БЕЗУМИЕ ФРАНСИСКО ГОЙИ

топ 100 блогов nikonova_alina02.03.2023
Франсиско Гойя. Автопортрет. 1795
Франсиско Гойя. Автопортрет. 1795

Часть 3.

        Все исследователи творчества Гойи сходятся во мнении, что по-настоящему переломным (или роковым) для художника стал 1792 год. Вообще, в 1791 и 1792 годах информации о Гойи становится гораздо меньше. По какой-то причине временно прекращается его переписка с Мартином Сапатерой, а в письмах художника к другу всегда было много подробностей и фатов личной биографии. Вряд ли друзья рассорились, тем более, что в 1790 году Гойя написал портрет Сапатеры с посвящением: «Моему другу Сапатеру. Мне очень дорог этот портрет».

Франсиско Гойя. Портрет Мартина Сапатера. 1790
Франсиско Гойя. Портрет Мартина Сапатера. 1790
Франсиско Гойя. Портрет Себастьяна Мартинеса. 1792
Франсиско Гойя. Портрет Себастьяна Мартинеса. 1792
Франсиско Гойя. Молочница из Бордо. 1790-е-1827
Франсиско Гойя. Молочница из Бордо. 1790-е-1827

        В эти же годы Гойя создал портрет еще одного своего друга, Себастьяна Мартинеса и начал работу над картиной «Молочница из Бордо», которую закончил уже незадолго до своей смерти.

        Известно, и вполне достоверно, что в декабре 1792 года Гойя отправился в Кадис, навестить своего друга Себастьяна Мартинеса. Этот Мартинес был генеральным советником по финансам и страстным любителем искусства. И вроде бы именно там, в Кадисе Гойю и свалила непонятная, но ужасная болезнь.

        Но вот обстоятельства этой поездки далеко не так однозначно понятны. Дело в том, что Гойя был придворным художником, а это значит, что он имел определённые служебные обязанности, и просто так безо всякой причины, из житейского желания повидать друга, не мог бы сорваться с места и рвануть в Кадис из Мадрида. Тем более, что свой статус, который н так тяжело зарабатывал, Гойя терять не желал, а его предыдущие эскапады не всегда обходились без последствий. Надо полагать, определенный опыт придворной дипломатии он все-таки приобрел, все же уже был не мальчик, а солидный мужчина под пятьдесят лет.

Франсиско Гойя. Смерть пикадора. 1793
Франсиско Гойя. Смерть пикадора. 1793

        Есть версия, что заболел Гойя еще до поездки в Кадис, а причиной его самовольного поступка как раз и было обострение загадочной болезни, которая продолжалась уже в течение нескольких лет. В Кадисе художнику стало совсем худо, и Мартинес помог ему выхлопотать официальный отпуск по болезни и даже получить деньги для оздоровительной поездки по Андалусии (10000 реалов, между прочим).

        Симптомы этой болезни кажутся весьма противоречивыми. Сначала Гойя в прошении об отпуске сообщал, что «уже два месяца лежит в постели и страдает от мучительных колик». По другой информации, когда он оказался у Мартинеса в Кадисе, им «овладело плохое расположение духа» (эта расплывчатая формулировка лучше всего подходит для описания депрессии).

        Чуть позже Мартинес так писал Сапатере о состоянии Гойи: «…шумы в голове и глухота еще не прошли, однако, выглядит он намного лучше и к тому же не страдает больше нарушениями координации движения. Он уже может подниматься и спускаться по лестнице и делает все то, чего не мог делать раньше». Получив это письмо из Кадиса, Сапатеро в свою очередь проинформировал о состоянии Гойи его шурина Франсиско Байеу, добавив к письму странную приписку: «Как я тебе уже сказал, Гойя потерял рассудок, которого у него уже дано нет».

        Эта фраза навела многих исследователей на мысль о том, что проблема Гойи в 1792 году имела отношение к психиатрии. Однако, основное описание симптомов его недуга как-то не слишком вяжется с психическим расстройством. Итак, в источниках описывают:

• частые головные боли;

• головокружения;

• потерю ориентации;

• нарушение координации движений;

• шум в ушах;

• временную слепоту;

• паралич правой руки;

• спазмы и дрожь мышц;

• колики;

• состояние комы.

        Художник был действительно близок к смерти, но что именно с ним случилось, так и осталось неясным. Современные исследователи склоняются к мысли, что все названные выше симптомы, включая и глухоту, можно объяснить хроническим отравлением свинцом, поскольку Гойя очень активно использовал токсичные свинцовые белила в соответствующий период своего творчества. Некоторые современники называли состояние художника апоплексическим ударом.

