Безбашенная поездка на машине из Грузии в Армению и Нагорный Карабах, часть первая - Армения
puerrtto — 30.10.2012 Мысль рвануть в Армению и Нагорный Карабах возникла у нас спонтанно. Как сейчас помню этот день, 15 октября 2012, когда мы веселой компанией заседали в тбилисском ресторане Asian Town у нашего друга Егора ju40k. Хороший вечер в теплой компании с Гелой gelavasadze, Аней boklomy, Жориком hibee и многими другими знакомыми. Из-за краткого пребывания в Тбилиси далеко не со всеми мне удалось повидаться, плюс страшно глючил билайновский телефон и я не смог дозвониться до целого ряда людей. А на следующий день надо было уже ехать в Абхазию. Помните, как я получал разрешение на въезд в Абхазию со стороны Грузии? Так вот, полученным разрешением не воспользовался. Не поехал в Абхазию. Представьте себе ситуацию. Сидим, общаемся, кушаем и тут в контексте какого-то разговора упоминается возможность взять в прокат джип. В смысле просто с рук взять, не в прокатной фирме. Я идею подхватываю, моментально прикинув, что Абхазия мне интересна только в качестве нескольких репортажей о послевоенной разрухе, а вот если взять в прокат машину в Тбилиси, то для нас открываются новые горизонты. Например, что если на грузинской машине в Азербайджан? Но нет, ответил Жорик, если в Азербайджан, то он не едет по понятным причинам. А вот в Армению - всегда рад. Что ж, где Армения - там и Карабах.Подчеркну, что в Армении и Карабахе я бывал ранее, в 2011 году, тоже на машине. О той поездке написано несколько отчетов:
Армения: день большого тумана и армейская ностальгия
Нагорный Карабах: Степанакерт, крепости Аскеран и Тигранакерт
Гора Арарат с самолета
Север Армении за один день, или о достоинствах маленькой страны
В поисках армянских крепостей: неудачная попытка посетить Амберд и решение ехать в Степанаван
Город Шуша: Нагорный Карабах в миниатюре
Прифронтовая полоса между Нагорным Карабахом и Азербайджаном плюс Зодский перевал
Народ, живущий прошлым, или рай в отдельной взятом селе (Нагорный Карабах)
Как после посещения Армении и Карабаха я въезжал в Азербайджан
К той поездке я долго и тщательно готовился, а сейчас все случилось спонтанно. Прежде всего Аня boklomy созвонилась с хозяевами машины и договорилась на $50 в день, что относительно дешево для Грузии за полноприводную машину, обычно просят $80-120. Потом мы с Жориком рванули эту машину смотреть. Что вам сказать? Конечно же, это в какой-то мере "манки бизнес", проще говоря некий дядечка сдает свою собственную машину. Агрегат марки Mitsubishi Pajero 2000-го года выпуска, весьма потрепан временем и безжалостными водителями. Никакого договора аренды, все на словах и куча неясных нюансов. Например, битый час я пытался разобраться, имеется ли на машину страховка. Дело в том, что в Грузии страховка (ОСАГО) вроде как необязательна, хотя по словам хозяев она все же имеется, но... при себе ее нет. Мол, если авария вы нам позвоните, мы вам номер полиса продиктуем. Бред какой-то. Плюс, машина вся в мелких царапинах и вмятинах. Я хотел все это записать, чтобы потом хозяева нас не обвинили в повреждении машины. Но те лишь отмахнулись со словами: "царапины не проблема, главное чтобы машина ездила после вас".
Жорик, как коренной житель Тбилиси и крайне разумный человек пояснил мне, что в Грузии подобный пофигизм является нормой и не следует искать подвох. Правда, мы оба сошлись во мнении, что со страховкой какой-то мрак. Из этого мораль - попытаться не попадать в аварии.
