Без названия


Двухпалубный 80 - пушечный линейный корабль 2-го ранга «El Rayo»
На марке он выглядит поленницей дров, скелетом деревянного робота, но никак не парусным красавцем. Можно сказать, что это УЗИ – снимок зародыша корабля во чреве гаванской верфи.

Марка " Ship of the Line "El Rayo", 1749 (Линейный корабль «Молния» 1749)
Страна: Куба, Серия: History of Cuban Ship Building (История кубинской судостроительной верфи), Код по каталогy:Михель CU 2496, Номер марки CU 2347, Ивер и Телье CU 2209, Стенли Гиббонс CU 2653 Дата выпуска: 1980-09-15, Размер: 46 x 31 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 13, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 3 ¢ - Кубинский центаво Тираж:498 000
«El Rayo» был заложен 28 июня 1749 года на верфи в Гаване, введён в строй 31 января 1751 года. Строительство велось испанским кораблестроителем Педро Торресом по чертежам Хорхе Хуана. Традиционно для испанских кораблей, названных не в честь святого, корабль имел второе название — «Апостол Святой Пётр» (исп. San Pedro Apóstol). Однако корабль не смог покинуть порт ещё год из-за отсутствия экипажа.
Общие характеристики
Длина 60,76 м,
Ширина 16,60 м,
Осадка 8,06 м .
Водоизмещение 3000 т
Вооружение 80 орудий:
Экипаж
Как 80-пушечный корабль: 453 человека
Как 100-пушечный корабль: 812 человек

Картина Карлоса Парриллы под названием «El Rayo» , на которой уже 100 орудий.
Хотел бы на примере «El Rayo» пояснить, почему я стараюсь в тексте употреблять название только на языке страны владеющей кораблём, не переводя его на русский. Во-первых: перевод всегда приблизительный, читая статьи про героя сегодняшнего поста, я встретил наименования «Луч», «Молния», «Метающий молнии», «Апостол Святой Пётр» … не люблю быть неточным.
Во-вторых: транскрипции меня тоже не устраивают, «Эль Райо», «Сан Педро Апостол», смешно звучат. В-третьих: коверканье имени это издевательство над памятью корабля. Это, как приехать в англоязычную страну и из Андрея превратиться в Andrew, только звучит это даже не Андреу, а Эндрю, слух режет. Так что наш сегодняшний рассказ о линейном корабле 2-го ранга «El Rayo».

Схематично, но даёт хорошее представление о строении корпуса.
Ещё один момент. Я понимаю, что многие читатели журнала не очень разбираются в парусных кораблях и не все смогут отличить барк от фрегата, я уж молчу о sistership, кораблях созданных по одному проекту (у «El Rayo» был(а) сестрёнка «Real Fénix»), тем большую ответственность я чувствую перед вами, подбирая иллюстрации для поста. Это я к тому, что картинок будет мало, те, которые вызвали у меня сомнения, я удалил.
Вернёмся к сути. Жизнь у корабля была насыщенной и простой, он ходил туда-сюда в составе конвоев, стоял в охранении, ремонтировался, реконструировался и даже поднял ранг до первого, возил инфанту Марию Луизу Бурбон на свадьбу. Но были в его жизни и трагические страницы – постоянные войны с Англией, война с Францией, а потом опять с Англией, но, уже подневольным союзником Франции, как итог Трафальгарская битва, эта страница стала для «El Rayo» последней.
Когда Наполеон хотел взять под контроль Ла-Манш, то направил франко-испанский флот под командованием адмирала Вильнева для вторжения в Англию. Возле юго-западного побережья Испании, у мыса Трафальгар его встретил британский флот под командованием адмирала Нельсона. Вильнев был не готов к встрече с британцами. Нельсон же, напротив, действовал решительно, построив британский флот в две колонны, идущие на врага, чтобы пробить его расстроенные линии.

Нельсон был крут, такого построения Вильнев явно не ожидал. Если приглядется, то название нашего героя можно разглядеть в верхнем правом углу схемы.
В жесточайшем сражении 27 британских линейных кораблей сошлись в сражении с 33 французскими и испанскими линейными кораблями. Хотя ведущие корабли британских колонн сильно пострадали, а флагман Нельсона «HMS Victory» был практически выведен из строя, большой опыт и подготовка Королевского флота преодолели численное превосходство французских и испанских ВМС.

Если я правильно читаю схему, то «El Rayo» в правом нижнем углу, прямо перд нами.
Франко-испанский флот потерял 22 корабля, британцы же не потеряли ни одного. Во время битвы Нельсон был смертельно ранен и умер незадолго до окончания битвы. Вильнёв был захвачен вместе со своим флагманом «Bucentaure». Позже он присутствовал на похоронах Нельсона, будучи в плену в Великобритании. Адмирал Федерико Гравина, старший офицер испанского флага, избежав захвата с остатком флота, скончался пять месяцев спустя от ран, полученных во время битвы.
Участвуя в Трафальгарском сражении 21 октября 1805 года с командой в 830 человек, «El Rayo» был захвачен британским «HMS Donegal» из-за повреждений судна, полученных в сражении. Команда понесла небольшие потери - 4 человека убитыми и 14 раненными. Когда «HMS Donegal» с помощью своего экипаж пытался отконвоировать «El Rayo», то попал в шторм, сел на мель, и потерпел крушение 22 октября 1805 года.

Нельсона жалко. Все корабли сберёг, а себя не сумел.
Повреждённый корабль был разрушен и сожжён британскими моряками 31 октября 1805 года у берегов Андалусии, в месте под названием Аренас-Гордас. Там «El Rayo» и находится в настоящее время в 300-а метрах от берега на глубине всего семи метров.
Сведения в источниках разнятся, в некоторых заявлено, что нескольким кораблям, в том числе «El Rayo» во главе с кораблем принца Астурийского, удалось достичь Кадиса. А 23 октября он снова отправился в плавание, для участия в подъёме кораблей «Santa Ana» и «Neptuno», только после этого попал в шторм и потерпел крушение, но местонахождение корабля в настоящем времени указывают то же.
Поднимать корабль никто не спешит…
Источники
Википедия site:star-wiki.ru
https://es.wikipedia.org/wiki/Rayo_(1751)
https://fundacionlegadodelascortes.wordpress.com/2017/03/16/navio-rayo-1751/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Трафальгарское_сражение
|
</> |