Без названия
vbulahtin — 30.11.2019 же неоднократно упоминал здесь весь занимательный труд Л.Данилкина про Ленина/Австрийский посредник взял за услуги 50 процентов_Каждому русскому – по пуле
"документ №1" "Письма тотемами"/
Казалось бы, всё уже изучено до мелочей -- ан-нет, появляются новые детали.
Увлекательная история путешествия Ленина в пломбированном вагоне /который Данилкин характеризует и как Троянского коня, и как советский «Мэйфлауэр»/ в книге Данилкина изложена без ожидаемых новых деталей .
Есть фильм Би-Би-Си "Поезд Цюрих-революция" -- и там тоже упор именно на пломбированный вагон и события о проезде вагона по Германии.
Есть проект RT, в котором, казалось бы, прослеживается каждый шаг
В этой легендарной поездке есть детали, про которые многие не имеют представления.
Например, один дипломированный историк мне недавно сказал, что думал, что Ленин один (максимум с семьёй) возвращался из Швейцарии на родину.
Очень многие представляют себе путешествие в пломбированном вагоне как исключительно операцию германской разведки -- Ленина поместили в пломбированный вагон и он как-то в нём промчался через воюющую Европу и вскочил на броневик на Финляндском вокзале.
Большинство /из тех, знающих Историю, кого мне удалось расспросить/ не знает, что бОльшая часть пути Ленина проходила не по Германии и не в пломбированном вагоне.
Данилкин: "еще в 1917 году, сразу после выступления на броневике, «пломбированный вагон» превратился в факт поп-истории и вечнозеленый хит поп-культуры, генератор мыльных пузырей, в каждом из которых отражается радужно-пенный образ Ленина; навязанный Ленину «атрибут», символ и метафору его чужеродности. Это словосочетание – ключевой элемент для концепции Октября как «диверсии против России» и большевиков как «группы заговорщиков», вроде тех, что убили Распутина. Как попало к большевикам «немецкое золото»? Да понятно как: в «пломбированном вагоне».
При попытке сколотить экипаж выяснилось, однако, что желание вернуться в Россию за компанию с Лениным возникало далеко не у всех. Мартов побоялся, и поэтому костяк отряда составили большевики – которых было в Швейцарии не так уж и много: вся женевская ячейка – человек восемь, цюрихская – десять, включая Ленина и Крупскую. Не удалось договориться с идейно близкими «впередовцами» – вроде Луначарского; тот поехал следующим рейсом, с Мартовым. Швейцария, к счастью, кишела политэмигрантами неопределенной партийной принадлежности, и почти любой имел шанс в течение недели наслаждаться ворчанием Ленина и смехом Радека. О количестве тех, кто, в принципе, хотел бы поучаствовать в строительстве новой России и увидеть родные могилы, можно судить по списку зарегистрировавшихся в комитете для возвращения политических эмигрантов в Россию: в марте 1917-го – 730 человек.
В 2013 году была продана – за 50 тысяч фунтов – мартовская телеграмма Ленина, в которой упоминается Ромен Роллан: его, оказывается, Ленин также хотел видеть в числе своих соседей по купе.
[Ленин] путешествует с Надеждой Константиновной и
Инессой Федоровной – похоже, в одном купе; на этот счет есть
разные свидетельства. (Точно известно, что после Стокгольма вместе
с ВИ и НК в купе ехали ИФ и грузинский большевик Сулиашвили.)
Зиновьев наслаждался обществом двух своих жен – бывшей и
нынешней.
Среди пассажиров были двое маленьких детей (со своими сложными
судьбами), которых ВИ полагал себя обязанным развлекать – и
устраивал с ними свою фирменную кутерьму.
Двое немцев – офицеров сопровождения – присоединились к
эмигрантам на границе; они делали вид, что не понимают
по-русски.
