Безглазый циклоп или почему у нас нет компетентной элиты?

топ 100 блогов Чонгкал Сенг — 03.02.2011

Кто такие интеллигенты? В первую очередь, это ретрансляторы знаний, а во вторую – это люди, которые адаптируют эти знания к сегодняшнему дню. Как выкристаллизовывается элита? Какими характеристиками она обладает? В этом и еще большем мы попытаемся разобраться.

В России отношение к интеллигенции, мягко говоря, спорное, говоря же прямо многие люди явно считают, что подобных людей в стране нет. Люди, с оторванными рассуждениями на высокопарные темы и которые не берут на себя риски по претворению своих идей в жизнь, у простых людей вызывают ненависть и негодование. А многие депутаты и представители власти и вовсе представляются некомпетентными.

Что происходит с современным Российским обществом в идейном плане? На протяжении последних 150-200 лет в России пропагандируется идея «важности идеала». Я хочу сказать о том, что, как имперское правительство, так и советское, воспитывали в людях любовь к идеалам, определенным идейным конструкциям, которые мотивировали людей. Получается, что человек, живший и живущий на территории России, с оговорками на традиционные области, как Российской Империи, так и СССР и РФ, получил необходимость этой идейной мотивации, без нее ему кажется, что его жизнь не может реализоваться. Сейчас на волне идейно-социального кризиса и при отсутствии людей, которые могли бы агрегировать и артикулировать идейные требования общества, большинство людей сморят на «вчерашний и позавчерашний день». То есть их идейные взгляды обращены к прошлому либо СССР, либо Российской империи, либо вообще в языческую культуру славянского этноса.

Ныне забытый Отто Бауэр писал, что в Российской Империи понятие нации всегда подменялось имперским правительством смесью консервативной риторики с искажением христианства. Часто мы можем читать об особом пути России, о Православной культуре, но, по сути говоря, для большинства людей, данные идеи дошли в виде застывших мифов. Наша отсталость, абсолютизм, неграмотность населения – всему находилось оправдание в «особом пути». То есть получается, что люди, которые ищут свои духовные корни в работах Ильина, христианской культуре, примененной к конкретной нации, рано или поздно столкнутся с теми противоречиями, которые несет за собой привязывание прошлого за уши к современным, изменившимся, условиям. Невозможно искать идейной панацеи там, где ее нет.

Также люди, с ностальгией вспоминающие СССР, Сталина, и др. явления советской «мифологии», пытаются повторить то же самое. Но почему люди не хотят думать о том, что делать сейчас? Почему они не анализируют проблемы современного общества? Почему они не трансформируют идеи? Во-первых, потому что не каждый на это способен, работа с тем, что есть сейчас, требует отказаться от многих заблуждений, на что не каждый способен. Это характерно и для современных элит, которые постоянно достают скелетов из шкафов, говоря: «ВОТ ОНО! То, что вам нужно!», - но мы люди хоти жить сейчас, но мы только не знаем как. Во-вторых, подобным трудом никто никогда не занимался. В России никогда не было сильной интеллигенции, были лишь ее зачатки, которые были смяты и раздавлены.

Давайте подумаем, какое общество динамичнее всего развивается? То, в котором огромное количество связей или как бы сказал Дуглас Норт – институтов, которые снижают уровень неопределенности, а следовательно вовлекают больше людей в процесс гражданской, политической, экономической и т.д. активности. Кто обычно создает эти институты? Элита, но элита, которая является квинтэссенцией всего общества, его командным центром. Были ли когда-нибудь в России элита, которая вышла из народа и при этом являлась бы ее самыми компетентными ее представителями? В Российской империи большинство элиты составляло дворянство, реально работающих законодательных собраний не было, был чудовищный уровень безграмотности, отсутствовали институты взаимодействия элиты и общества, то есть получается, что элита формировалась вне зависимости от общественных предпочтений. Плюс ко всему общество понимало, что условия мира и вызовы современности изменились, появились газеты, рос уровень функциональной грамотности, общество начинало самоорганизовываться, начался процесс взаимодействия общественных групп, который обуславливал, как создание институтов, так и рождение класса элиты. Но зачатки элиты наталкивались на сопротивление институтов абсолютизма, что в итоге привело к кровавым столкновениям разных террористических организаций с институтами абсолютистского режима.

