Без названия
sidorenko-vl — 27.07.2024
В честь наступающего Дня ВМФ
Поскольку Н.Колядко, похоже взял академический отпуск в
неблагодарном деле комментирования ви(фе)досиков М.Токарева про
Мидуэй, попробую я тогда поддержать веселье лично.
Но Мидуэй я трогать не буду, оставим эту делянку Николаю, а
прокомментирую я ви(фе)досики М.Токарева (далее также - рассказчик)
о британском Соединении Z и бое в Сиамском заливе (он же бой у
Куантана, он же морской бой у Малайи (マレー沖海戦)).
Я специально выбрал эту тему и сейчас поясню почему. Этот бой
(иначе - потопление "Принца Уэльского" и "Рипалса") известен очень
широко. Являясь непроходящей попаболью англичан он неоднократно
описан в англоязычной литературе, а через неё - и в
русскоязычной. От тех событий сохранилось немало информации начиная
от боевых документов сторон и до воспоминаний участников. Поэтому
кажется, что налажать рассказывая об этом бое нельзя. Ну, разве что
в каких-то незначительных, неоднозначно трактуемых мелочах, а
основные факты и цифры - хотя бы количество самолётов - должно
неизменно совпадать.
Однако это не так. Такие "специалисты" как Токарев и Лисицин
способны налажать даже и в таких льготных условиях. Почему? Потому,
что действуют в одинаковой манере: - Что-то где-то когда-то я
читал, что-то помню, а где не помню - пососу пальцы, и вообще факты
это ерунда по сравнению с моими охуительными идеями с которыми я
сейчас всех познакомлю!
Перед тем как перейти к разбору ви(фе)досика пару слов об
общем впечатлении от просмотра. Оно довольно негативное. Не так как
от Феди, того больше подводит манера исполнения, он мычит, мямлит,
заикается. Токарев конечно говорит куда как более гладко, но вот
эти петросянские шуточки, которыми они с Тиминым щедро удлиняют
время ви(фе)досика, какие-то... неприятные. Ну, пошутили раз,
другой, ну третий - и давайте лекцию. А если хотите попетросянить,
так запилите отдельный видос.
Но раз они такие шутники, то я тоже немного пошучу.
Примерно после 10 минут просмотра я стал ловить себя на мысли,
что Максик мне кого-то напоминает. Хитро прищуренные глазки,
лукавая улыбочка, когда он наклоняет голову искоса глядя на
собеседника оправа очков отбрасывает длинные тени на крылья носа. И
он становится похожим на кота, вот только кота какого-то
неправильного. И к середине второго ви(фе)досика меня осенило - да
это же Кот Базилио!
Не, ну правда:

А теперь к делу

04:26 - "И вот на острие находился именно этот человек, командующий
так называемым западным крылом, так называемого южного
экспедиционного соединения, вице-адмирал Одзава"
* В японской организации никакого "так называемого западного
крыла", разумеется, не существовало. Вице-адмирал Одзава и был
главнокомандующим Южного экспедиционного флота (南遣艦隊司令長官).
Это по административной организации. По оперативной же
организации он командовал Малайским соединением (馬來部隊 <�Марай
бутай>), которое включало в себя и Южный экспедиционный флот
(несмотря на громкое название, его состав был довольно таки
скромен) [1].
То есть Токарев с первых же буквально слов демонстрирует
полное незнание организации японского флота в операции о которой
берётся вещать.
Сразу же скажу, что его пространные сентенции, занимающие
значительную часть ви(фе)досика, о том, что "в Японии каждый ведёт
свою войну", о сакральности слова Сайгон для американцев, о разнице
менталитета лётчиков палубной и базовой авиации, об авианосцах и
т.д. и т.п. - я комментировать не стану. Это то о чём написал
свой комментарий Николай:
М.Т. "00:16:55 Вообще есть версия, связанная с тем, что
император Хирохито, совершенно отчаявшись хоть как-то влиять на ход
клановой борьбы внутри государства, причём не только военной, и
политической тоже, где-то внутри согласился с тем, что ладно, бог с
ним – пусть они вступают в войну какую хотят. Хотят с Китаем – ради
бога. Пусть эти вояки, вот пусть делают что угодно! В конечном
итоге эта страна обречена быть порванной какими-то внешними силами,
и вот когда это произойдет – вот тогда, возможно, здесь удастся
построить что-то более-менее вменяемое."
Н.К. "Да-да, самый простой и надёжный способ вывести клопов
– это сжечь весь дом. При этом не имея шансов самому этот дом
как-то покинуть, не говоря уж о других его обитателях. Вот можно я
не буду этот бред комментировать? Спасибо."
Вот и я не буду.
Сосредоточимся на цифрах и фактах.
05:23 - "То флот поддерживааа... японский военный флот
поддерживающий армейскую войну на континете по очень остаточному
принципу..."
* Война с Китаем не была войной японской армии. Это была война
Японской империи, как государства. В каковой империи армия и флот
были - как и во многих других странах - инструментами политической
власти (до многих умственно альтернативных это так и не дошло и,
видимо, никогда не дойдёт, впрочим и хер с ними