На следующий день мы вновь встретились с хозяевами и поехали к нотариусу делать доверенность на меня. Процесс затянулся до вечера, ибо все нотариусы желали чтобы я понимал, что конкретно мне доверяют. Речь о том, что пришлось доверенность переводить с грузинского на русский и только тогда заверять. Иначе ни один нотариус не брался. В целом - достаточно разумная система, согласитесь. Затянулась нотариальная эпопея до обеда. Наконец, сделав все документы и заплатив 250 долларов вперед за все 5 дней проката, миы наконец выехали из Тбилиси, взяв путь на пограничный переход с Арменией Садахло / Баграташен. Выехали в итоге не вдвоем, а вот в какой компании -
А вот наш маршрут -
Границу прошли быстро и без вопросов и вскоре оказались на армянских дорогах. Конечно же я помнил, насколько в этой стране убитые дороги, но теперь ситуация отягощалась стремительно наступающим вечером. При таком раскладе дырки в асфальте, отсутствие разметки и горные серпантины превращали вождение в адское мучение -
Курс взяли на Зодский перевал, это кратчайший путь из Армении в Нагорный Карабах. К сожалению, из-за наступления темноты были вынуждены оставить прохождение перевала на следующий день, а заночевать в городке Берд, что на северо-востоке Армении, в области Тавуш. Поразительно, но именно в районе богом забытого городка Берд лучшие дороги в Армении. И разметка и указатели, фантастика. К сожалению, хорошая дорога закончилась менее, чем через час -
Небольшой провинциальный городишко, чье название переводится как "крепость". Да, тут есть крепость, хотя и очень плохо сохранившаяся -
На следующий день сделали круг почета по Берду -
Потом выдвинулись в направлении озера Севан, сделав по пути панорамный снимок Берда -
Кстати, в районе Берда дорога проходит вплотную к азербайджанской границе. Путь проходил через захваченный в начале 90-ых в ходе армяно-азербайджанского конфликта азербайджанский анклав Воскепар. На географических картах он по сей день отмечен как островок Азербайджана внутри Армении, но на деле это не так. В свою очередь, азербайджанцы захватили армянский анклав Шеменин. По сей день, 20 лет спустя после окончания войны, периодически происходят приграничные инциденты и перестрелки, а дорога по которой мы ехали достаточно часто перекрывается военными из-за близости к линии фронта с Азербайджаном. Кстати, половина водохранилища Беркабер, включая остроконечную гору вдали - это уже территория Азербайджана -
Далее решили взять горную дорогу на северное побережье Севана через поселки Навур и Чембарак. Дорога фантастически живописная, хотя и большей частью была затянута туманом -
А вот и долгожданное озеро Севан -
Отсюда мы двигаемся по северному побережью в сторону Вардениса, откуда начинается подъем на Зодский перевал. Дороги абсолютно убитые, но мы к этому давно привыкли -
По пути заехали в селение Норатуз. Там старинное кладбище с колоритными хачкарами. Добавлю лишь, что заехали мы туда уже по пути назад из Карабаха (хачкары как раз на южном берегу), но, знаете, чтобы дважды не повторяться. Скажем там, это "почти" по пути -
А потом начался подъем на Зодский перевал. Здесь стоит подчеркнуть два нюанса: во-первых, с формальной точки зрения туристам не разрешается через него ездить (но на деле никто вас ловить не будет), во-вторых, хотя путь в Карабах здесь и короче в километрах, но по времени займет больше, чем через Горис и Лачин из-за сложного рельефа и плохих дорог. Имейте все это в виду -
Про Нагорный Карабах будет отдельный отчет, а пока оцените небольшой дорожный клип, который мы записали прямо в машине по пути в Карабах. Там куча песен и анекдотов в исполнении Жорика hibee и даже богослужение в церкви. Парень - талантище! Смотрите сами -
Кстати, вы узнали пенсю, которую Жорик поет в клипе? Эту "Танама-танама-тааанама..."? Это из фильма "Мимино", вот из этого эпизода, когда Мимино звонит в Телави -
http://youtu.be/5blURTqmYUg?t=1h22m45s