Без названия

Пошел я постольку, поскольку понял, что выставка, на которую хочу, открыта последний день, и откладывать больше и некуда. Пришлось идти по совершенно мерзкому пути от Площади Ильича - этот кусок древней Владимирки ненавидящие город андроиды из мэрии уже не в первый раз полностью раздолбали ради очередного показушного "благоустройства", поэтому все там перекопано, идти приходится по наспех брошенным над канавами хлипким доскам среди норовящей проехать прямо по пешеходу строительной техники, среди гортанных азиатских криков, пыли, набросанного мусора и мирно спящих в своих зловонных урбанистических сквериках бомжей - единственных, помимо криптовых офшоров, бенефициаров разрушительного для Москвы собянинского градоначалия.
Не то чтобы этот путь укрепил меня в уверенности в сделанном выборе - но уж деваться некуда. Прошел, однако, в ворота. В кассу - и по крутой лесенке на второй этаж. Там тяжелая дверь в сводчатый каменный мешок эдак сажень на сажень. А в нем они. Три иконы из тверского деисусного чина третьей четверти XV в. Одна из тверского музея, одна из рублевского, одна из частной коллекции. Собрались вдруг вновь вместе, а завтра опять разъедутся - кто знает, может и навсегда. В чине их было больше, наверное, 7 или 9, но до нас дошли только эти три, дожившие до ХХ века в церквях глухого Весьегонского района. Уровень письма высокий, понять, для какого храма Великого княжения Тверского были эти иконы созданы, уже и нельзя, наверное, но это был явно значимый храм. Долго думал, ставить ли в пост фото, решил, что это бестолку. Того ощущения, которое испытал в палатке, где выставлены иконы, все равно не передать. Для понимания под катом вывешу лики, но нужно знать, что это лишь ради представления, о каком памятнике речь. Потому что видеть их и чувствовать прямо перед собой - это все же совсем другое нечто. Знал бы заранее, что они в таком тесном помещении, в этом плотном кубе - решил бы, что неразумная развеска, что для такого формата нужен простор зала. Ан нет - заполняют собой все, это да, но видятся прекрасно, соразмерны, адресованы прямо тебе, не подавляют, а совершенно непосредственно взаимодействуют. Собственно, это мастерство - вещи работают не только с той высоты второго ряда тяблового иконостаса, для которой писаны, но и прямо в упор, да еще и меняются лики, взгляды, ощущения от колорита неуловимо, но весьма ощутимо в зависимости от твоих шагов и угла зрения. Очень сильный ансамбль, и не передать этого, не понять, не увидав его вот так - вживую, рядом, наедине. Как будто из стерильного кондиционированного пустого офиса вдруг мгновенно плюхнулся в живой, горячий и плотный травяной и цветочный воздух покоса в начале августа.
Чуток придя в себя уже отправился и на вторую выставку, которая про шитье. Тоже небольшая, но вещи есть и сильные, и старые, и редкие, и тоже их вот так надо глазами глядеть, фото бесполезны. Потому что покровец, палица или шитая икона, которую женщины вышивали драгоценными нитями по году и по два - они тоже с фактурой поверхности, меняющейся от поворота взгляда смотрящего, они с игрой света, тени и мягкого колорита шелков. Что тут говорить - картинка на гаджете одно, а вот видеть что-то, что потом вряд ли увидишь, что было важным в своем далеком прошлом и осталось таким даже и в нашем настоящем безо всякой девальвации и инфляции - это счастье жизни.
Посидел потом там на лавочке, кофе попил. У Спасского собора со стороны входа умные и чувствующие как оно будет правильно люди не стали стричь газон, а оставили всю красоту - и клевер, и синие цветки цикория, и ромашки какие-то. Бабочки всякие рады, хлопают крыльями. Вверху небо с облаками, все норовящими собраться в тучки, но никак не собирающимися, на втором плане у монастырской стены над павильоном с каменными надгробиями XVII-XVIII в. - три старые березы с колышащимися длинными ветками на ветру. Еще и тутошняя пестрая кошка ходит сквозь заросли травы, оценивая человеческие качества разных сидящих. Все живое, все настоящее, хотя и преходящее - вот как завершившаяся вставка. Не очень мне нравится слово мимолетность применительно к тому, что вокруг: время отнюдь не летит мимо нас, оно течет мощно и неостановимо, его ощущаешь примерно как течение реки, которую решил пересечь вброд и вот уже погрузился по грудь, идешь и чувствуешь силу и сопротивление движущейся водной толщи. Ты понимаешь истинность ее мощи, относишься к ней с уважением, но тебе важно продолжать идти и не быть сбитым с ног этим вечным потоком. И то подлинное, настоящее, что видел, видишь и еще, Бог даст, увидишь когда-нибудь - оно очень сильно в этом помогает. А прочее пускай вода уносит.




|
</> |