Например, Парето говорит, что когда не происходит эволюционного обновления элит, должна быть ее революционная смена, при условии, что существующая элита находится в состоянии застоя, а также в обществе созрел класс людей, готовый их заменить, обладающий качественными характеристиками элит. Но получается, что элита должна дать направление развитию общества и самое главное обеспечить реализацию плана развития. Развитие может быть достигнуто только при существовании крепких институтов, которые во время Войны разрушаются, и которые невозможно  восстановить форсированным путем. Получается что элита, которая обещает реализовать план развития, лишает общество всех путей его реализации. Поэтому в данном случае нужно говорить не об элите скорее, а скорее о ее зачатках, т.к. настоящая элита понимает тяжесть войны для общества и невозможность революционной модернизации при условии уничтожения общественных институтов.

Но в случае с Россией дело обстояло хуже. Помните дневники Бунина «Окаянные дни», в которых он описывает события гражданской войны? Окаянные дни, буквально дни братоубийственной войны. Гражданская война обостряет недоверие людей по отношению друг к другу, когда ты не можешь доверять ни кому, когда «Каин» - брат родной, может из корысти страха убить своего, тебя, «Авеля». Это полностью разрушает способность общества к спонтанной социализированности, а также разрушает до основания институты кооперативного взаимодействия.

Потом наступает 1917 год, приходит власть Партии, которая не сразу захватывает весь контроль над территорией, за какое-то время успевают сложиться институты, которые впоследствии будут вытеснены и разрушены партийными структурами. То есть в СССР  история повториться, но не сразу. Сначала НЭП, потом его сворачивание по идеологическим соображениям, потом Пятилетки. Массовые стройки, энтузиазм людей, восстановление кооперативного поведения, взаимодействие снова начало создавать институты, в результате этого взаимодействия начала выкристаллизовываться новая элита интеллигенция, вышедшая из народа, обладающая качественными характеристиками элиты, но однако все эти люди были уничтожены Сталинским режимом, мы не рассматриваем политическую подоплеку данного поведения, факт того, что новые зачатки элиты снова были сметены. В таком обществе компетентность подменялась лояльностью, что сказалось на уровне компетентности элиты, как и в отсутствие конкуренции, так и при отсутствии надобности выделится. Получается, что в России никогда не было интеллигенции или элиты, в понимании «лучших людей народа, которые получили возможность управлять страной».

 Но откуда же элиты в других странах? Каждой из стран с сильной экономикой и политическим могуществом понадобилось огромное время, которое создало огромное количество неформальных и формальных институтов, что позволило элитам сформироваться, объединится и стать отдельным само обновляющимся общественным классом. В России есть элита, но очень ограниченная, это в свою очередь является следствием низкого уровня кооперации общества. Я предполагаю, что элита, которая ныне властвует в России, обладает высоким уровнем кооперации, это в свою очередь и позволило ей добиться успеха. Мы часто говорим о «питерской команде», вот именно, что команде, так как они действуют вместе. Возможность кооперироваться – это важное условие для создания элиты. Давайте взглянем более глобально. Предположим у нас есть общество, где низкий уровень доверия населения друг к другу, в нем большое количество людей, которые не склонны к объединению. Я не говорю о порыве народного экстаза, так не бывает, смотря же реалистично, люди не образуют маленькие социальные группы, где могли бы начать социализацию, а также накопить социальный капитал. Промежуточные институты общества являются механизмом нахождения элит. Как вы можете понять, кто лучший пивовар, если нет ассоциации пивоваров, где пивовары смогли бы в результате взаимодействия найти того человека, кто лучше всего бы представлял их интересы? Как меньшинства могут бороться за свои права, если нет институтов, где бы они начали взаимодействовать и где самые компетентные смогли бы добиться политического влияния? Вот именно, причина некомпетентных элит в России – полное отсутствие промежуточных институтов взаимодействия между людьми. Мало групп, которые в результате естественного отбора смогли бы найти тот класс «лучших». 

