Беспринципное
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Беспринципное Беспринципное](/images/main/besprincipnoe-9624fd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/mishemplushem/87972485/279820/279820_original.jpg)
Знакомая барышня сказала:
- Я никогда не буду делать татуировку!
Ну и на здоровье. Неизвестно, почему такой пафос, а впрочем, вполне
понятно: молодая очень, куда без деклараций. А она продолжает:
- Потому что их все делают!
Э, говорю, а тебе не кажется, что делать что-то потому, что это
все делают, и не делать чего-то потому, что это все
делают – это одно и то же?
Не, не понимает.
- Когда я не делаю того, что делают все, я свободна.
Опять же и ладно бы, барышня французская, liberté, все дела. Но
поскольку она себя позиционировала как аналитический ум, я все-таки
полез рассуждать.
- Сюзанн, вот смотри. В обоих случаях – делаешь ты татуировку или
не делаешь, основание у тебя одно и то же: потому что делают
все. Это и есть несвобода. Точно такая же зависимость от
других, вид сбоку.
- Нет! Это если бы я делала татуировку, я была бы зависима. А так я
независима.
Наш третий собеседник попытался на разные лады растолковать ей
логику рассуждения, но это оказалось безнадежным делом, и мы
оставили ее с полным сознанием ее правоты, независимости и свободы
от давления общественного мнения.
Но, конечно, и с моей стороны всё не так гладко, как мерещилось мне тогда, двадцать лет назад.
Прямое воздействие постороннего влияния на себя я признаю по
крайней мере в одном случае. Как-то раз – году в восемьдесят не
помню каком - мы с коллегой в перерыве между парами отправились в
столовую на соседней улице. По месту нашей работы фигурировало
исключительно заведение под названием «распред горячей пищи»,
которое нас давно перестало интриговать чем-либо помимо названия, а
в столовой сулили кашу пшенную, гречневую и еще какую-то. Итак, в
Распред не пошли, двинулись в Кашу. Там на прилавке лежали пласты
чего-то желтоватого, обозначенного как «запеканка».
- Скажите, - спросил я тетеньку за прилавком, - а запеканка
вкусная?
Понятия не имею, почему поставил вопрос таким образом и какого
ответа ожидал.
- Вкусная! – уверила буфетчица. – Вкусная-вкусная. Вкусная,
вкусная…
Взял запеканку, вкуса… не понял, жидковатое что-то, кисловатое,
слоистое… но съел. По уверению коллеги, вся Каша сбежалась смотреть
на это деяние; напоминаний о моей наивности и легковерии хватило на
все последующие месяцы совместной работы.
- Это как ты тогда… запеканку взял! «Вкусная? – Вкусная,
вкусная…»
Но то, конечно, влияние прямое, а косвенным все мы так или иначе подвержены, словом ли, жестом, стихотворной строчкой, цепочкой ассоциаций из детства, запахом, соединившимся с интонацией, да мало ли. Все мы судим на основе своего опыта, а уж из каких кирпичиков он складывается – Бог весть; другое дело – позиция, осознанная или не очень, непременно следовать или непременно не следовать («дадут разлинованный лист бумаги — пиши поперек», удобно тебе или нет) за пресловутыми «всеми».
Пару лет назад приключился еще один анекдот – я, как обычно,
пребывая в танке, вычитал у Кати shiro-kino.ru , что существует сериал
«Игра в кальмара», посмотрел его, из любопытства почитал идиотскую
прессу, и меня разобрало на длиннопост. Неожиданно со всех сторон
услышал, что я хайпожор. Ну и ладно, казалось бы, услышал и
услышал; печальная мораль в другом.
Я как-то… растерялся. И начал думать: вот, напишу о том, о сем… а вдруг оно опять в тренде? И окажется, что я опять… того… хайпоэтосамое. И даже «Слово пацана» не стал смотреть! Не ровен час, опять вдохновение припрет, а как же, все же пишут, не могу же я тоже туда же!
Стоп, стоп. Опомнился все-таки. Допустим, тренд не должен мне диктовать что писать, ладно, пусть. Но с какой стати он начнет мне диктовать, чего не писать? Это вообще что за ком с горы? Как-то глупо выходит постоянно себя спрашивать: а почему это я не. Потому что все? Потому что все тоже не? К лешему такую запеканку.
Фигня всё это. Ты царь, живи один, дорогою свободной и далее по тексту.
Но тут свои ловушки! Сразу же подсовывается: плыть надо не по течению, не против течения, а в нужном тебе направлении. Снова принцип, да еще в столь нелюбимой мною афористической форме, и опять основание для самодовольства.
А... не много ли чести течениям? Ах, он в тренде, а я принципиально нет! ах, а я – вот буквально парой абзацев выше – приосаниваюсь тем, что тренды не рассматриваю ни в ту, ни в другую сторону, и всё это тот же вид сбоку, сверху и наискосок. Как-то хотелось бы ни то, ни другое, ни третье не превращать в фетиш, не делать ничего «из принципа»; впрочем, и этот принцип тоже ложен и тоже хорошо бы не дать ему морфировать в фетиш. Но это, в свою очередь, уже хлопок одной руки, не думай об обезьяне и пелевинство с пустотой.
Да хоть по течению! Хоть против течения! Хоть исступленно грести в своем направлении, хоть полеживать на надувном матрасе: ни следование, ни не следование тренду не делает свободомыслящим, а делает таковым только навык мышления, для которого вся эта карусель трендов-антитрендов есть нечто внешнее и сущностно безразличное.
И то хорошо, и это хорошо, и хайпануть под настроение, и самому поржать над этим, и не лепить из себя судию, потому что по сравнению со сложностью человека все эти игрушки – забавная мура. Даже по сравнению со сложностью хайпогенных идей они суть мура, не заслуживающая рассмотрения. Вот сами идеи, убеждения, понятия и концепции – да, заслуживают и подлежат: и рассмотрению, и сомнению, и критике, и иерархизированию; а их внешние прибамбасы – нет, в силу своей ерундовости, а человек, их носитель – тоже нет, уж как-никак не по этим основаниям: в силу своей неисчерпаемости.
Сегодня я приветствую какую-то (возможно, ложную) мудрость (возможно, старость) – поэтому мне милы и те, кто празднует день св.Валентина по той причине, что празднуют все, и те, кто не празднует по той причине, что празднуют все, и кто празднует по глубокому убеждению, и кто не празднует по глубокому убеждению, и кто празднует просто так, и кто не празднует просто так, и те, кто думать о нем забыл.
И даже французская барышня была не так уж неправа: вот такое в тот момент было потребно ей направление движения, в таком выборе и заключалась ее какая-никакая свобода.
***