Без названия

топ 100 блогов prilepin20.02.2021 Мой старший товарищ по литературному ремеслу, замечательный русский писатель и замечательный человек Евгений Анатольевич Попов спрашивает: зачем я (далеко не только я) затеял всю эту историю с Дзержинским, неужели я желаю нового витка Гражданской войны.
Отвечаю.
Нет, конечно, я хочу гражданского мира и нормальной работы гражданского общества.
Гражданской войны желает, скажем, господин Венедиктов, который инициировал "конкурс", где Дзержинский вынужден сражаться почему-то с Александром Невским, словно Лубянская площадь - это Чудское озеро. В то время, как нормальным был бы опрос с двумя вариантами: "Вы за восстановленный памятник Дзержинскому?" "Вы против восстановления памятника Дзержинскому?"
В любом случае, мы живём в демократическом обществе (я не иронизирую), и это общество имеет право на реализацию своих представлений о необходимых ему памятниках, о памяти, как таковой, о достойном и чуждом в национальной истории.
Я не высказывался против возведения памятника Колчаку. Такой памятник есть, и, не разделяя выбора Колчака в 1918 году (и некоторых методов Колчака, как и многие его современники не отличавшегося гуманизмом), я осознанно принял право на возведение этого памятника. И, уверен, Евгений Анатольевич Попов не выступал против установления этого памятника, даже учитывая угрозу нового витка Гражданской войны (которой, впрочем, не случилось и тогда).
В России снят и с помпой прошёл панегирический (и не вполне историчный) фильм о Колчаке; равно как ряд фильмов и сериалов о других деятелях Белого движения. Одновременно в России сняли примерно тонну фильмов и сериалов про садистов и маниаков из ЧК-ГПУ-НКВД-Красной армии; а так же о работе Ленина на немецкую разведку, которые шли в прайм-тайм на центральных каналах. И это также не считается элементом Гражданской войны, хотя вызывает безусловное раздражение серьёзной части нашего общества.
Наконец, в России существует, открыт и работает "Ельцин-центр", с которым, так или иначе, мирится значительная часть общества, чуть иначе расценивающая деятельность Б.Н.Ельцина, чем это преподносится в самом "Ельцин-центре".
Думаю, не надо объяснять, что символическое значение "Ельцин-центра" (символа разрушения советской системы) - в целом соразмерно символическому значению памятника Дзержинскому (символа становления советской системы).
Кажется, мы вправе спросить: отчего всё-таки виновниками якобы начинающейся (уверен, что она не начнётся) Гражданской войны должна считать себя только одна сторона? Почему другая сторона себя таковой даже не собирается считать?
И самое главное.
Дорогой, уважаемый, замечательный Евгений Анатольевич.
В русской литературе сосуществуют в пределах одних антологий и одних учебников Горький и Бунин, Мережковский и Маяковский, Шмелёв и Шолохов, Туроверов и Есенин, а также Катаев и Газданов - кстати, участники Гражданской войны, стрелявшие в своих противников и участвовавшие в кровавой распре, как солдаты. Между ними, как мы с вами знаем, давно прекращена Гражданская война. Они - часть нашего национального сознания, нашей истории, нашей веры и нашей правды.
И если единение в пределах русской словесности возможно - то, думаю, оно возможно и в пределах русской истории.
В России есть памятники Петру Великому и Степану Разину. Есть памятники Шамилю и Ермолову. Есть памятники Александру Суворову и Салавату Юлаеву. Они не вызывают у большинства населения России никаких вопросов. Это признак - гражданского общества, веротерпимости, мужества и равновесия общества.
Я спокойно вижу в этом ряду - Дзержинского, - равно как и Колчака. Равно как и находящийся в непосредственной близости от возможного памятника Дзержинскому Соловецкий камень.
Если мы преодолеем этот рубеж - у нас появится пространство для дальнейшего развития и становления иных гражданских институтов.
Отказавшись от этого решения, мы всего лишь отложим тот день, когда справедливость будет восстановлена. Потому что мы не можем игнорировать мнение огромной части жителей нашей с вами страны. Мнение нашего с вами народа.
Тем более, положа руку на сердце, надо признать, что фигура Дзержинского сегодня, пожалуй, даже более значима для жителей нашей страны, чем фигуры Ельцина или того же Колчака. И точно не уступает в известности другому видному и важному деятелю - Петру Столыпину, которому также имеется памятник в Москве.
И если мы это знаем - к чему закрывать на это глаза? Мы дали людям демократические институты, заплатив за их существование, на мой вкус, аномальную цену. Но это просто издевательство какое-то - разрушить во имя демократии колоссальную страну - а демократическими институтами не пользоваться.
Больше демократии, друзья мои. Больше доверия русским людям. Они справятся со своей, с нашей историей.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Можно ли убить человека сухариком? Если да, то как? заставить человека поперхнуться не ...
Моя подруга Alica Nagrotskaya tushka  делает вот такие ожерелья. Камни натуральные, шифон, смотрятся весьма дорого, стоят 100 баксов. Можно заказать, только заранее. Она сделает и пришлет.  Снимала я, у нее их больше гораздо, мало какие повторяются, ...
Хочу рассказать как надо питаться в Таиланде. Вы только не подумайте, что я на отдыхе исключительно жру без перерыва, просто на теннисный корт и в бассейн я хожу без телефона, который у меня вместо фотоаппарата. Ранний завтрак. Лапша с морепродуктами, ресторанчик тайский, 98 бат, ...
Снилось, что я на Красной Площади, готовлю концерт, тыкаюсь шнурами, монтирую аппарат, тут подходит корреспонтент Первого Канала, зовут Саша, протягивает микрофон и просит меня подержать удочку, а сам ищет каких то людей в толпе, чтобы сделать интервью, а я вижу что у него кнопка отключена ...
Не так давно я почти всерьез рассматривала для себя возможность написания книги-не книги, но чего-нибудь вроде мануала по установлению контактов в вирте. Первых контактов, которые так легко отваливаются, когда человек начинает якать и ...