Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №2
elika — 06.04.2025
Теги: Нолан
Сегодня поговорим о том, как снималась эпическая
научно-фантастическая драма Кристофера Нолана, ставшая вехой для
жанра. А равно – сломавшая мозг миллионам зрителей по всему миру и
вызвавшая негодование у многих именитых физиков, заметивших ряд
нестыковок. Что, впрочем, не помешало проекту собрать кассу в
размере 715 миллионов долларов, получить пять номинаций на «Оскар»
(и даже выиграть статуэтку за лучшие визуальные эффекты) и вообще
прочно обосноваться в любом уважающем себя топе кинофантастики.
Итак, речь о кинокартине «Интерстеллар».
Одной из
главных задач команды было создание достоверного изображения чёрной
дыры. Для этого режиссёр Кристофер Нолан пригласил
физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии Кипа Торна. Учёный
предоставил математические расчёты, на основе которых художники и
визуализировали чёрную дыру. В результате появилось необычное и
реалистичное изображение, которое оказалось настолько точным, что в
2019 году его даже сравнили с реальными снимками чёрной дыры,
сделанными телескопом Event Horizon.
Вообще,
Нолан известен своим скептическим отношением к компьютерной
графике, а потому в «Интерстелларе» он постарался максимально
использовать реальные декорации и эффекты. Например, для сцен на
планете с океанами вместо CGI был настоящий затопленный ландшафт. А
эпизоды на поверхности пустынной планеты Эдмундс снимали в
Исландии, и Энн Хэтэуэй во время съёмок даже получила
переохлаждение из-за того, что её скафандр был открыт, пока она
находилась в ледяной воде.
Ещё
задолго до работы над фильмом Нолан совещался с Заком Снайдером, за
сколько можно вырастить реальное кукурузное поле – режиссёр, опять
же, не хотел воссоздавать его на компьютере. Снайдер работал над
«Человеком из стали» и высадил одно такое поле за пределами
канадского города Калгари. Опыт коллеги помог британскому режиссёру
– для «Интерстеллара» посадили целых 500 гектаров на том же месте,
где ранее создавали фактуру для кинокомикса о Супермене. В
результате авторы продали не только фильм, но и плоды своих
сельскохозяйственных работ :)
Возможно,
некоторые уже успели подзабыть тот факт, что именно «Интерстеллар»
стал кинематографическим крещением для Тимоти Шаламе. Пропустив два
семестра в университете, молодой актёр принял участие в проекте,
сыграв эпизодическую роль – сына Купера. По признанию самого
артиста, «Интерстеллар» остаётся для него лучшей работой Кристофера
Нолана. И вовсе не потому, что он лично принял участие в съёмках.
Просто Шаламе тронул образ Мэттью Макконахи, а эмоциональная линия
отношений отца и сына заставила его плакать.
Научный консультант фильма Кип Торн участвовал не только в
визуализации чёрной дыры, но и влиял на сценарий. Нолан же
согласился следовать научным ограничениям, которые установил
учёный. Так, тот настоял, что в картине не должно быть никаких
нарушений известных законов физики. Например, в сценарии изначально
фигурировали персонажи, путешествующие быстрее света, но по
настоянию Торна Нолан исключил этот элемент. Сам же Нолан настоял
на том, чтобы построить реальные модели космических кораблей.
Специальная команда дизайнеров создала масштабные миниатюры и
макеты «Эндюренса», «Лэндера» и «Рейнджера», что позволило снимать
реальные сцены с их участием, избегая чрезмерного использования
столь нелюбимой Ноланом компьютерной графики. Чтобы подготовиться к
роли астронавта Купера, Мэттью Макконахи даже добровольно
отправился на несколько дней в пустыню без связи с внешним миром.
