Без названия
karachee — 01.11.2021 Небольшая дискуссия с 12y навела меня на мысль расставить точки над i вокруг термина "эксплуатация", а точнее той "эксплуатации", которая "человека человеком". Начнем.Дадим определение: Эксплуатация человека человеком - есть способ и/или процесс отношения и/или использования одним человеком другого в качестве объекта (средства, инструмента, ресурса) , то есть с тотальным или частичным игнорированием наличия у него собственных интересов, желаний, чувств и любых других проявлений субъекта и/или живого существа.
Прежде всего речь сразу идет о справедливости. Если из контекста выбросить понятие справедливости, то никакого разговора об эксплуатации человека человеком просто не получается. Эксплуатирует человек молоток, дорогу, подстанцию, почему бы ему не поэксплуатировать ещё и соседа. А значит вести речь следут в контексте этики, морали, нравственности, причем универсальной общечеловеческой, классовая нам очевидно не подойдет. Возьмем за основу категорический императив Канта "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" а после продолжим.
Эксплуатация возможна лишь в условиях неравенства. Когда один человек обладает превосходством, которым не обладает другой - он может использовать это превосходство, чтобы вынудить/убедить/заинтересовать второго действовать в своих интересах
Простейший случай - у Васи есть апельсин, а у Маши нет. Маша дает Васе списать домашку - получает половину апельсина. Критично - у Васи больше нет превосходства. Теперь они равны, теперь Вася делает домашку сам. Иное дело если у Васи есть апельсиновый сад, а у Маши такого сада нет, тогда он может эксплуатировать Машу неограниченно. Другой вариант - у Васи есть плеть и он тупо сильнее Маши.
Система эксплуатации - есть такой набор установленных отношений между эксплуататором и эксплуатируемым, при котором превосходство первого никогда не утрачивается.
Интуитивно ясно, что "никогда не утрачивается", подразумевает не просто сохранение неравенства на текущем уровне, но его углубление и закрепление. В условиях капитализма это "богатые становятся богаче, бедные беднее". В условиях феодализма это "крестьяне становятся все бесправнее, феодалы все безнаказаннее". Ну и т.д. Практика любой системы эксплуатации либо ведет к закручиванию гаек, либо система сбоит, падает, сменяется чем-то ещё.
В качестве процесса "эксплуатация" - глубоко безнравственна, но может принимать более мягкие и более жесткие формы. Рабство - более жесткая форма, наемный труд - более мягкая., в обоих случаях человек используется в качестве средства, но методы игнорирования у него собственных интересов, желаний, чувств и пр. во втором случае менее мучительны. Если предположить, что наемный работник не страдает вовсе - а наоборот получает от работы удовольствие - это не делает эксплуатацию нравственной, этичной, оправданной.
Представим себе гениального химика, который создает одну формулу в год, если весь год будет спать с тремя телками разом, ездить по всем мировым курортам, употреблять дорогущие вина и наркоту и т.д. Если есть компания, которая всё это ему обеспечивает, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ФОРМУЛУ - это всё ещё эксплуатация, а химик - эксплуатируемый. У компании есть превосходство, она использует его, чтобы обеспечивать работника условиями, при которых он будет действовать в интересах компании. Она использует его как средство, сегодня так, а завтра придумает что-то ещё. Характер эксплуатации не отменяет её сущность.
Аналогично самая благородная цель эксплуатации, будь она направлена на счастье всех людей на земле, включая самого эксплуатируемого - не обнуляет факт аморальности и безнравственности самой эксплуатации. Исключение - тот самый случай, когда собственные интересы, желания, чувства эксплуатируемого совпадают с интересами, желаниями, чувствами эксплуататора. Тогда они - не игнорируются и ровно до тех пор, пока они не игнорируются - эксплуатации нет. Хочет наемный работник счастья всех людей, включая его самого - см. категорический императив Канта. Как только цели разошлись - как только появилась тень принуждения к.. чему угодно - появляется эксплуатация, эксплуататор и эксплуатируемый.
Отчуждение. Суть эксплуатации можно выразить, как отчуждение от субъекта некоторых сущностей, над которыми он более не властен. Обычно это труд, но может быть и время, и здоровье, и знания, и мысли, и цели и что угодно. Любая субъективность может быть отчуждена, через запрет её проявлять. Затем она либо присваивается и используется, либо сам запрет работает как привелегия для тех, кто под него не подпадает. Забьем пока не этот сложный вопрос.
Экономическая эксплуатация - предполагает использование человека в экономических процессах с экономическим же интересом. В данный исторический момент это основной дискурс, в котором "эксплуатация" как процесс и термин максимально рассматривается и используется для создания многочисленных мостиков от экономики к этике. Важный момент - текущая модель цивилизации в целом и мировой экономики в частности - НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ без эксплуатации человека человеком. Эксплуатация, двигателем которой является социально-экономическое неравенство - является основой всего текущего мирового порядка. Признавая текущий мировой порядок совершенным, успешным, естественным, эффективным - соответственно следует переносить все эти эпитеты на эксплуатацию, отрицая его аморальный, неэтичный, безнравственный аспект.
Как данный аспект проявляется и проявляется ли вообще. Прежде всего и острее всего он проявляется в изменении отношений между людьми разных классов. Пресловутый классовый антагонизм, взаимное расчеловечивание, выработка культуры в которой человек другого класса/сословия/страты/достатка/веры/убеждений/расы/пола и пр. - НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ ПРИМЕНЕНИЯ К НЕМУ ЭТИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА. А заслуживает отношения как к ресурсу, объекту, животному, идиоту и пр. Что ведет к общей деградации человеческого начала, совести, чести, чувства справедливости, понятий добра и зла, свободы и ответственности, как на уровне индивидуальностей, так и общественных институтов, традиций, норм. Деградация в сторону замены человечности целесообразностью, справедливости законопослушностью и т.д. выхолащиванием индивидуального сознания со свободой проявлений до стандартизированного функционального автоматона с набором удовлетворенных потребностей и фиксированными степенями свободы. Формируется такое человечество, которое выступает к каждому своему индивидууму как недружелюбная среда, что исключает состояние счастья по определению.
Современная система экономической эксплуатации - настроена таким образом, чтобы предоставлять преуспевающей части эксплуататоров возможность входить/формировать/создавать личную дружелюбную "этичную" среду. Окружать себя людьми, которые будут к тебе добры, внимательны, улыбчивы и поддержат морально, эмоционально, психологически. Тогда как среда наименее преуспевающей части эксплуатируемых наоборот - максимально недружелюбна и конфликтна, разрушительна для любых проявлений человечности, но поощряет проявления животного начала, инстинктов соперничества, конкуренции, борьбы без правил.. Какое будущее может быть у такого человечества? Явно не Кантовское.
|
</> |