Но где же выход, как создать эти институты? Есть два способа, сначала можно положить дорогу и заставить всех ходить именно таким путем, или можно посмотреть, как люди привыкли ходить, и заасфальтировать эти пути. Мы очень сильно не доверяем друг другу. И единственная возможность исправить эту ситуацию – говорить, думать и развивать идеи кооперации. Поощрять частную инициативу, воспитывать ее в детях. Общаться с соседями, больше читать, общаться с коллегами, побуждать их делать тоже самое. Можно подумать, что эти слова взяты из протестантской проповеди, но нет, каждый человек стремиться к тому, чтобы его признали, либо чтобы он признал сам себя. Но ущербность последней возможности «самопризнания» недостижима, так как человек не способен признать себя вне контекста других людей, мы все ищем общения с другими людьми. Сейчас России нужно время, которое поможет созреть людям для общения, успокоится и подстыть, дать взрасти новому поколению, воспитанному уже в отличной от прошлого обстановке.

Институты формируются медленно и государство должно поощрять их создание, что и делается сейчас. В эпоху глобализации крайне сложно развивать государство, которое помимо своих проблем должно быть вовлечено  решение общемировых проблем. Как только институты сформируются, люди начнут видеть людей, которые начнут руководствоваться общественными потребностями и будут принимать своевременные и компетентные решения. В книге «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию» Френсиса Фукуямы эмпирически обосновываются причины процветания Японии, США, Германии. Там говорится о том, что высокий уровень доверия обусловленные наличием большого количества организаций, созданных в результате частной инициативы, сильно снижающих издержки экономического развития, а также повышающих мобильность экономики. В качестве примера приведем организацию «Церковь Иисуса Христа последних дней» или Мармоны. Эта организация религиозная, с высокими моральными требования к сообществу верующих, они обязаны соблюдать кодекс поведения, помогать неимущим, проводить время с семьей, а также платить церковную десятину. На данный момент данная Церковь имеет годовой оборот в 9 млрд. $. Имеет свой университет, самое главное, что церковь создает общность, которая сильно привязана друг к другу. Наличие подобных связей обуславливает высокий уровень доверия, что в свою очередь сказывается на заработке мармонов. В США доходы мармонов в среднем выше на 20% среднего уровня доходов американцев, ввиду того, что человеку предоставляется возможность получать финансовую помощь церкви, но что важнее он располагает ОГРОМНЫМ социальным капиталом, что значительно сокращает административные издержки, так как ни за кем не надо следить и контролировать. У мармонов очень высокий индекс Счастья, так как они всегда чувствует, что они защищены и нужны. И Фукуяма говорит, что в США именно кооперативный дух, мотивированный религиозной принадлежностью, этнической, повлиял на рост рынка.

Наличие тесных связей помогает лучше определить нужды людей, повысить эффективность производства, а самое главное выбрать элиту, которая подает пример кооперативного поведения всем остальным членам

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Репетирую с "Алёша". Завтра будет парочка кадров с этого адового действа) из недавнего: Узнали ...
В минувшую субботу в Цхинвале, возле сгоревшего здания парламента, была разружена "Стена" Лжи . На кирпичную стену были наклеены листы с цитатами из зарубежных изданий, содержащими чудовищную ложь о событиях 08.08.08. «Остановим российского ...
Кто сказал, что бабий век короткий... Тот не знал про Женщин ничего... Думал, утюги и сковородки... Вот призванье женское и...всё... Кто сказал, что 40 - огорченье... А за 50 - ...
Вчера был очень приятный и насыщенный день, несмотря на жуткую погоду и холод. С утра я поехала на Московскую Международную книжную выставку - ярмарку 2011, потому, что прилетела моя любимая итальянка elladkin . Эллочка давала интервью и мастер ...
За 17 лет пребывания на должности директора Судебного Департамента Верховного Суда Александр Гусев реализовал лишь один проект — Государственную автоматизированную систему "Правосудие". Разработка длилась 12 лет и стоила стране 100 млрд. бюджетных рублей. В итоге мы получили техно ...