Без названия
christa_eselin — 09.08.2013 А вот ещё – про образ врага в массовой культуре. Вот вы, например, каких врагов любите?Лично я их не люблю. Хотя и признаю их безусловную необходимость внутри определённых жанров. Мне с ними скучно. Их однообразное острословие приедается ещё быстрее, чем их же показное бессердечие, а их маниакальное стремление посвятить жизнь тому, чтобы как можно лучше нагадить главному герою, вызывает сомнение в их психической адекватности. Особенно грустно, когда главный враг главного героя – мегазло, помешанное на идее мирового господства, уничтожения вселенной или ещё какой-нибудь скучище. Трудно вообразить себе что-нибудь более безликое, унылое и беспомощное. К тому же, оно заранее обречено на провал и потому в качестве соперника положительного героя выглядит куда как бледно: сидит где-нибудь в
Конечно, хорошо, когда враг – благородный. Когда автор не отказывает ему ни в мужестве, ни в достоинстве, ни в собственной правоте. В этом смысле очень показателен Акунин: только те детективы «фандоринского цикла» по-настоящему интересны, в которых по-настоящему интересный преступник. Но в какой-то момент это начинает размывать рамки жанра – враг оттесняет героя, заполняет собою всё пространство, и вот мы уже сидим по уши в его Непростом Внутреннем Мире, напрочь позабыв о том, что этот мир нам враждебен. И в итоге бедный Эраст Петрович остаётся без нашей поддержки. Мы не встаём рядом с ним спина к спине у мачты отбиваться от врага, а сидим в углу, грызём ногти и думаем: а стоит ли? Позиция как будто безопасная, но шаткая; отсюда уже пара шагов до печально знаменитой мантры: «силы ночи, силы дня – одинакова фигня». Не знаю, как вам, а мне она ещё в двенадцатом веке надоела.
В том же классическом СтарТреке тема врага решена очень занятно – его там вообще нет. Какие-нибудь клингоны или ромуланцы – не враги, а хулиганы с соседнего двора; им, конечно, можно и нужно навалять, как следует, чтобы девочек не обижали и не тырили яблоки по чужим садам, но принимать их за настоящих ВРАГОВ? Какие же они враги – это сейчас он враг, пока мы играем, а завтра мне у него алгебру списывать! И все неприятности, в которые герои регулярно влипают по ходу дела, чаще бывают спровоцированы их внутренними врагами, некстати вылезающими из подсознания. Что же до космических, вселенских противников, то это и не противники никакие, а либо местные мелкие божки, испытывающие на прочность лучшие качества наших героев, либо местные мелкие бесенята, которым просто хочется порезвиться. Они не враги, они просто другие, и к этому надо по возможности отнестись с пониманием. Это ничего, что пять минут назад вот эта фигня пытался взорвать нас к чертям собачьим – сейчас-то ей плохо, сейчас-то она в беде: значит, надо её вытаскивать… Ах, она нам только что угрожала? – подумаешь!.. когда это было-то? Она с тех пор успела исправиться!.. Боже, вот это совершенно неповторимое отношение к миру, как к хорошему, полному чудес и беспредельно разумному при всей его непредсказуемости месту! Здесь нет и не может быть врагов в настоящем смысле этого слова, они в этой атмосфере просто не заводятся, условия для них не те.
Но это – редкостный, можно сказать, уникальный для приключенческого жанра случай. Обычно же враг всё-таки есть; без него сюжет буксует и погружается в дремотную описательность. Так вот: каких врагов любите вы? Какими они должны быть, чтобы противостояние вам было интересно?
|
</> |