Без названия
chur72 — 20.04.2022 Андрей Перла в Телеграмме пишет о своем понимании смысла и назначения истории."Про преподавание истории с первого класса начальной школы.
Все очень просто. Смысл и назначение истории - воспитание патриота. История - это рассказ юному человеку о том, что нужно, когда придёт такой час, умирать и убивать за Родину. За что именно, почему и как это делали герои прошлого.
Ни для каких других целей история в школе не нужна.
При этом история - единственная из наук, для которой школьный курс - не начальная ступень, а высшая точка. Все профессора, все археологи в поле, все исследователи в архивах работают, в конечном итоге, для того, чтобы был создан тот учебник и обучен своему делу тот учитель, который выиграет для страны очередную великую битву, послав в неё своих знающих историю, значит, готовых сражаться за Родину учеников."
По обыкновению откровенно и прямолинейно (хотя и с ощутимой ноткой истерики) Андрей Перла, так сказать, берет тренд за рога (за что, кстати, его и ценим). Украинизация отечественных патриотических дискурсОв на марше - и альтернативы этому сегодня, похоже, что и нет.
В противовес (уже не для дискуссий, конечно, какие - и с кем? - могут быть дискуссии в нынешние мутные времена) вспомнилось собственное, из записей 2016 года.
"С две недели назад в беседе с Виктором Моисеевичем Мучником о социальной функции истории сформулировалось задушевное. Поясню, что речь шла о ценности академической историографической культуры. Которая про факты, которые ценны просто тем, что "так было на самом деле". В досужих разговорах в сети эта тема часто возникает, историю, дескать, нужно выдумывать, всё равно, дескать, правды не сыщешь, поэтому нужно что-то приятное про себя сочинить и всем дружно в это поверить. Популярная нынче тема исторического мифа о том же.
Это постмодернистское отношение к фактам, кстати, одинаково присуще как "патриотическому", так и "либерально-протестному" дискурсу. В обоих случаях, факты играют служебную роль, а доминирует определённая эмоция, культивируемая в соответствующей среде. Факты нынче не в чести. Между прочим, не только в историографии, но и в журналистике.
Так вот вопрос, что даёт культура факта?
"Ну а если всё-таки порассуждать на тему "зачем нужна"... Я бы сказал так. Историческое измерение даёт человеку и обществу чувство реальности. А вместе с ним - понимание собственной конечности и ограниченности, без которой, с моей точки зрения, невозможно никакое социально ответственное действие и никакая осмысленная перспектива. Общество, утрачивающее представление о собственной истории, это чувство реальности теряет. Впадает в гордыню или в комплекс неполноценности, становится неустойчивым, истеричным и легко манипулируемым.
И наоборот, утрата чувства реальности ведёт к падению престижа исторического знания."
|
</> |