - пуговица, военного образца.
Какие тут сомнения, и в чем? В древнеинкском армировании нет сомнений. Наверху петелька, внизу штырь.
Поближе эта часть. Славный гранит!
Отсюда красиво -
А обратная сторона ниже критики.