).
Поэтому Флот поддерживал Армию на Материке чем только мог, в
рамках директив Ставки. Примеров достаточно и я не вижу смысла их
здесь перечислять, но для начала надо отметить - для многих
умственно альтернативных это будет открытием - что никакая
экспедиция японской армии на материк невозможна без деятельной
поддержки флота, по определению. Хотя армия вполне может
нафрахтовать войсковые траспорта самостоятельно (что она и делала),
но эти транспорта нуждаются в охранении на переходе к пункту
высадки, десант нуждается (по необходимости) в огневой поддержке
высадки, в дальнейшем войска на материке нуждаются в питании,
которое, опять же доставляется морем под охраной и прикрытием
кораблей флота, действия армейских частей в прибрежной полосе
нуждаются в огневой поддержке кораблей флота. Ну, и так
далее.
06:09 - "И вся эта нефть в Японии была импортной. Без остатка.
Просто своих месторождений не было [Тимин и Токарев на два голоса]:
не растёт"
* Однако, строго говоря, месторождения нефти в Японии были и
есть и, более того, известны с давних времён.
Из западных авторов, возможно первым, описал это американец
Клементс Юлиус Морган (Clements Julius Morgan) ещё в 1923 году. Да
и отечественные авторы писали. Но лисицины/токаревы таких скучных
авторов не читают.
Другое дело что собственные японские месторождения нефти очень
незначительны и не покрывали даже минимальных потребностей
экономики. Так что да, страна критически зависит от её
импорта.
Но если бы Фёдор - ой Макс! - так бы и
сказал, что мол в Японии собственная нефть есть, только её
прискорбно мало и без импорта никак - это было бы нормально. Но
сказать что там нефти нет в принципе ("не растёт") = показать своё
невежество.
Впрочем, от человека который откровенно "плавает" в географии
Японии и не различает понятий "феодальный клан" и "провинция" (см.
комментарии Колядко) сложно ожидать иного.
09:18 - "И этим же летом японские войска уже по приглашению
вишистского правительства французского... а... заняли Ханой и
Сайгон"
* По приглашению?! Ну, офигеть!

10:49 - "Слово Сайгон сегодня будет звучать потому что 22-я
воздушная флотилия... это часть 11-го воздушного флота... ум...
японского... м... военно-морского флота под командованием
адмирала... а... Фусиза Цукахара"
* Фусиза? Имя адмирала Цукахара было Нисидзо (塚原 二四三).
11:19 - "И оттуда базовая авиация... а...у... ударная авиация
японского флота, ну, на тот момент представленная моделью вот этой
джи три эн..."
* Вообще-то она была "эм" - G3M.
18:08 - "С севера на юг от.. буквально от таиландской границы, от
тайской границы... да, вела только одна автомобильная и одна
железная дороги..."
* И это всё нам демонстрируется убогой картинкой где никаких
дорог от таиландской границы нет вообще:

