Без названия
ya_exidna — 15.11.2021
Сегодня у нас очередная премьера - ура!
Пусть всё пройдёт удачно, пусть у исполнителей всё получится, но
главное у нас уже получилось: мы опять создали новый балет!
Точнее, хорошо забытый старый.
Последний балет великого Мариуса Петипа, который так и не был
поставлен при его жизни, да и потом практически не увидел сцены. И
был утрачен и забыт.
Его называли "маленьким шедевром Петипа", но ему катастрофически не
везло: то театральные интриги, то война, то другая война, то
революция. И вот больше чем через сто лет
уникальный спектакль "Роман бутона
розы и мотылька" на сцене Астана-опера.
Несколько месяцев назад я показала картинку - написала, что просто
так, мол, пусть будет старинный эскиз к старинному балету. Да, к
этому самому - эскизы костюмов, как и либретто, создал знаменитый
Всеволожский, и я теперь его соавтор, даже не верится.
И вот костюмы стали реальностью (и очень красивой!), и через
несколько часов балет будет показан; я, к сожалению, не за кулисами
в Астане (хотя мысленно там) и буду смотреть трансляцию -
здесь можно посмотреть рекламный
ролик к балету.
Сохраню здесь свой текст, написанный для буклета:
"Работа над «Романом бутона розы» была необычной и интересной:
с одной стороны, у нас было оригинальное либретто, написанное
Всеволожским, и нужно было сохранить первоисточник. С другой,
сохранился только французский вариант текста, который, судя по
некоторым данным, был не окончательным, как и клавир, увезённый
композитором в Италию. Поэтому хореограф принял решение дополнить
нотный материал музыкой Дриго из его малоизвестных балетов и
переделать либретто.
Наивный и простой сюжет о любви розы и мотылька был, как
многие балетные истории конца XIX – начала XX века, похож на
дивертисмент, и нужно было, не изменяя авторской основы, внести в
него небольшие, не противоречащие эстетике того времени и стилю
Петипа коррективы. Василий Медведев занимался не просто
реставрацией утраченной хореографии, он восстанавливал этот балет
на новом художественном уровне, создавая новое произведение
искусства, и обновлённое либретто должно было ему соответствовать.
Мы хотели сохранить дух старинного балета, но изменив драматургию и
превратив его в неоклассику. На первый взгляд, либретто кажется
сказкой, написанной для детей, однако представьте себе, что на
главную роль претендовали такие звёзды императорского театра, как
Ольга Преображенская и Матильда Кшесинская, что танцевать в нём
должны были Павлова, Нижинский и Фокин, – этот балет называли
"маленьким шедевром", и мы должны были сделать его таким, но
учитывая требования сегодняшнего дня".