Без Клаузевица

Ув.

Думается, что отмеченная - действительно, интересная - метаморфоза военной мысли, отделение стратегии от политики, связана не с милитаризацией, а, наоборот, с "пасифизацией" советской идеологии. В послевоенном СССР, как минимум в СССР после Сталина, идея миролюбивой политики стала одним из ключевых идеологических построений (к огорчению Мао). Что любопытно - не испытывающий симпатий к СССР Мюллер уверенно пишет о том, что советское руководство не рассматривало войну как инструмент политики - что во многом и избавило нас всех от апокалиптического столкновения СССР и США. Вооружённые силы в новой системе координат были нужны для сдерживания или отражения агрессии. Это, конечно, тоже можно считать частью внешней политики - но, всё же, содержание в этой идее меняется.
И у меня, помимо этого короткого рассуждения, есть, как ни странно, пруф - отрывок из статьи В.И. Куроедова и М.С. Монакова "Флот великой державы стоит дорого, но ещё дороже его отсутствие" (Морской сборник, 2016, №12):
В начале 1971 г. Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков направил в Военное издательство рукопись книги «Военно-морские флоты как орудие политики». Рецензирование она не прошла и была возвращена автору. По мнению рецензентов, назначенных отделом административных органов ЦК КПСС и Генеральным штабом Вооруженных Сил СССР, его выводы «противоречили социалистической природе Советского государства, интернациональному характеру внешней политики КПСС и предназначению Вооруженных Сил СССР».
Таким вот образом. Если кто-то считает своим долгом стоять на страже мира, то прямое использование формулировок Клаузевица становится невозможным. И, хотя советская внешняя политика не была идеальной с точки зрения радикального пацифиста, лозунг "Миру - мир!", очевидно, играл свою роль.
|
</> |