Беззаконные законы пиратов
fan_project — 13.05.2021
Заслуживает внимания уже само то обстоятельство, как
Эксвемелин попал к пиратам. В молодости он поступил на службу во
французскую Вест-Индскую компанию, переплыл на одном из ее судов в
Карибское море и только там понял, что вследствие ловкой
формулировки контракта с компанией и полученных им авансов он попал
в настоящее рабство: плантаторы обращались со своими служащими как
с предметами или с животными, продавали и покупали их. Вернуть
авансы он не мог, его долги компании все росли, и не предвиделось
никаких возможностей изменить судьбу.
Оставалось одно: бежать.
Эксвемелин, подобно многим другим рабам, в один
прекрасный день бросил все и пустился в джунгли. Случилось так, что
он встретился с капитаном пиратского корабля, который принял его в
свою банду, после чего молодой фламандец шесть лет провел с
морскими разбойниками.
Из книги, в которой Эксвемелин рассказывает о пережитом
им, мы узнали, что права и обязанности карибских пиратов
регулировались контрактами, составленными с бухгалтерской
точностью. Каждый член банды обязан был сам заботиться о своем
вооружении и снабжать себя продовольствием на время предприятия.
Обычно пираты вступали в компаньонские отношения по двое, принимая
по отношению друг к другу взаимные обязательства по взаимопомощи и
взаимовыручке. Если один из них погибал, его долю добычи компаньон
отдавал вдове, если погибший был холост, наследником оставался
компаньон. Такой договор в рамках банды, обеспечивающий взаимную
страховку, нередко охватывал несколько человек, а то и всю команду
корабля.
Пиратским капитаном можно было стать двумя путями.
Известный в пиратском мире человек, имеющий на своем счету успешные
предприятия, организовывал банду, заключал договоры с наемниками.
Но бывало и так, что несколько человек арендовали или строили
корабль и выбирали из своей среды капитана. В любом случае команда
обязывалась беспрекословно подчиняться капитану до возвращения из
похода.
Пиратские законы определяли также и правила дележа
добычи. Прежде всего необходимо было выплатить определенную
контрактом долю владельцу корабля или построившим его плотникам.
После этого получал свою долю корабельный врач, нанимаемый на
корабль, и нанятые один-два мастера. Из оставшейся суммы вычитали
возмещение убытков раненым, остальное подлежало дележу между
членами банды. Одну часть получал каждый пират, четыре части -
капитан, половину части - юнга.
Пиратские законы точно определяли размер возмещения
убытков на случай "производственных травм", ранений и телесных
повреждений, понесенных во время пиратских нападений; вот некоторые
примеры:
потеря правой руки - 600 испанских талеров
серебром;
потеря левой руки - 500 талеров;
потеря правой ноги - 500 талеров;
потеря левой ноги - 400 талеров;
потеря одного глаза или одного пальца - 100
талеров;
огнестрельная рана в живот - 500 талеров и т.
д.
Странно было не то, что пираты составляли столь
тщательно разработанные, детальные договоры, а, собственно говоря,
то, что они их выполняли.
Янош Эрдёди, «Борьба за моря. Эпоха великих
географических открытий», 1979г., (пер. Ксении
Стебневой)
|
</> |