Был ли Борхес фашистом
mark60w — 03.07.2024
Одним из самых загадочных личностей ХХ века, безусловно, был Хорхе Луис Борхес. Читая его произведения, весьма далекие от столь родного для советской власти реализма, ты погружался в мир галюцинаций и странных видений. Почти как при прочтении историй Гофмана. Непонятно каким образом в Серии «Мастера Зарубежной прозы» в начале 80-х, вышел сборник рассказов Борхеса с несравненным «Алефом». С этим сборником у меня произошла забавная история. В Ленинграде в книжных в 80-е существовал весьма мутный бизнес, называемый книгообменом. Книги разделялись на категории востребованности. Борхес, Германн Гессе, Джойс относились к высшей категории книгообмена. Грубо говоря один Борхес отдавался за 5 или 6 «Анн Каренин». В результате каких-то странных манипуляций по дороге к высшим ступеням отдела книгообмена, сборник Борхеса оказался в соседнем отделе старой книги, где и был мною замечен. Судорожные движения лапками продавщицы отдела в момент моей покупки этой книги оказались запоздалыми, и заветный том перешел в мои руки.
Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо родился в Буэнос-Айресе в 1899 году, а умер в Женеве в 1986 году. Последние тридцать лет своей жизни он прожил почти полностью слепым в мире своих причудливых фантазий и галлюцинаций. Его взаимоотношения с Перроном и прочими Южноамериканскими диктаторами создали ему весьма сомнительный образ фашиста среди определенной части читателей. В далеком 1993 году, во время поездки на работу в автобусе, я решил продемонстрировать своему коллеге, выходцу из Аргентины, свои познания в области аргентинской культуры. Имя Хулио Кортасара было принято им вполне благосклонно, но когда я дошел до упоминания о Борхесе, темпераментный соотечественник гаучо и Диего Армандо Марадонны попытался выкинуть меня из автобуса с воплем: «Как ты можешь читать этого фашиста». К моему счастью водитель дверь не открыл, и мне удалось доехать до своего рабочего места живым и невредимым.
Был ое фашистом или нет, на сегодняшний день не так уж однозначно. Те, кто были фашистами вчера, в глазах общества в определенных странах становятся демократами и защитниками традиционных ценностей, и наоборот. Но при этом обе стороны яростно обвиняют друг друга в фашизме.
Новелла «Евангилие от Марка» Борхеса рассказывает об одном человеке, решившим нести слово Господне его неразумным детям. Он не мог нарадоваться на своих новообращенных учеников и тому, с каким вниманием они воспринимают христианские истины. И невдомек ему, неразумному, было понять, что от его теоретических занятий, они решили перейти к практическим, наметив в качестве искупительной жертвы его самого. Экранизировав эту новеллу Пьер Паоло Пазолини создал на материале Бохеса свой собственный шедевр. Так сказать, два в одном. Кстати, судьбу героя Борхеса необходимо помнить всем палестинолюбам, а также тем, кто собирается заняться этой деятельностью.
И так, был Борхес фашистом или нет, вопрос сложный, но его перу принадлежит одна интересная идея, говорящая мне, что скорее не был: « Сегодня общественную известность преувеличивают. Я уже неоднократно рассказывал вам о том, как наша семья в 1914 году приехала в Швейцарию; и мы, истинные южноамериканцы, спросили, как зовут президента Швейцарской Конфедерации. На нас смотрели с удивлением: никто не знал его имени; правительство действовало успешно и поэтому было безымянным, незримым.
А нами руководили правители, фотографии которых можно было увидеть повсюду; они жаждали известности, искали её. Они ездили по стране не только со своими телохранителями и свитой, но и с многочисленными фотографами. Вспомните Плотина; как-нибудь мы поговорим с вами о памятнике Плотину, согласны? Так вот, Плотин говорил, что он — не более чем тень, тень своего архетипа; и его образ — это тень от тени.
Многие века спустя эту мысль повторил Паскаль, когда он выдвигал свои возражения против живописи. Он говорил: если мир не восхищает, то почему должен восхищать запечатлённый образ мира? Ведь Паскаль, сам того не зная, повторил мысль Плотина. Но сейчас, кажется, подобные рассуждения никого не интересуют; сейчас если человек не запечатлён на портрете или снимке, то он практически и не существует, верно? Изображения стали более реальными, чем живые люди. Более реальными, чем реальность.»
Вот вам и фашист.
Что умеет Avatr 06: подробный обзор без воды
Филип Фармер
Жаклин
84 года со дня рождения Тома Фогерти
Дом со слонами
81 год Робби ван Леувену
Как выбрать направление для путешествия с ребенком: примеры для разного
Нулевая бабка
Опять между Альендо и Пиночетом

