Без названия
alexey_lapshyn — 15.02.2023Как-то пропустил в потоке последних новостей сообщение о смерти Вадима Абдрашитова. А написать о нем стоит. Мастер социально-психологического кино, режиссер, умевший ненавязчиво показать и уродства жизни, и светлые её стороны. Конечно, творчество Абдрашитова уже нельзя представить без союза со сценаристом Александром Миндадзе. Мне нравятся все их фильмы советского периода («Охота на лис», «Парад планет», «Плюмбум»...) но всё же наиболее зрелым в художественном плане я считаю «Время танцора», снятый уже в девяностые. Тема : последствия войн, произошедших на территории СССР в первые годы после распада. В фильме нет конкретного названия территории, но понятно, что имеются в виду, прежде всего, Абхазия и грузинские беженцах. Картина бесконечно далёкая от любой пропаганды, но дающее именно психологическое представление о произошедшей трагедии. С одной стороны разрушенная войной семья, с другой, — офицеры-казаки с далёкого Урала, оставшиеся после боёв на непонятной им земле. Не чуждой, а именно непонятной. Одна из жен удивляется почему в доме, куда они въехали остались личные вещи прежних хозяев. Почему они в такой спешке уехали и вообще куда подевались. То есть, нет даже представления о том, что здесь произошло. Или желания разобраться. Людям вообще свойственно прятать голову в песок. В этом в основном и есть причина их молчания, а не какое-то природное злодейство. Но и казаки безрадостны на непонятой ими земле. Кто-то умирает, кто-то становится жертвой мести, кто -то отплясывает в ресторане на потеху башляющей публике. Все жил, жил, а ничего не помню. Только какие-то вырываются отдельные эпизоды, воспоминания... Войну каждый день помню... — говорит один из героев. Во всех фильмах Абдрашитова было какое-то нараставшее с годами предчувствие катастрофы. Он давно уже не снимал фильмов, но однозначно не пережил себя как художник.
|
</> |