Без названия
shaulreznik — 23.04.2019 Хватит о Зеленском, давайте поговорим о Фейглине. Ажиотаж вокруг партии «Зеут», адепты которой более чем полностью принадлежат к праворелигиозному сектору (все ссылки — в комментах), продемонстрировал специфику религиозного мышления. А именно — поиск легких решений, которые можно сформулировать одной фразой. С последующим разочарованием (у каждого правила есть исключения, мир сложен) и последующим же поиском новой, столь же лаконичной панацеи.Почему выходцы из местечек бежали в революцию? Максима «исполняй заповеди, изучай Тору, и всё будет хорошо» еще 2000 лет назад обросла сносками и комментариями. За проступок одного человека может пострадать целая община — см. историю с Аханом, взявшим от заклятого. О праведниках, которым плохо, и грешниках, которым хорошо, написаны фолианты: праведники получают награду не в нашем, а в загробном мире, а еще есть переселение душ, и страдающий праведник может оказаться грешником из прошлого поколения со вступившим в силу приговором. Наконец, неисповедимы пути Г-сподни и т. д. и т. п.
На фоне этой цветущей сложности появляется марксист, взбирается на холмик напротив бани и начинает вещать. Общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых, фабрикантов и рабоче-крестьян. Первые плохие, вторые хорошие. Если отобрать власть и ресурсы у плохих, передав хорошим, наступит рай на земле. Настрадавшийся ешиботник сбривает пейсы и бежит в комсомол. Через десяток лет выясняется, что тоталитарное государство «хороших» с плановой экономикой хуже авторитарного государства «плохих» с жаждой наживы.
Либертариантство — зеркальная версия марксизма. Государство плохое, граждане хорошие и замечательно самоорганизуются, вне связи с образовательным уровнем и ментальностью. Всё надо приватизировать и децентрализовать. Результат — рай на земле и душевное спокойствие. Отменим полномочия главного раввината — зауважают религию (в платформе «Зеут» это написано черным по белому), государство прекратит регистрировать браки — ЛГБТ-полемика прекратится. Вот и побежали выходцы из израильских местечек к Фейглину за свободой и счастьем.
Основная проблема теоретиков слева, как в 1917-м, и справа, как в 2019-м, заключается в нежелании воплощать философские изыскания в ограниченных рамках пилотных проектов, прежде чем ставить страну на кон. Еще неплохо было бы изучить исторический опыт: в США сегрегации давно уж нет, но желание взять реванш у экс-сегрегируемых лишь усиливается (см. «культурная апроприация», «привилегированные цисгендерные мужчины» и т. п.), людям свойственно уклоняться от любого налогообложения, а не только от прогрессивного, монополии и картели появляются при наисвободнейшей экономике.
Возвращаясь к постулатам иудаизма, «Ведь с юности побуждения человеческого сердца — зло» (Берешит 8:21) и «Сильнейший побеждает» (Талмуд, трактат Бава Батра 34б).
|
</> |