        Странно также и то, что эти симптомы постепенно исчезли также загадочно, как и проявились. Сначала у Гойи восстановилось зрение, затем исчезли проблемы с координацией движений, прошли головные боли и головокружения. Несколько дольше восстанавливалась подвижность правой руки, но постепенно все функции вернулись. И осталась, причем до конца жизни, только глухота. Постепенно Гойя научился читать по губам и общаться с помощью рисунков или записей. Он стал еще более мрачным, снова периодически впадал в депрессивное состояние (в общем-то было от чего), и, кроме всего прочего начал интересоваться колдовством.

Франсиско Гойя. Двор сумасшедших. 1794
Франсиско Гойя. Двор сумасшедших. 1794

        С 1794 года в его творчестве появляются мрачные фантасмагорические сюжеты, о которых он сам писал так: «Для того, чтобы передать силой моего воображения боль моего паралича и по меньшей мере частично засвидетельствовать мою болезнь, я нарисовал целый ряд изображений, где собрал воедино наблюдения, которых обычно нет в заказных произведениях, так как там едва ли можно развить шутку и фантазию». Понятие шутки, впрочем, он передавал весьма своеобразно: «Я нарисовал безумный двор, где двое обнаженных избивают друг друга, а в это время санитар смотрит на них, и другие тоже дерутся палками…»

        Некоторые исследователи, впрочем, приписывают эту неожиданную страсть к фантасмагории баскским корням художника, полагая, что именно басков среди прочих народностей, населяющих Испанию, отличает традиционное иррациональное мышление.

Франсиско Гойя. Огонь в ночи (Пожар). 1794
Франсиско Гойя. Огонь в ночи (Пожар). 1794
Франсиско Гойя. Уличные комедианты. 1793
Франсиско Гойя. Уличные комедианты. 1793

        Новая тематика, так же как и новый, мрачный художественный стиль проявились в нескольких небольших полотнах, которые художник исполнил в 1794 году. Среди них картины «Уличные комедианты», «Бандиты», «Падающая карета», «Кораблекрушение», «Огонь в ночи», «Двор сумасшедших» и т.д. Гойя меняет не только сюжетную основу полотен, но и колористическую гамму, предпочитая теперь нейтральный или даже мрачноватые тона с яркими цветными вкраплениями, подобными вспышкам молний, на заднем плане. Цвета на его картинах уплотнились, мазки стали короче и нервознее.

        Но все-таки, он вернул себе возможность работать, что можно считать основным признаком если не выздоровления, то хотя бы некоторого улучшения физического состояния.

        Однако сам художник здоровым себя не чувствовал, и дело было не только в глухоте. Он испытывал подавленность, постоянную усталость, а периодически вообще впадал в отчаяние. Сапатере он писал, что его состояние здоровья совсем не улучшается, и он очень быстро устает.

        Гойя, которому не было  пятидесяти, ощущал себя глубоким стариком и морально готовился к смерти, совершенно не ожидая, что жить ему осталось еще более тридцати лет, и что на этом пути для него приготовлено еще немало сюрпризов.

Франсиско Гойя. Портрет герцогини Альба в белом. 1795
Франсиско Гойя. Портрет герцогини Альба в белом. 1795
Франсиско Гойя. Портрет герцога Альба. ок.1795
Франсиско Гойя. Портрет герцога Альба. ок.1795

        Первым из этих сюрпризов оказалась герцогиня Альба, а точнее, Мария дель Пилар Тереса Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо, 13-я герцогиня Альба. Роскошная цветущая красавица 34 лет отроду была женой дона Хосе Мария Альвареса де Толедо и Гонзага, 15 герцога Медина Сидония, человека относительно  молодого (в 1795 году ему было 39 лет), но с детства слабого и болезненного. Кроме того дон Хосе не интересовался ничем, кроме музыки. Гойя так и написал его портрет возле клавесина с нотами  какого-то произведения Гайдна. Судя по всему в 1795 году семейство Альба заказало художнику парные портреты, и Гойя написал помимо мужа за клавесином, и жену в ослепительно белом платье.

Франсиско Гойя. Портрет герцогини Альба в черном («Solo Goya»). ок.1797
Франсиско Гойя. Портрет герцогини Альба в черном («Solo Goya»). ок.1797

        Год спустя дон Хосе умер, и Гойя написал молодую вдову в эффектном черном платье с красным поясом, черной шали и черной мантилье. На этом портрете на пальцах герцогини он изобразил два кольца, на одном из которых написано «Альба», а на другом «Гойя». У ее ног на песке написано еще более конкретно «Solo Goya», что позднее стало неформальным названием картины. Это были традиционные и всем понятные без дополнительных комментариев символы любовной связи, которые, похоже, говорили и о том, что отношения между герцогиней и художником завязались еще при жизни ее мужа.

