рейтинг блогов

Безопасное пространство и этика спора

топ 100 блогов scinquisitor19.01.2022 Безопасное пространство и этика спора

В новогоднем видео [Не быть м****ом] Валентин Конон поднимает ряд интересных и сложных этических вопросов. Стоит ли переубеждать инвалида, героически преодолевающего трудности жизни, в том, что ему в этом помогает Бог? Стоит ли спорить с другом, считающим, что от бессонницы ему помогает сахарный шарик, являющийся плацебо? Что сказать матери, которая пытается спасти ребенка с неизлечимым заболеванием средствами альтернативной медицины или массажем и получает от этого психологическое утешение?

Валентин защищает тезис, что стоит взвешивать выгоды и потери для человека от его заблуждений. Что быть тактичным иногда важнее, чем абстрактная объективность. Что часто люди слишком упорно отстаивают свою правоту из-за максимализма, неуверенности в своих взглядах, самодовольства или желания испытать чувство собственного превосходства. Иными словами, в дискуссиях со сторонниками иных точек зрения нужно быть добрее и учитывать деликатности психической организации собеседников.

С основным посылом видео сложно не согласиться. Переходы на личности, агрессия, оскорбления — всему этому не место в разговорах адекватных людей.

Но я бы хотел добавить веса противоположному тезису, что чрезмерная забота о чужих чувствах, гиперопека, проявление ложного уважения к людям, которые его на заслужили, или молчаливого согласия с утверждениями или поступками, с которыми мы не согласны, — несут свои серьезные риски для общества. Что существует вторая крайне неприятная крайность.

В 2019 году я был в Национальной академии наук США. И мне запомнилась цитата Эйнштейна, выгравированная на стене здания: «Право на поиск истины подразумевает и долг; не стоит скрывать ничего из того, что мы распознали как истину». Понятно, что это относится, прежде всего, к научному поиску: ученый не должен скрывать неудобные факты, противоречащие его гипотезе. Но я вижу куда больше применений этой цитате.

Возьмем вопрос о приеме человеком плацебо. У нас есть весомые аргументы в пользу того, что это плацебо, но не хотим сообщать об этом нашему другу из заботы о его чувствах и спокойствии. Тут мы делаем допущение, что нам виднее, чем самому человеку, хочет ли он знать правду. При этом смею предположить, что мало кто искренне хочет заблуждаться. Во всяком случае, я бы не хотел. Так почему мы берем решение на себя, оставляя кого-то в неведении?

Вторая проблема заключается в том, что даже безобидные заблуждения могут тянуть за собой более серьезные искажения картины мира. Как писал Элиезер Юдковский, «ложь множится». Поверив в плоскость Земли, человек легко переходит к выводу о том, что существует заговор ученых, а далее выводит и другие продукты этого заговора: отравленные вакцины или страшные ГМО. Идея о запрете абортов, которую Валентин резко осуждает, имеет прямое отношение к религиозным взглядам людей, которые (на первый взгляд) легко назвать безобидными и «личным делом каждого».

Не вступая в принципиальные споры со сторонниками тех или иных суеверий (из заботы об их чувствах), мы пассивно способствуем распространению ошибочных аргументов, неправильных принципов мышления и установок, создающих благоприятную почву для эволюции и продвижения целых комплексов взаимосвязанных неправильных идей.

Добавим к этому свойственный людям конформизм — и мы практически оправдали «закон об оскорблении чувств верующих» и мир в котором можно говорить только то, что Бог есть, но нельзя говорить, что доказательств его существования нет. Ведь чувства надо учитывать и они важнее объективной истины. И если правда всех задевает, то надо ее скрыть подальше или просто не говорить об этом. В таком мире уже не выживет мальчик, который решится сказать, что «король-то голый!»