Ленин, увидев этих джентльменов, тут же извлек из кармана кусок
мела, провел жирную черту и готов был свистеть при малейших
признаках совершения заступа. В вагоне был и «нулевой пассажир»,
несостоявшийся: некий Оскар Блюм, который не прошел процедуру
утверждения на общем голосовании в связи с подозрениями в
сотрудничестве с полицией, однако пробрался в вагон.
«Проводы» революционеров ... включали в себя два этапа – торжественный прощальный обед в ресторане «Цернигергорф» на Мюлегассе, 17 (сейчас там трехзвездочный отель Scheuble, здание явно старое, со скошенным углом), и вечеринку в «Eintracht» с участием партфункционеров-аборигенов, студенток и рабочих, вздыхающих по родине; один 60-летний русский допровожался до того, что пустился на сцене вприсядку. Выезжающие подписывали обязательство, что осознают: проезд платный, по стандартному немецкому тарифу, – и немецкое правительство не спонсирует проезд революционеров.
Условия поездки были жестко регламентированы:
соблюдай или до свидания; следующая группа, которая поедет в Россию
через месяц, будет чувствовать себя много свободнее –
революционеры даже совершат по дороге экскурсию к очаровательному
Рейнскому водопаду; Ленин, насупленный и нахохленный,
подозревающий весь мир в намерении истолковать его поведение
негативным образом, не позволял своим товарищам сделать ни шага в
сторону.
Немцы гарантировали, что в поездке не будет технических перерывов
больше дня.
Всех, кто изъявил желание войти в вагон, пропустят в Германию, не
досматривая; на границе пассажиры обретают анонимность – но
через КПП проходят, разделившись на женщин и мужчин и демонстрируя
вместо паспорта бумажку с номером – «чтобы по дороге
кто-нибудь из нас не улетучился или, подменив русского большевика
немецкой барышней, не оставил в Германии зародыш революции», –
острит Радек, у которого как раз следовало бы проверить
паспорт – и снять его с пробега: он был австрийцем, то есть
пробирался в Россию «зайцем» (именно поэтому его иногда помещали в
багажное купе).
=============
Далее у Данилкина подробностей почти нет -- видимо считается, что они и так хорошо известны
Социалисты отправились в путешествие на обыкновенном швейцарском поезде -- по расписанию в 15:10 из Цюриха 9 апреля /1917/.
Далее - Шаффхаузен, досмотр на швейцарской таможне.
Потом, после пересечения границы, в Готтмадингене, Ленин и те, кто составил ему кампанию, отправляются в специальный вагон.
Платтен: "В Тайнгене происходил швейцарский таможенный досмотр, причем паспорта не проверялись. Ввиду того что взятые с нами съестные припасы — главным образом шоколад, сахар и пр. — превышали дозволенную властями норму, излишки были отобраны, а пострадавшим было предоставлено право переслать конфискованные съестные припасы родственникам и знакомым в Швейцарии.На вокзале в Готмадингене нас временно изолировали в зале III кл. Потом мы сели в пломбированный пассажирский вагон II–III класса. Дети и женщины заняли мягкие места, мужчины разместились в III классе".
Потом социалисты ночь простояли в Зингене - ждали нужного поезда.
Немцы не формировали для "ленинской группы" отдельный состав -- спеиальный вагон цепляли к попутным поездам).
Т.е. в первый день Ленин сотоварищи проехали 70 км
Второй день: через Штуттгарт, Маннгейм, Карлсруэ, Франкфурт - в Берлин.
Такое ощущение, что по кругу их возили).
Поезда в Германии /сейчас/ так не ходят /видимо, всё-таки не все хрестоматийные пункты точны)/
Автомобилем -- 1100 км
День и ночь простояли в Берлине, выехали в Зассниц, на паромную переправу.
От Берлина до Зассница 320 км.
Т.е. по территории Германии Ленин проделал не более 1500 км, 2 с хвостиком дня.