Что оная картинка вообще тогда показывает?
Реально же от таиландской границы на юг вели
две
железные дороги - условно "западная" (от Паданг Бесар) и
"восточная" (от Сунгей Голок). Вот карта железных и прочих дорог в
Малайе. Смотрите сами:

Но расказчик не в курсе.
20:38 - "... поэтому южное экспедиционное соединение делилось
на две части большие западное и восточное"
* Ну, нет конечно. Там более сложная организация
была.
20:48 - "В составе восточного вице-адмирала Ибо Такахаси,
командующего 3-м флотом, была 5-я дивизия тяжёлых крейсеров четыре
корабля типа "Миоко"
* Ну, нет конечно. В состав 5-й ДКр входило
три
крейсера: "Нати", "Хагуро" и "Мёко". А четвёртый крейсер этого типа
- "Асигара" - входил в состав 16-й дивизии крейсеров:

Это из японского источника, но прикол в том, что эта
организация есть и в печатном издании на русском языке. Надо было
только прочитать...
21:10 - "... ну там был ещё самый первый "Хосё" но он в этот момент
исполнял функции учебного корабля..."
* Ну, нет конечно. На начало войны "Хосё" вместе с "Дзуйхо"
составлял 3-ю ДАВ в составе 1-го Флота (см. картинку выше). Учебным
он стал со второй половины 1942 г.
Элементарные, казалось бы, вещи, но...

21:41 - "Причём "Руй... "Рюдзё" вот его конвоировал лёгкий
крейсер "Натори" и четыре эсминца всего"
* Ну, нет конечно. "Рюдзё" "конвоировал" эсминец "Сиокадзэ", а
крейсер "Натори", со своими эсминцами, в этот момент находился
вообще в другом месте. "Рюдзё", с началом войны, действовал с Палау
против Давао, это на южном филиппинском острове Минданао, а
"Натори" обеспечивал высадку в Апарри - это на Северном
Лусоне.
21:54 - "... а... вот... учитывая довольно ограниченные возможности
авиагруппы этого корабля ["Рюдзё"], хотя довольно интересного в
принципе, можно будет отдельный может быть ролик... с интересной
судьбой корабль"
* Представляю какую херню ты там нагородишь, с такими-то
"познаниями". Заранее ржу.
22:45 - "Вот Одзава сосредоточил эти силы в бухте Кам-рань, которая
просто песней отзывается..."
* А вот и нет. ДЕСО и охранение, включая флагман Одзава были
сосредоточены в порту Санъа (Санья, 三亜) на юге острова Хайнань.
Расказчик не в курсе.
25:06 - "Вот обеспечивать авиаподдержку всей вот этой
прелести наступающей на юге, понятно, что один авианосец маленький
не может, не успеет он везде, Фигаро здесь Фигаро там [это тот
самый йумор], должен был упомянутый адмирал Цукахара со своим 11-м
воздушным флотом. Вот сам Цукахара сидел в своём штабе на Формозе,
это Тайвань ... ... он сидел на Формозе с 21-й и 23-й флотилиями, а
в то время как 22-я как раз была переброшена в Сайгон"
* Армейская авиация не упомянута как класс. Ну, и правда -
чего её упоминать то?
25:54 - "Вот всем южным экспедиционным соединением... вот этими
клещами... командовал издалека, правда, ещё один вице-адмирал
Нобутакэ Кондо. Мы о нём тоже если и не говорили так подробно то
поговорим в будущем. Командующий 2-м флотом японским. Вот в его
распоряжении было три оставшихся тяжёлых крейсера типа
"Тёкай"
... ...
"И вот всё это великолепие находилось в гавани Мако, это нынче
город-порт Макунг, на Пескадорских островах"
* Ну, по-японски это Бако, а по-китайски - Магун. Впрочем,
коверканье японских и китайских названий это у наших японознатцев
"норма" такая.
(Makung же это английское написание китайского
названия по системе транскрипции Уэйда)
26:57 - "Вот эта, вот эти основные силы ... они назывались...
занимались так называемым дальним сопровождением операции.
По-японски это вот термин такой специальный... [слов не хватает,
дух захватывает от грандиозности, подключаются руки] для описания
состояния находишься а... вот... достаточно далеко от всего что
может потребовать такой поддержки... ..."
* Макс с важным видом трындит о вещах в которых не смыслит
ничего. "Термин такой японский специальный", ага.
А теперь давайте посмотрим, что на самом деле писали сами
японцы. Радиограмма Южного соединения <�Нампо̄ бутай>, т.е.
самого Кондо, № 10, подписное время 28 октября [1941], 10ч. 00м.,
пункт 3, в которой японским по-белому написано, что с началом
операции Главные силы (т.е. корабли находящиеся под
непосредственным командование Кондо) держась, преимущественно,
соединённо, главным образом берут на себя задачу поддержки операций
в южной части Южно-Китайского моря:

Кто найдёт здесь японские слова "дальнее сопровождение
операции" - нам же сказали, что это такой японский
"специальный термин" - тому с меня бутылка "Джемисона".
"... и ты никуда не успеешь точно, но тебя зачем-то вот вот
назначили"
* Запомним этот момент.
27:18 - "И именно там на Пескадорах вместе с крейсерами Кондо
торчали и два корабля 3-й дивизии линкоров. Флагман "Конго" и
сестра его "Харуна"
* На тот момент ЛК "Конго" не был флагманским кораблём 3-й
ДЛК. Флаг командира дивизии, адмирала Микава, был поднят на ЛК
"Хиэй" который в составе Кидо бутай следовал к Гавайям. "Конго" же
числился четвёртым кораблём дивизии. "Харуна" - третьим.
28:14 Тимин умничает
Токарев тоже умничает.
29:20 - "А вот тяжёлые крейсера отработали просто прекрасно,
японские, да [невнятные звуки] Ну, это моё мнения но я думаю, что
его легко доказать. Это именно японская фишка вот в этой
игре..."
* И этот пассаж о японских тяжёлых крейсерах иллюстрируется
картинкой с силуэтами линейных крейсеров/быстроходных линкоров типа
"Конго":

И к чему это?
30:36 - "Паунд считал, что несмотря на угрозу немецких надводных
рейдеров, ну то есть это преимущественно два уцелевших карманных
линкора, плюс "Шарнхорст" "Гнейзенау", ну и к которым вот прям вот
буквально вот собирался присоединится "Бисмарк"
31:14 - "Там обсуждался вопрос о линейных крейсерах, но их
было три всего, да, плюс "Худ" уже как бы чё его там обсуждать было
после мая сорок первого года..."
* Но в таком случае и "Бисмарк" "чё его там обсуждать было
после мая сорок первого года". Зачем тогда он здесь
приплетён?
37:13 - "В результате линкоры этого класса получились самыми
невзрачными из всего, что мир наклепал ... а... попытка втиснуться
в тридцать пять тыщ тонн стандартного водоизмещения... и при этом
иметь скорость там двадцать девять узлов, двадцать восемь с
половиной... а... привела к применению... ну... весьма скромной
системы противоторпедной защиты"
* Ну, это как минимум очень спорное заявление. По расчётам ПТЗ
ЛК типа "Кинг Джордж V" должна была держать взрыв 1000-фунтового
(454-кг) заряда тротила. Это весьма прилично, с учётом того, что
боевой заряд тогдашних корабельных 533-мм торпед редко превышал 300
кг (про японские тип 93 мир был не в курсе).
43:20 - "Тирпиц" прекрасно сковывал англичан в основном потому что
этот линкор ... он мог оперировать и оперировал из хорошо
защищённой и обеспеченной базы. ... ... а Сингапур... не был ни
защищённым ни обеспеченным"
* Ну, офигеть. Значит норвежский фьорд в котором не было
ремонтных мощностей и поэтому немцам приходилось гонять корабли на
ремонт в Германию - это "хорошо обеспеченная база". Сингапур в
котором доки и завод были - это "необеспеченная база".
46:15 - "Вот при этом этот черчеллевидный, черчеллевский состав
соединения, два тяжёлых корабля и авианосец явно не тянул на флот,
то есть объединение, да. А являясь скорее соединением у которого
было своё назначение. Форс джи. Вот как точка джи, да [оба смеются,