Эта изоляция помогла ему прочувствовать одиночество и эмоциональную
напряжённость, которые переживает его персонаж в фильме. К слову,
когда Кип Торн впервые встретил Макконахи, он спросил актёра, как
тот хочет, чтобы физик его называл. Макконахи ответил: «Как
угодно, только не Мэтт, ненавижу имя Мэтт. Можно Мэттью, или
Макконахи, или "эй, ты" – как тебе больше
нравится» :)
Звуковой
дизайнер Ричард Кинг и композитор Ханс Циммер работали вместе с
Ноланом над тем, чтобы звуковое оформление усиливало атмосферу
фильма. Звук в фильме сыграл ключевую роль, особенно в сценах с
чёрной дырой и на планетах с различной гравитацией. Интересно, что
в некоторых моментах Нолан специально использовал резкие контрасты
между полной тишиной и громким звуком, что создавало уникальные
ощущения у зрителя. Вдохновение Нолан черпал из реальных
космических миссий: таких, к примеру, как программа NASA «Аполлон»,
которая отправила первых людей на Луну. В особенности постановщика
интересовало, как человечество может в будущем преодолевать
космические расстояния и исследовать другие планеты, и как сильно
повлияет ситуация отличных от земных законов пространства и времени
на восприятие человеком действительности вокруг себя. А ещё
интересно, что Кристофер Нолан обратился к своему постоянному
композитору, не дав вообще никаких конкретных указаний о названии,
жанре, персонажах и даже сюжете будущего фильма. Всё, чем снабдил
режиссёр Циммера, – небольшим конвертом, в котором был рассказ об
отце и сыне. Родитель уходит на неназванную рабочую миссию, а
ребёнок спрашивает о возвращении. Эта история так тронула Циммера,
что композитор выдал эпическую музыкальную тему – Нолан добился
своего и, уже прослушав саундтрек, наконец раскрыл коллеге
подробности о космическом путешествии, разлуке с Землёй и спасении
человечества.
А ещё на создание «Интерстеллара» во многом повлиял и
классический фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года»
(1968) – см. кадр из фильма справа. Нолан неоднократно
упоминал, что восхищается этим проектом и старался перенять его
визуальный стиль и философские темы. Однако, в отличие от Кубрика,
Нолан сделал упор не на холодный образ бескрайнего космоса, а на
одушевлённых персонажей, их эмоциональную связь и эмпатию.
«Интерстеллар» открыто высмеивает историю о том, что высадка на
Луну якобы была сфальсифицирована американским правительством.
Интересно при этом следующее: сторонники этой так называемой теории
считают, что телевизионные кадры высадки снял как раз-таки Кубрик,
используя остатки реквизита из «Космической одиссеи».
Вдобавок
«Интерстеллар» регулярно сравнивают и с «Контактом» –
научно-фантастическим фильмом на ту же межпространственную тему,
снятым Робертом Земекисом в 90-х. Более иронично, что одну из ролей
в нём тоже сыграл Мэттью Макконахи (см. фото слева). Там
актёр предстал в образе философа и проповедника по имени Палмер,
который вступает в отношения с главной героиней в исполнении Джоди
Фостер – убеждённой атеисткой и исследовательницей внеземных
цивилизаций. Контекст придаёт «Интерстеллару» особое измерение и в
очередной раз заставляет задуматься: Макконахи оставил свой след не
только в комедиях и триллерах, но и в главных произведениях
научно-фантастического жанра.Сцены же, в которых показано, какие ужасные условия сложились на Земле в результате засухи и пыльных бурь, снимались в Альберте, Канада. Изменения климата — важная тема ленты, создатели которой почти в каждой сцене подчёркивают: важно не то, что где-то там в космосе, а то, что каждый день вокруг нас.
В заключение хочется сказать, что, пожалуй, не стоит пытаться понять этот фильм только засчёт логики. Это такое кино, по словам самого режиссёра, которое должно быть прежде всего прочувствовано...
Это был второй выпуск моей "Весенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
|
|
</> |
Как выбрать лучшего интернет-провайдера для дома по качеству соединения в России
В философском настроении
Трагедия на болоте
СОМ КОПЧЁНЫЙ АСТРАХАНСКИЙ
К истокам журнала... Тай улыбнул. Джомтьен. Кайтсёрфинг
На волю в пампасы
Керчь. Крым. Часть 18 (последняя)
1/50 секунды
Можно ли быть хорошим человеком и всё равно никому не нравиться