Из 7-ми
Платтен:
" Во Франкфурте разыгрался инцидент с Радеком, вызванный его «братанием с солдатами».
Я, сознаюсь, виноват в том, что допустил немецких солдат войти в вагон.
Три наших вагонных двери были запломбированы, четвертая, задняя вагонная дверь, открывалась свободно, так как мне и офицерам было предоставлено право выходить из вагона. Ближайшее к этой свободной двери купе было предоставлено двум сопровождавшим нас офицерам.
Проведенная мелом черта на полу коридора отделяла, без нейтральной зоны, территорию, занятую немцами, — с одной стороны, от русской территории — с другой.
Г-н фон Планиц строжайше соблюдал инструкции, преподанные ему г-ном Шюлером, атташе немецкого посольства, передавшим в Готмадингене нашу партию для дальнейшего следования обоим офицерам, эти инструкции требовали, чтобы экстерриториальность не была нарушена.
Предполагая, что в Франкфурте я не выйду из вагона, оба офицера покинули его.
Я последовал их примеру, так как условился встретиться на франкфуртском вокзале с одной своей знакомой.
Я купил в буфете пива, газет и попросил нескольких солдат за вознаграждение отнести пиво в вагон, предложив служащему, стоявшему у контроля, пропустить солдат.
Привожу здесь эти подробности только для объяснения инцидента.
Сильнейшим образом взволновала многих ехавших
следующая картина.
Франкфуртские рабочие и работницы спешили сесть в вагоны дачного
поезда.
Мимо нашего вагона проходил длинный ряд измученных, усталых людей с
потухшим взором, на их лицах не видно было ни малейшей улыбки.
Это траурное шествие, как молния, осветило нам положение в Германии
и пробудило в сердцах ехавших эмигрантов надежду на то, что уже
недалек тот час, когда народные массы в Германии восстанут против
господствующих классов.
И действительно, в ноябре 1918 года разразилась революция в Германии, — она пришла поздно, но все- таки пришла.
Я должен напомнить еще об одном обстоятельстве,
имевшем важное политическое значение.
Оно показывает самым очевидным образом, какого рода отношения
существовали между Генеральной комиссией немецких профессиональных
союзов и немецким правительством.
Из письма моего к д-ру Клёти от 8 апреля 1917 года
видно, что вопрос о «поездке Ленина» был решен немецким
правительством и высшим военным командованием не без ведома и, нет
сомнения, при поддержке Генеральной комиссии немецких
профессиональных союзов. В Штутгарте г-н Янсон сел в наш поезд и
просил через ротмистра фон Планица (наш проводник — офицер)
разрешения переговорить со мною.
Г-н Янсон заявил мне, что он по поручению Генеральной комиссии
немецких профессиональных союзов приветствует едущих эмигрантов и
желал бы лично переговорить с товарищами. Я был вынужден заявить
ему, что едущие эмигранты желают соблюсти экстерриториальность и
отказываются принять кого бы то ни было на немецкой территории.
Мое сообщение вызвало среди едущих взрыв веселья. После краткого совещания было решено не принимать г-на Янсона и не отвечать на его приветствие. Мне было предложено уклониться от назойливых попыток и в случае их повторения было решено ограждать себя силой.
...В отличие от Франкфурта изоляция перрона и охра
на вагона в Берлине, носили очень строгий характер. Мне тоже не
было разрешено без конвоя уходить с перрона.
Немцы опасались, что мы вступим в сношения с немецкими
единомышленниками.
...
В Заснице мы оставили немецкую территорию; перед
этим было проверено число едущих, сняты пломбы с багажного вагона,
и состоялась передача багажа. Пассажирский пароход «Треллеборг»
доставил нас в Швецию.
Море было неспокойно.
Из 32 путешественников не страдали от качки только 5 человек, в том
числе Ленин, Зиновьев и Радек; стоя возле главной мачты, они вели
горячий спор.