это снова такой йумор]... Просто буква латинского алфавита хотя и
не героиня нашего расказа"
* Мы это тоже запомним.
46:51 - "Вот он [адмирал Тови] вслух пожалел моряков проекта
вот этого линкора "Кинг Джордж пятый" в тропиках, потому что
отвратительная вентиляция, принципиальное отсутствие
кондиционирования нижних палуб ... ... И некоторые виды
гидравлического оборудования этих кораблей тоже были не в ладах с
высокими температурами. В частности кое-что в радиолокационном
оборудовании"
* У нас радиолокационное оборудование стало вдруг
гидравлическим?? Однако...
53:41 - "А вот планируемый к переходу на Дальний Восток
"Индомитэйбл", введённый в состав флота десятого октября сорок
первого года..."
* Тут начинается старая жалостливая сказка про "Индомитэйбл".
На самом деле "Индомитэйбл" никогда и не планировался для
соединения адмирала Филипса, которое потом получит обозначение
Force Z. Но это отдельная история.
55:23 - "А 22-я флотилия Цукахара, пополнилась 1-м, 2-м и 3-м
чутаем, ну, эт эскадрильей, грубо говоря... кокутая "Каноя"...
полка... полка или корпуса, скажем так, там прямой аналогии нет,
перелетевшими через Формозу в Сайгон 2 декабря на своих тридцати
шести новых "Бэтти"... G4M1..."
* 22-й воздушной флотилией командовал контр-адмирал
Мацунага.
01:04:30 - "В Сингапуре находилось кроме его кораблей, вновь
пришедших, четыре английских лёгких крейсера, три совсем старых,
один "Моришес" не очень так..."
* Ничего себе. "Не очень старый", ага. Крейсер "Мауритиус"
("Моришес", HMS Mauritius) вступил в строй 14 декабря 1940 года.
Ему ещё и года нет!
Три других крейсера "Дурбан", "Дрэгон" и "Данаэ" новыми,
конечно, не назовёшь, но разве японские лёгкие крейсера
учавствовавшие в операции сильно моложе?
Однако, японцев возраст своих лёгких крейсеров не смутил.
Отчего же возраст английских крейсеров смущает расказчика?

01:05:24 - "Два лёгких крейсера, грубо говоря, новый и старый,
один тяжёлый, вот... эа... эсминцев там... некоторое количество,
двадцать два по-моему, много подводных лодок у него было"
* Открываем дедушку Морисона и считаем эсминцы. 13 единиц. Ну,
элементарно же посмотреть-то было...
01:07:13 - "Вот как раз с этого же шестого числа два "Хадсона"
первой эскадрильи австралийских ВВС которые вот летали с авиабазы
Кота Бару, печально известной, ну это вот... сейчас расскажем... в
северо-восточной части Малайского полуострова, вот они летали в
патрули просто ... начали обнаруживать японские конвои ... [на два
голоса: и много]
* Вообще-то ДЕСО ("конвой") был один. Рассказчик и ведущий не
в курсе.
(Другое дело, что там шли и другие группы японских кораблей -
вот и путаница).
01:07:35 - "Первым найденным был сам Одзава который ввытащил из
Камрани восемнадцать транспортов..."
* Он "вытащил" их из Санъа на Хайнане.
01:10:58 Карта военных объектов Кота Бару
* ... на которой нам показан весь Малайский полуостров и
половина Южнокитайского моря в придачу. Некислых таких размеров
этот Кота Бару у Токарева.

