Без названия

Лучший роман опасен, если, возбуждая фантазию, лишает человека интереса к обычным явлениям жизни и усиливает жажду к таким сценам, в которых ему не придется никогда принимать деятельного участия.
Мы начали с романов, а заканчиваем искусственным (хотя и искусным) подобием жизни – компьютерными играми. Вот уж действительно – заканчиваем. Дальше – пустота.
* * *
2.67
Когда люди правильно правят землей и сознают, что власть их души над ней и ее творениями благотворна и авторитетна, они признают и власть высших сил, и имя Бога становится для них свято, дивно и чудесно; но если они злоупотребляют землей и ее творениями и становятся не царями, правильно правящими ею, а просто борющимися скотами, то имя Божие перестает быть для них дивным, и власть Его ими не чувствуется. Тогда постепенно своеволие и невежество начинают брать перевес, и уцелевшие остатки сознания божественного закона делаются для них невыносимыми.
Здесь Рёскин умудрился заглянуть далеко в будущее, в наши времена, когда отвергнув власть Творца жизни на Земле мы сами не сумели совладать с управлением этой жизнью, превратив управление в тиранию. Создав собственные законы, мы отреклись от нравственных законов, данных нам свыше, но видя наших собственных поделий убожество и слабость, мы вынуждены зажмуриваться, чтобы не видеть весь ужас того, что натворили.
Но задолго до Рёскина об этом уже было сказано в Апокалипсисе:
"Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И обожжены были люди зноем великим, и хулили имя Бога, имеющего власть над сими бедствиями, и не раскаялись" (Откр.16:8-9).
Палящий и жгучий свет знаний, рождаемый наукой, слепит глаза и вместо облегчения жизни порождает все новые и новые бедствия. Общество отказывается от поисков объективной истины, через постмодернистскую "толерантность" навязывает представление, что истина у каждого своя, или, если откровеннее – истины вовсе не существует. Не имея живой воды, которой были для нас прежние писания, превратив в выжженную пустыню свою душу, мы умираем от жажды и, не имея поводыря, бредем, проклиная Бога за то, что он сотворил нас такими несовершенными и слабыми и не желает спасать нас.
* * *
2.100
Первая причина всех войн и всей необходимости национальной защиты кроется в том, что большинство людей, высоко- и низкопоставленных, во всех государствах Европы – воры, завидующие добру, стране и славе своих соседей.
Но они не только воры, а и безумцы и никогда не в состоянии понять, что благосостояние их соседей есть вместе с тем и их благосостояние, а бедность их соседей, вследствие общности всех людей, созданной Богом, становится в конце концов и их бедностью. Invidia – зависть к добру соседей, с того момента как прах облекся плотью, стала проклятием людей, a Charitas – потребность оказывать добро соседям – есть единственный источник всей человеческой славы, мощи и материального благословения.
Про Европу вся правда сказана задолго до нас. Прибавить тут нечего.
* * *
|
</> |