На берегу нас встретил Ганецкий и шведская депутация".
В Зассниц социалисты выгрузились из "пломбированого вагона", сели на шведский паром "Королева Виктория" [Платтен почему-то пишет о пароходе «Треллеборг»] и приплыли в Треллеборг....
Это уже совсем другая история -- на мой взгляд, более интересная часть началась позже -- в оставшиеся 4-ре дня путешествия).
/надеюсь позже изложу/
"Ленинский вагон" -- кстати, насколько я понимаю, нет единой версии, как он выглядел
Затем - "шведский стол" в Мальмё, ночь поездом до Стокгольма, день в Стоккольме, ночь поездом до Хапаранда, там на санях через пограничную реку в финский Торнио, там долгий-долгий досмотр и допрос, затем - поездом через Хельсинки до Петрограда. Приехали поздним вечером 16 (3) апреля.
http://www.bbc.com/russian/live/39518070
http://www.bbc.com/russian/features-39518073
https://www.google.ru/search?q=Dagens+Nyheter+lenin&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwj89Zv70r3VAhWCCBoKHVmDDS4Q_AUICygC&biw=1920&bih=901#imgrc=myWNXdyrlkJdkM:
https://yandex.ru/maps/?ll=8.235043%2C51.007189&z=7&mode=routes&rtext=47.377070%2C8.539556~47.695296%2C8.631588~47.734975%2C8.777151~48.767668%2C9.171916~49.010786%2C8.408644~49.680455%2C10.526234~52.516067%2C13.376975~54.515319%2C13.642355&rtt=auto
https://www.google.ru/maps/dir/%D0%A6%D1%8E%D1%80%D0%B8%D1%85,+%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%A8%D0%B0%D1%84%D1%84%D1%85%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BD/%D0%93%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BC%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BD/%D0%97%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BD,+%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%A8%D1%82%D1%83%D1%82%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%82,+%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%81%D1%80%D1%83%D1%8D,+%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%84%D1%83%D1%80%D1%82/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD,+%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%97%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%86,+%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B3,+%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F/@50.6635332,9.0716806,11.75z/data=!4m62!4m61!1m5!1m1!1s0x47900b9749bea219:0xe66e8df1e71fdc03!2m2!1d8.541694!2d47.3768866!1m5!1m1!1s0x47907f5e15b7650d:0xdfe3a298703e4be7!2m2!1d8.6380488!2d47.6958897!1m5!1m1!1s0x479a874f0c8c80bf:0x41f6bb7a5df99b0!2m2!1d8.7815316!2d47.7357318!1m5!1m1!1s0x479a7d33fa8afe9f:0xa3f9f94099cb2cef!2m2!1d8.8722387!2d47.7670971!1m5!1m1!1s0x4799db34c1ad8fd3:0x79d5c11c7791cfe4!2m2!1d9.1829321!2d48.7758459!1m5!1m1!1s0x47970648a2e07809:0xb6fc55734cb7ee7f!2m2!1d8.4036527!2d49.0068901!1m5!1m1!1s0x47bd096f477096c5:0x422435029b0c600!2m2!1d8.6821267!2d50.1109221!1m5!1m1!1s0x47a84e373f035901:0x42120465b5e3b70!2m2!1d13.404954!2d52.5200066!1m5!1m1!1s0x47ab387583d4c319:0x76056d8dd61ceb4c!2m2!1d13.6331916!2d54.5159131!1m5!1m1!1s0x4651651ba0ef9c7f:0x4559d16d41754fe4!2m2!1d13.1574231!2d55.3762427!3e0
http://www.vg.no/nyheter/meninger/arbeiderpartiet/einar-gerhardsens-ulykkelige-kjaerlighet/a/23944325/
http://liva.com.ua/leninskij-kostyum.html
http://kalendata.ru/1917/aprel/
http://maxpark.com/community/4109/content/5669577
|
</> |