Еще один момент. В Южном Парке есть прекрасная серия, которая называется «безопасное пространство». Персонажи, уставшие от критики, нанимают мальчика, который читает все комментарии в их социальных сетях и распечатывает и передает только положительные. «Все считают, что я прекрасен в моем безопасном пространстве!» — поют герои. А когда заявляется Реальность, они дают ей отпор: «Ты не можешь испортить наши жизни, Реальность!» Южный Парк, разумеется, пародирует не закон об оскорблении чувств верующих, но имеющийся тренд уже в либеральной среде, что людям стоит говорить только хорошее, но никогда плохое.
Безопасное пространство и этика спора

С одной стороны это неплохая идея — стараться не обижать других. Но, может, без фанатизма? Хотим ли мы жить в мире, где все называют нас великими и талантливыми, даже если считают нас бездарностью? Как мы сможем понять, что мы что-то сделали хорошо или лучше обычного, если люди стараются нас не обидеть и всегда говорят нам, что мы молодцы? Хотим ли мы находиться в постоянном заблуждении потому, что более осведомленные окружающие не хотят показаться максималистами с чувством собственного превосходства и сообщить доводы, почему мир устроен совершенно иначе?

Я нет. Я очень ценю реальность и объективность. Поэтому я почти никогда не удаляю негативные комментарии. Это принцип, показывающий, что это нормально: спорить, не соглашаться, а за свои убеждения нужно отвечать. А если ваши идеи такие, что над ними насмехаются, или если вас расстраивает, что вам нечего ответить на критику, то может быть, стоит принять менее нелепые и смешные идеи?

И последний момент. Помимо обычных людей, которые заблуждаются, существуют ретрансляторы мифов, в том числе опасных — публичные личности, несущие откровенный бред. С такими людьми я тоже стараюсь дискутировать предельно деликатно. Но мне всегда казалось, что это слабость, а не добродетель. Ведь это создает у окружающих ложное ощущение, что собеседник — уважаемый человек, ведущий разговор наравне с адекватными людьми. Однажды я смотрел передачу, где один известный и очень крутой профессор осадил мракобеса, назвав его в прямом эфире идиотом (может быть, там было другое грубое слово, я уже не помню). Спокойным голосом, не скрывающим того самого чувства превосходства. А потом доступно объяснил почему. И я восхитился моментом, а потом испытал зависть, что психологически мне так сделать очень тяжело. И не всегда хватает смелости назвать вещи своими именами.

Давайте быть добрыми. Но не в ущерб реальности. Не будем стесняться называть глупость глупостью.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...так и тянет написать "в Загорске" - но это неможно. Ну ладно, отвлёкся. 17 сентября рано утром я выбрался из домика в Апрелевке и по холодку пошл на вокзал на пл. Победа (конечно, вокзал, а как ещё назвать эти титанические сооружения, построенные к открытию D4?). Долетел до ...
Подскажите по автохолодильникам, тем, которые от прикуривателя пивасик в багажничке охлаждают пока вечером в пятницу в пробке стоишь на выезде из города. Чего брать на что смотреть? Спасибопожалуйста. ...
http://magic-garlic.livejournal.com/355974.html Межуев пишет, что я "определился с внешнеполитической программой". То есть даже не я, "господа Узланер и Морозов". Вот как Боря в свои почти уже 50 лет мучительно переживает несправедливость в отношении Каддафи... Нужно ...
НА примере близзарда-Старкрафта-2. http://eu.battle.net/sc2/ru/blog/8170485/ 1. Все изменения 2. Максимально подробно 3. Причину изменений 4. Возможные возражения 5. Задолго до введения Ни улитки, ни картошка так патчноуты писать не хотят. От них не дождёшься чётких цифр, чётких ...
(Окололитературное) Мой друг-однокурсник, который знает толк не только в подмосковных вечерах, но ещё и в книгах (вообще заслуженный читатель РФ!), настоятельно советует мне познакомиться с Томасом Вульфом и его романом «Оглянись на дом свой, ангел». Пожалуй, я это сделаю, потому ...