Без сервиса и АЗС: как далеко можно было уехать на машине в СССР?

топ 100 блогов 5koleso24.05.2025

Если современный автомобилист, изнеженный мобильниками, онлайн-букингами и навигаторами, попытается себе вообразить, как путешествовали на автомобилях его предки лет 50-60, а то и 70 назад, то его фантазии может и не хватить. Проще, наверное, поразмышлять на тему, как бы позвонить Илону Маску и напроситься в полет до Марса.

Конечно, в наши дни тоже находятся веселые ребята, которые покупают какую-нибудь развалюшку советских времен и на ней добираются куда-то, скажем, из Питера до Байкала. Все верно, но у этих ребят есть связь и абсолютная уверенность в том, что, в случае чего, их очень быстро найдут, починят и так далее. А если рассчитывать абсолютно не на кого? Нет автосервисов, нет АЗС на каждом шагу, нет практически никакой связи, нет гостиниц – что тогда? Да и машин, извините, тоже нет.

С заправками на трассах в СССР, как и с придорожным сервисом, было плохо, поэтому любой автопутешественник брал с собой канистры с бензином и запчасти для ремонта в дороге. Фото: ТАСС
С заправками на трассах в СССР, как и с придорожным сервисом, было плохо, поэтому любой автопутешественник брал с собой канистры с бензином и запчасти для ремонта в дороге. Фото: ТАСС

Правда, в нашей истории был-таки период, когда автомобиль можно было взять напрокат. В конце 50-х в некоторых городах страны заработали пункты проката. Там можно было одолжить машину и отправиться на ней в отпуск. Нужно было предъявить какие-то справки и бумажки, но это никого не останавливало. Именно так путешествовал с друзьями программист Саша Привалов из знаменитого «Понедельника…» братьев Стругацких. Он тогда ездил на прокатном «москвиче».

Обладатели редкостных личных автомобилей нечасто пускались в дальние пробеги. Большинство рассуждало так: машина – это подарок судьбы, а потому с нее нужно сдувать пылинки, а не бросаться в какие-то авантюры. Съездить в выходные на дачу и обратно – это еще нормально. А вот поездки из Москвы в Ленинград по трассе М10 уже казались чем-то нереальным и даже опасным. К тому же тогдашние цены на бензин (в 70-е гг – 10 копеек за литр АИ-93) почему-то считались огромными: проще сесть на электричку…

Так куда же все-таки ездили путешественники тех времен? Поездка выходного дня обычно составляла километров 300-400: скажем, из столицы до какого-то городка Золотого Кольца – в Переславль-Залесский или в Ростов Великий. Впрочем, даже это многим казалось далеко и долго. Из Ленинграда ездили в Ломоносов или в Гатчину: совсем рядом.

Самыми дальними поездками в среднем считались визиты на море, откуда бы вы ни стартовали. На «юга» ездили практически отовсюду – даже из Мурманска. Примерный перечень советских курортов известен: Алушта, Геленджик, Гагра, Евпатория, Одесса, Сочи, Ялта, Сухуми, Адлер… За один такой вояж туда-сюда одометр машины-путешественницы наматывал больше, чем у иных дачников за сезон. Само собой, что многие автопутешественники со временем обретали смелость и опыт, а потому впоследствии отправлялись в такое автомобильное путешествие, которое позволяло «охватить» несколько смежных регионов или курортных городов. Отпускной пробег составлял при этом примерно 5-6 тысяч километров.

Некоторых всегда тянуло в Прибалтику. В Литве посещали Клайпеду, в Латвии – Юрмалу. А заодно, конечно же, заскакивали в Ригу, Таллин и Вильнюс.

Ну, а если подальше? Было и такое: к примеру, получил известность пробег 1956 года на автомобиле М72 из Москвы во Владивосток. Справедливости ради отметим, что пробег носил немножко показушный характер – с визитом на автозавод и так далее. Но такие вояжи совершали и неизвестные широкому кругу энтузиасты. Один из самых длинных пробегов 1982 года на ВАЗ-2102, обнаруженных в Сети, выглядел так: Владивосток – Новосибирск – Москва – Ленинград – Таллин – Рига – Вильнюс – Брест – Минск – Киев – Одесса – Севастополь – Керчь – Ростов на Дону – Волгоград – Саратов – Куйбышев – Челябинск – Свердловск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Хабаровск – Владивосток! За время путешествия семейный экипаж проехал на свыше 21 тыс. км через семь республик.

В среднем же типичным «дальним» пробегом тех времен был вояж между столицами. Он привлекал даже неопытных водителей. Преодолеть его можно было примерно за 9-10 часов без нарушений ПДД. Сама дорога в те времена была очень красивой – взять хотя бы участок вдоль Иваньковского водохранилища с растущими по обочинам шикарными деревьями, ныне уничтоженными. А рассчитывать на чью-то помощь при аварийной ситуации здесь было вполне реально. Да и АЗС здесь попадались сравнительно часто. Благодаря таким вояжам многие обретали веру в собственные силы и переставали бояться того, что в поездке с ними или с машиной обязательно случится что-то неприятное.

Кстати говоря, некоторые умудрялись ездить и за рубеж. Но это было крайне редко.

Что еще почитать:

Гости из будущего: какие удивительные машины придумали в СССР, и почему они не стали серийными

Два мотора и полный привод: какой могла стать «Таврия», но не стала

Литр пишем, два в уме: какой был расход топлива у советских легковушек?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Угадали )) мне привезли дивааааааннн )) Моя счастлив ) Моя сегодня будет спать на новеньком хорошеньком диванчике ) Мимими )) Это, конечно, было странно. Доставка была оговорена на 18 ноября. С 18 мы звонили им каждый день, они чаще всего просто не брали трубку. А когда брали, говорили: "м ...
Что на свете существуют кусачки для сахара! Я нет, только узнала и побежала на авито заказывать) Приехали ко мне сегодня из города Бор, не знаю, где это, пока не гуглила, а то мне может туда срочно надо) Итак кусачки. на почте отстояла/отсидела я честных сорок минут за ними, но это ...
Запас чистых полотенец обычно хранят не в ванной комнате, где слишком влажно, а в шкафу или комоде вместе с постельным бельём. Но и в ванной полотенца для ежедневного пользования, конечно, хранятся. Сайт RMNT собрал для вас идеи, которые помогут организовать удобную систему хранения для ...
WWW.STYLENOTICE.COM Смотрите, какие нашла! Я люблю такие как бы мужские часы. Нет, женские я, конечно, тоже люблю. Но такие мне чаще нравятся. У них еще кожаный ремешок есть. И они матовые и циферблат лаконичный и с деталями, как летающая тарелка. В общем ...
KANA (производитель Volks, серия Who's that girl?) Сам я этим делом не интересуюсь, но жена коллекционирует японских кукляшек. :-) Вот, иногда фотосессию её любимицам устраиваю. :-) #jpjenny #japanjennydoll #куклы ...