Судьба полимеров (на примере "Триггера")

топ 100 блогов mishemplushem10.02.2024

- Что ты несешь?
- Очень хорошо, что вы спросили. Мой любимый вопрос. Добро и свет я несу
. («Триггер»)

Судьба полимеров (на примере Триггера)

Скоро покажут следующий сезон, и могу с уверенностью предсказать, что в нем окончательно загубят такой мощный потенциал.

«Триггер» - практически идеальное развлекательное кино. Что это значит, определяется главным образом апофатически: не аморальное, не пошлое, не омерзительное, не идиотское, не скучное, не проповедующее рядоположенность ценностей. Совсем хорошо, когда оно несет «добро и свет», но «Триггер» его нес, нес, да недонес. Он мог бы стать существенно большим, чем коммерческий кинчик хорошего качества; к сожалению, его создатели пошли по обманчиво легкому и, главное, модному пути, по которому весело скачут в последнее время все. И если на «всех» наплевать, то «Триггер» имел уникальную для нашего новейшего кино возможность создать народную историю с персонажем мифологического уровня. Ща разовью оба тезиса.

Что в нем хорошо – то хорошо. Мизансцены отработаны, как конфетки.

Клиентку задержали, герой сидит с ней в полиции и продолжает проталкивать свои мысли по поводу ее ситуации:
- …Самое лучшее, что вы можете сделать – это его отпустить.
И тут в кадр суется рука полицейского с ее паспортом:
- Вы можете быть свободны!

Каждая сцена – продумана, решена, поставлена, работает. Я смотреть-то начинал с большим предубеждением, знаю я (казалось мне) эти наши сериалы, там ужасающий текст декламируют с выражением. С первых же кадров меня очаровала рожа Матвеева, который в первом сезоне выглядит реинкарнацией Приемыхова, но все равно поначалу мерещилось, что будет фигня, первый сюжетец так себе… и тут возникла основная тема.

- Спокойно дышим! Я в кружок ходил!!

Это Матвей (В.Тирон), юноша бестолковый и нелепый, пытается примазаться к потрясшему его воображение Стрелецкому, оказывает первую помощь пострадавшему. Всё, с этого «кружка» фильм купил меня с потрохами. Тема - формирование ка-тета (термин кинговский), каррасса (воннегутовский): группа людей, которая больше, чем группа. Не приятели, не коллеги, больше, чем единомышленники - ка-тет. Блестящий лидер Артем Стрелецкий, верный падаван Матвей и настоящий друг Дэн.

Особенно я рад, что за два сезона они убереглись от дешевого искушения остроты ради вывернуть дружбу наизнанку и сделать Дэна негодяем, все-таки здоровое начало возобладало. Ка-тет нерушим, это важно, это верная нота. Вообще кроме одной фальшивой (увы, ставшей лейтмотивом; об этом ниже) – все ноты здесь верные, с торжеством иронии и здравого смысла над околопсихологическими штампами.

- Пойду еще брату наваляю!
-  Не, вот это не стоит.
- Что, надо учиться прощению?
- Нет, если он слесарь в автосервисе, то скорее он тебе наваляет.

Очередной клиент находит свою настоящую любовь – ах! щаз начнется пафос а ля Голливуд… дудки! «Настоящая» - это значит, что они вместе смеются. Из-за носочков!
- А чего мы ржем? Где романтика?
- А и черт с ней.

Гениальность Стрелецкого постулируется (как и вечная дружба с Дэном или вечная верность Матвея), мы не очень понимаем, и, в общем, слабо верим, как оно всё работает, да и черт с ним, главное здесь – ка-тет, шустро раскидывающий веселый или драматичный винегрет житейских ситуаций. Всё остальное – это симпатичные картинки, именно поэтому они так внезапно трогают, когда ненадолго оживают, словно герои мультфильма, от которого не ждешь особой реалистичности. Конечно, не хлеб насущный, но пользой полноценного доброкачественного развлечения лично я пренебрегать не стал бы.

Здесь не бывает никаких убийственно сурьезных щей, - а юмор тут всегда смешной, потому что рождается из формально драматической ситуации, -  всё по верхам, всё иллюстративно и не шибко достоверно. Такие небольшие сказки, которые требуют от благодарного зрителя существенного навыка suspension of disbelief: в коньке-горбунке тоже герой вряд ли бы вышел живым из котла. Ложь, да в ней намек.

Это, разумеется, этюды ни по какой не психологии, а так - на тему категорий человеческой жизни: диалектика цели и средств;  насколько неустойчив храм пресловутых границ, почерпнутых в основном из внешних источников; в чем внутренняя сила человека и как он разбазаривает свою жизнь, вот это вот всё. И драматургия присутствует, и текст хорош, и снято пристойно, и герой не сыплет нам на голову расхожие пошлости, не громоздится на трибуну в белой мантии, а условностями пренебрегает что твой патер Браун. И сверкающих доспехов с карающим мечом у него нет, сам в морду получает бесперечь, и предупреждают его, к нашему вящему умилению, чтобы он постарался встретить нового клиента – очень серьезного человека – «не голым, не в крови и не из канавы».

Судьба полимеров (на примере Триггера)

Нет смысла слушать, что герой сам о себе говорит, я-де человек циничный, людей не люблю, - фигня, интересничает. Вы на рожу-то его посмотрите, когда пациент приходит в норму. Хотя бы в эпизоде про подростка (якобы эпилептика) или про мужика с железной дорогой. Не, он именно добрый человек, исполненный сострадания - абсолютно положительный герой с потенциалом поистине мифологическим, чему аналогов в современном кинематографе я и не припомню. Он мог бы стать всеобщим любимцем, и сагу о нем можно было бы творить вечно, сезон за сезоном. И на цитаты растащить, и анекдоты рассказывать.

