ПРАВИЛЬНАЯ МАСЛЕНИЦА


Часть 2.
Третий день масленичной недели – среда – именовался «лакомка», «разгул» или «перелом». Основным его событием было посещение зятем тещи. Она сама готовила ему блины, сама его радушно встречала и щедро угощала, всячески демонстрируя расположение к мужу своей дочери (сколько зятьев не пережили тещиного угощения, история умалчивает). Впрочем, на эти посиделки приглашались и другие гости, а мероприятие в целом должно было продемонстрировать полное семейное единение и гармонию:
«Придет зять, где сметанки взять?
У тещи зять – первый гость,
А принят в дом – первый разбойник.
Зять в дом – и иконы вон».
Так что, «Был у тещи, да рад утекши».


Со среды начинались и массовые катания с гор и на тройках. В первые дни недели так развлекались только дети, которые скатывались с гор с веселыми выкриками:
«Широкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!»
А со среды (или в некоторых местностях с четверга), к веселью присоединялись парни и девушки. Обязательно должны были скатиться с горы все деревенские пряхи, поскольку считалось, что у той, которая съедет дальше всех будет самый лучший лен.
В некоторых областях, например в Архангельской, существовал отдельный обряд катания с горы молодоженов, то есть пар, которые поженились в прошедшем году. Молодые пары подъезжали к самой высокой горе на тройках. Их встречала компания холостых парней и мужичков. Каждый из молодых мужей поднимался на вершину горы и усаживался в сани, а зрители начинали выкликать его жену: «Молоду такого-то на горку!»
Услышав приглашение, девушка торжественно выходила из саней, кланялась на все стороны света, и поднималась к мужу, продолжая кланяться. Затем она садилась к мужу на колени и два или три раза целовала его в губы. Зрители удерживали санки и кричали: «Еще, еще раз подмажь, ходче пойдет!» Только после десятка смачных поцелуев санки отпускали скатиться с горы, а после этого молодая должна была поцеловать мужа еще раз. Это были обязаны проделать все пары местных молодоженов, но только по одному разу.

Часто на Масленицу молодожены выезжали «на люди» в расписных санях, одетые в свадебные костюмы. Они должны были нанести визиты всем, кто гулял на их свадьбе, одаривая друзей, и получая ответные подарки. Существовал также довольно странный обычай, который назывался «Столбы», когда все нарядно одетые деревенские молодожены вставали рядами вдоль деревенской улицы и всенародно показывали, как они любят друг друга. При этом они кричали: «Порох на губах!» и предлагали всем прохожим прилюдно целоваться. Прохожие не оставались в долгу и отпускали всевозможные шутки, иногда довольно скабрезные. Длилось все это около часа, а потом все ехали кататься на тройках.
В Тверской губернии на двор к молодой приводили сани и борону и предлагали ей выкупить шелыгу, то есть кнут. Если денег хватало на выкуп, до девушка отправлялась кататься в санях, а если нет, то ее сажали на борону. А во Владимирской губернии поутру вытаскивали на улицу молодого мужа и зарывали его в снег. Жена должна была его выкупать, поднести «зарывальщикам» угощение и целовать его столько раз, сколько попросят (интересно сколько молодых мужей не дожило после этого до следующей Масленицы, померев от воспаления легких?)
В Вятской губернии холостые парни отправлялись с визитами к новобрачным. Им разрешалось целовать молодушек (три раза, не более), которые живут замужем первую Масленицу, а в обязанности молодых жен входило угощать гостей пивом.

Холостые парни и незамужние девушки также были героями праздничных гуляний, поскольку очень многие традиции и обычаи были направлены на то, чтобы помочь им поскорее найти себе пару.
В Воронежской губернии было принято «выборанивать» девок: по улицам вдоль домов таскали борону, поскольку считалось, что так девушкам будет проще выти замуж. А в Костромской губернии женщины отлавливали на улицах неженатых парней и привязывали к ним колоды в наказание за то, что еще не женился. Парни откупались вином, конфетами и, естественно, блинами.
Продолжение следует…