01:14:53 - "Эта странная встреча закончилась в четыре пятнадцать
рёвом сирен воздушной тревоги. Семнадцать "Нэллов"... ээ... кокутая
"Михоро" появились над Сингапуром и принялись его бомбить.
60-килограммовыми бомбами ... скорее просто пристреляться для
начала"
* Судя по всему речь идёт о первом воздушном налёте на
Сингапур. Но по японским данным в нём участвовало не 17, а 31
бомбардировщик АГ "Михоро" (ещё 1 вернулся с полдороги из-за
неисправности мотора и ещё 2 действовали как разведчики
погоды).
Число "17" происходит из всяких англосаксонских мурзилок и вот
как это подано, например, в англовики, со ссылками на всяких
англоаффтаров:
"The attack on Singapore was assigned to 34 bombers of Genzan
Air Group (Genzan Kaigun Kokutai) and 31 bombers of Mihoro Air
Group.[4] Their targets were RAF Tengah, RAF Seletar, Sembawang
Naval Base and Keppel Harbour.[5]
Six squadrons from both air groups took off from southern
Indochina on the night of 7 December 1941. However, bad weather
conditions were encountered while over the South China Sea.[4]
Thick clouds offered poor visibility for the pilots, while rough
winds caused most of the formations to become separated. After
several attempts to regroup failed, Lieutenant Commander Niichi
Nakanishi, Wing Commander of Genzan Air Group, ordered them to
abort mission and return to base,[2] thereby reducing the impact of
a much heavier raid.[4] Only seventeen G3M bombers of Mihoro Air
Group reached Singapore on schedule, unobstructed by bad
weather.[2]", которая представляет собой типичный англоязычный
образчик текста о войне на Тихом океане в котором смешаны правда,
неправда и сосание пальцев.
Да и бомбили не только 60-кг бомбами, но и 250-кг тоже.
Вот страничка из ЖБД авиагруппы с расходом боезапаса:
Расказчик снова не в курсе.
01:19:20 - "Но вот у японцев линкоров поблизости нет совсем. И
только один маленький авианосец. Не ближе чем линкоры"
* Он снова всё перепутал

"Один маленький авианосец" - "Рюдзё" - был
аж по ту сторону Филиппин, если смотреть из Сингапура на восток, то
есть действительно очень далеко, а вот вице-адмирал Кондо с 2-мя
тяжелыми крейсерами,
2-мя линкорами и 8-ю эсминцами, как раз
был уже довольно близко. 4-го декабря он вышел из Бако и к утру
8-го уже находился к юго-востоку от острова Пуло-Кондор, что у
юго-восточного побережья Индокитайского полуострова. Вот примерно
здесь (я отметил красным кружочком):
Как раз на такой позиции где его обнаружение воздушной
разведкой противника было весьма маловероятным, а сам он легко мог
выдвинуться на перехват любого соединения англичан вышедшего из
Сингапура к местам высадки японских десантов что к Кота Бару что к
Северному Борнео.
Помните как в начале Макс распинался, что де Кондо со своими
линкорами находился на позиции из которой он никуда не мог бы
успеть? Так вот - он вам наврал

01:26:15 - "На кораблях тем временем были свои проблемы, вот
радиолокацинная станция тип 279... "Принца" как оказалось сильно
перегревалась ... ...
Идти в бой с несправным главным средством управления зенитным
огнём..."
* Ну врать-то не надо

РЛС не являлась и не является "средством управления зенитным
огнём". Тем более главным.
Зенитный огонь линкора управлялся с четырёх постов HADT (High Angle
Director Tower).
Окончание следует

(там будет ещё интереснее

)
___________________________________
[1] В свою очередь Малайское соединение входило в состав
Южного соединения (南方部隊), которое и было вот тем соединением
японского флота предназначенного для захвата ЮВА. Но организация
японского флота это отдельная история.