        Вопрос, что она в нем нашла, до настоящего времени остается открытым. Герцогиня Альба была молода, богата, свободна, прекрасна, капризна, высокомерна и сентиментальна. О ней писали, что «на ее голове нет ни единого волоса, который не мог бы принести возбуждающего удовольствия».

        Гойя к тому времени еще не оправился полностью от болезни, он чувствовал себя старым и слабым, а уж красавцем не был и в лучшие годы. Одни исследователи предполагают, что интерес герцогини к художнику имел отношение к ее занятиям благотворительностью, поскольку она вообще регулярно привечала у себя в имении больных, сирых и убогих. Кто-то полагает, что она влюбилась не столько в Гойю-мужчину, сколько в Гойю-художника и его талант. Но все-таки он был весьма опытным и умелым любовником, и его отношения с герцогиней явно не соответствовали типичным отношениям между заказчицей и наемным художником.

Франсиско Гойя. Санлукарский альбом, лист 20. 1797 (?)
Франсиско Гойя. Санлукарский альбом, лист 20. 1797 (?)

        После смерти мужа герцогиня удалилась в свое поместье Сан Лукар де Баррамеда недалеко от Кадиса. Предполагается, что Гойя или приехал туда вместе с ней, или появился там немного позже. Но точно известно, что с октября 1797 года в Мадриде его не было. Сохранился так называемый «Санлукарский альбом» с рисунками и набросками художника, на которых изображена исключительно герцогиня Альба, иногда в самые интимные моменты своей жизни.

        Но есть и приписка Гойи в письме к Сапатере, где он просит друга: «Ты должен мне помочь получше загримировать мой отказ герцогине Альба, которая посетила мою мастерскую для того, чтобы заказать свой портрет». Исходя из этого многие полагают, что связь Альбы и Гойи – это всего лишь миф. Кроме того, после смерти художника не было найдено никаких прямых доказательств их связи: ни писем, ни  документов, ни памятных вещей, портрет герцогини был завещан сыну Гойи Хавьеру без каких-то сентиментальных обременений, просто как одна из картин.

        Впрочем, очень может быть, что причиной такого отношения к памяти герцогини было отнюдь не равнодушие, а обычная ревность. Среди рисунков Гойи, например, есть изображение герцогини в обществе бравого гвардейского офицера.

        Была ли любовь Гойи и герцогини Альбы реальным историческим фактом, или же они были просто знакомы, и их отношения не выходили за благоразумные рамки общения  художника и заказчицы, но к концу1790-х годов Гойя словно обрел второе дыхание, воспрял духом и был готов идти навстречу новому блистательному периоду в своей карьере.

Продолжение следует…

P.S.

...Санлукар и берег моря,

а летняя ночь темна,

и слышится чья-то песня:

„Пока не взошла луна...

Пока не взошла луна

из горьких морских глубин,

два слова хочу сказать

тебе один на один".

О, санлукарский берег!

Апельсиновые сады...

И одинокая песня

У кромки горькой воды.

И голосу вторит волна —

"Нас никто не увидит,

пока не взошла луна".

Антонио Мачадо

Сады Герцогского дворца Медина-Сидония в Сан-Лукаре
Сады Герцогского дворца Медина-Сидония в Сан-Лукаре


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
 Всем добрый вечер! Недавно писала пост ( http://malyshi.livejournal.com/36960337.html#comments ) о желании свернуть ГВ и просила советов. Вот, что получилось... Почитав комметарии и советы, решила, что рано котенка лишать груди, но в ближайшую ночь он мне устроил ...
pavel_nesterov дополнил коммент к азерской заказухе ДЕГа . Цитирую: * * * * * Конечно же, не выдержал, и написал небольшой ответ Галковскому на пост про Симоньян, но дело вовсе не в этом. Русское национальное биполярное аффективное расстройство состоит из двух стадий. ...
Сначала - короткая преамбула. Дневники веду давно, лет с 10-ти, наверное...Они потихоньку исчезают потом куда-то. Или это я потихоньку взрослею:) Немало дневников было традиционно  начато в Новый год, 1-го января, потом куда-то испарялись во время путешествий и переездов. Или ...
В связи с поломкой основного компьютера пришлось прервать публикацию серии переводов материалов о вспомогательных кораблях Кригсмарине из сборника "Marine-Arsenal" . Возобновим! Тем более, что осталось самое интересное - плавбазы. Сначала торпедных катеров, потом подводных лодок. ...
Зравствуйте, сограждане. Не буду ерничать по поводу Лель Хуель,Биланов- Хуянов, ибо этой блевотины там не будет, а только рокенролл. а кто из уважабенов поедет на Нашествие? Запулить опрос не могу да и похуй. ...