И вот этот ценнейший полимер – возможность пополнить плеяду народных персонажей – оказался безнадежно продут еще на уровне замысла.

В современном искусстве наблюдаю тенденцию: не доверять собственно сюжету и мощи персонажа как такового. Непременно его чем-то подпереть, причем этаким, страшненьким-гаденьким, чтобы стало не столько интересно чего дальше будет, сколько любопытненько чего еще этакого покажут. Давеча смотрел детективный сериалец (@shiro-kino.ru авось придет в комменты, скажет, как он называется), там сюжет-то неплох, и много всяких любопытных штук, и тема поднимается вполне самодостаточная – кража детей с последующей продажей – но его за каким-то хреном проложили лютой галиматьей из детства следовательши и ее душестраданиями по этому поводу, что, собственно, и стало главной линией, архипошлейшей. Или достопамятные Incendies Вильнева – сначала вроде про гражданскую войну и судьбы детей, а под конец возьми и выяснись, что не про это вовсе, а про адскую пошлятину, зато ужос-ужос-УЖОС и зашквар, сладкое любопытство омерзения.

Ну вот и с «Триггером» такая же незадачка. Если в первом сезоне я еще мог абстрагироваться от дичи с женой, папой и инфернальными девицами, выносить ее за пределы восприятия и наслаждаться самим кином, то второй совсем скис, причем не только содержательно, когда кринжовая линия превратилась в основную тему, но и формально. Стало больше трррагеди и больше фарса, потерялась мера, категория, которая не имеет никакого отношения к унылой умеренности, но является границей - для каждого случая определяемой отдельно, -  при переходе которой утрачивается сама сущность. Косяком пошли какие-то многозначительные проходы под музыку, панорамы, долгие крупные планы и, о ужас, рапид, корона кинематографической беспомощности.  А сам герой из загадочного и блистательного парадоксалиста превратился в обычного нытика.

В «Шерлоке», который с Камбербетчем, приключилось похожее: вместе с недоговоренностью изъяли суть, всей этой бодягой про сложные взаимоотношения с братом, родителями и, хуже того, сестрицей уничтожили мифологического героя. Самое мутное, что есть в ранней фандориане (о поздней промолчу) - это мелодрама с оторванными руками, незнаемыми сыновьями и роковыми дамами из ниндзей: понятно, что автор хотел обстебать охватить всевозможную литературу, но любили его персонажа не за это.

Тайная интимная жизнь Мэри Поппинс, понимаете ли. Подростковые травмы Остапа Бендера, семейные дрязги капитана Блада, фрейдистские комплексы капитана Жеглова, взаимоотношения Йозефа Швейка с матерью-абьюзершей. Дешево и скучно. Про Иванушку-дурачка только и известно, что он младший сын и дурак; недоговоренность, таинственность персонажа и возможность самостоятельного домысливания – главный залог его ухода в народ. А этим кретинским завихрением (дальше – больше!) создатели «Триггера» завинтили себя в такую трубу, по которой можно двигаться только дальше вниз, дно за дном, дно за дном.

Дарю идею: вот выпустят то, что там сейчас наваяли, а потом пусть берут ножницы и режут, уложив весь «Триггер» в один сезон. Напрочь вышвырнув всю дешевку, сиречь личную линию Стрелецкого. Это непростая задача, но при вменяемой сценарной и монтажной работе вполне осуществимая. А дальше можно продолжать хоть до бесконечности: от эпизода к эпизоду, от клиента к клиенту, от одной жизненнй ситуации к другой. Будем иметь непозорное развлекалово со множеством неглубоких, но симпатичных смыслов, с неординарным героем, с неограниченной возможностью нести «добро и свет», которые что-то мало кто несет.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
03.02.2024 Слово...
Архив записей в блогах:
поздравляю чешскую марку Škoda с просиром юбилейного сотого ралли Монте-Карло, проходящего в рамках IRC Финальные результаты: 1. Брайан Буффье ("Пежо") – 3:32:55.7 2. Фредди Лойкс ("Шкода") + 32.5 3. Гай Уилкс ("Пежо") + 1:19.7 4. Стефан Сарразен ("Пежо") + 1:21.9 5. Франсуа ...
Чем меньше остается очевидцев, тем больше начинают говорить о том или ином событии. Великая Отечественная война -не исключение. Со стороны, через десятки лет, из другой эпохи ведь гораздо проще воспринимать сухие факты, не учитывать обстоятельств. Цифры погибших под Москвой и ...
Нарвался я тут на просторах ЖЖ на статейку пользователя ...
3 марта 2024 года vs 3 декабря 2023 года Вчера температура скакнула с +5 утром до -5 вечером. Нам, канешна, предсказывали "мокрый снег", но вряд ли кто-то ожидал, что его столько навалит о_О Многие и я тоже, обычно переобуваюсь на майские, но зимняя расслоилась уже ...
Область от слова «обло», что значит «кругло»! Значит, вокруг крупных городов. А еще ассоциация у меня с глубинкой – там много рек. А до недавнего времени транспортировка тяжелых грузов была возможна только по воде. Африке и Австралии с реками не повезло. Так что Европа построила ...