Беспилотные системы белорусского предприятия UAVHeli
bmpd — 08.12.2024
Денис Федутинов, российский эксперт в области беспилотной
авиации, посетил белорусское предприятие UAVHeli (КБ «Беспилотные
вертолеты»). На открытой в 2024 года в Минске новой
конструкторско-производственной площадке были показаны известные
системы, созданные в КБ, включавшие беспилотные системы самолетного
и вертолетного типа, в том числе одна из наиболее новых разработок
- разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат Hunter.
Денис Федутинов любезно предоставил нашему блогу фотоотчет о
пребывании в компании UAVHeli.
Беспилотные летательные аппараты вертолетного типа Hunter в
цеху белорусского предприятия UAVHeli (КБ «Беспилотные
вертолеты») в Минске. Комплекс на основе БЛА Hunter
предназначен для решения задач военного и специального назначения,
включая разведку, наблюдение, доставку грузов, а также ударные
задачи. БЛА Hunter выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом.
Диаметр несущего винта – около 7,6 м. Продолжительность полёта
составляет 9 ч при максимальной скорости 180 км/ч. Максимальная
взлётная масса - 750 кг, из которых 200 может составлять полезная
нагрузка. Hunter оснащен и оптико-электронной системой наблюдения,
системой вооружения и бортовым комплексом обороны (БКО). БКО
включает станцию предупреждения об облучении и автомат выброса
помех. © Денис Федутинов
БЛА самолетного типа INDELA-6M. Комплекс предназначен для
мониторинга территорий и объектов, пожарной обстановки, линий
электропередач, ведения поисковых работ и т.д. БЛА с максимальной
взлетной массой порядка 35 кг построен по нормальной
аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом размахом около
6 м и Т-образным хвостовым оперением. В качестве силовой установки
использован расположенный в носовой части двухтактный
двухцилиндровый оппозитный двигатель внутреннего сгорания,
вращающий тянущий винт. © Денис Федутинов
БЛА вертолетного типа H.U.SKY (на переднем плане) и «Сталкер»
(на заднем плане) реализованы по одновинтовой схеме с рулевым
винтом. В первом из них, который предназначен для решения задач
воздушной разведки и наблюдения, использованы технологии снижения
заметности. Второй БЛА представляет собой модификацию аппарата
I.N.SKY (см. ниже). Для решения специфических задач он оснащен
аппаратурой радиолокационного мониторинга ATOMTEX. © Денис
Федутинов
I.N.SKY - беспилотный летательный аппарат вертолетного типа,
среднего радиуса действия, массой до 140 кг. В качестве силовой
установки использован четырехтактный роторно-поршневой двигатель.
Комплекс на основе БЛА I.N.SKY позволяет осуществлять поиск и
обнаружение объектов с определением точных географических
координат, выполнять распознавание и автосопровождение движущихся
объектов, осуществлять доставку грузов и сброс полезной нагрузки.
Для этого на его борту может быть размещена полезная нагрузка
массой до 25 кг. © Денис Федутинов
Беспилотный разведывательно-ударный вертолет SKY BUR,
созданный на базе версии I.N.SKY. Он получил несущий винт
увеличенного по сравнению с моделью I.N.SKY диаметра. Максимальная
взлетная масса возросла со 140 до 150 кг. БЛА способен выполнять
полеты продолжительностью от 3 до 5 ч. Он может использоваться для
огневой поддержки операций спецподразделений и регулярных войск.
Аппаратура разведки и наблюдения БЛА включает многоканальную
гиростабилизированную систему OGD‑20HIR. Вооружение состоит из двух
реактивных огнеметов «Шмель-М», либо двух малогабаритных
гранатометов «Бур». © Денис Федутинов
Сборка беспилотного вертолета Hunter в одном из цехов компании
UAVHeli. © Денис Федутинов
Размещенные под носовой частью БЛА Hunter многоканальная
гиростабилизированная система наблюдения компании «Пеленг», в
корпусе которой интегрированы несколько элементов, включая
тепловизионный модуль, HD-модуль видимого диапазона, лазерный
дальномер, а также расположенная ниже стабилизированная турель с
7,62-мм пулемётом «Калашникова» танковой модификации с
боекомплектом в 550 патронов. Также в комплекс вооружения входят
две пусковые установки УБ-4 для четырех неуправляемых авиационных
ракет С-5 калибра 57 мм каждая. Кроме того, под фюзеляжем может
быть установлена кассета БК-2,5-16 с 16 авиационными
противотанковыми боеприпасами. © Денис Федутинов
Транспортируемое средство наземного обеспечения (ТСНО). ©
Денис Федутинов

Внутренние отсеки транспортируемого средства наземного
обеспечения. Отсек слева - аэродромный источник электроэнергии с
бензиновым электрогенератором. Отсек справа – топливозаправочная
станция на 800 л топлива. © Денис Федутинов
Отсек «Передвижная мастерская» машины транспортируемого
средства наземного обеспечения. © Денис Федутинов

Наземная станция управления (НСУ) беспилотного комплекса Hunter.
В типовой конфигурации изготавливается в контейнерном исполнении.
Время развертывания НСУ составляет 10 минут. Конструкция позволяет
легко перегружать и транспортировать контейнер. Вытяжка и приток
воздуха внутрь контейнера регулируются автоматической
фильтровентиляционной системой ФВУА-100, что позволяет обеспечить
защиту расчета управления БЛА от химического и радиационного
заражения на срок до 5 ч. © Денис Федутинов
НСУ оборудована телескопической мачтой системы ориентации антенн
АТА-2400, автоматическим подъемным механизмом метеостанции и двух
антенн системы связи. Максимальная дальность канала передачи данных
для обмена с БЛА составляет 150 км. © Денис Федутинов

Рабочие места операторов БЛА комплекса Hunter. В НСУ
имеется 4 автоматизированных рабочих места операторов. Логика и
алгоритмы поведения, которыми пользуется БЛА, зависят от выбранного
режима работы. © Денис Федутинов
Внутри наземной станции управления комплекса БЛА Hunter.
Автоматизированное рабочее место оператора полезной нагрузки БЛА.
Помимо собственных режимов управления полезной нагрузкой, включая
видеонаблюдение, запись и видеозахват, имеется также доступ к
необходимой информации о полете БЛА: планировании полетного
задания, текущих статусах и т.д. © Денис Федутинов
Барражирующий боеприпас «Аскалон» предназначен для
поражения ЗРК, РСЗО и артиллерийских систем на огневых позициях,
комплексов разведки и РЭБ противника, колонн легкобронированной и
автомобильной техники, живой силы и техники противника. БЛА
построен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным
крылом и V-образным хвостовым оперением, оснащен турбореактивным
двигателем, который позволяет развивать скорость до 700 км/ч.
Практическая дальность полета составляет 310 км, максимальная
продолжительность полета - 60 минут, управление полетом
автоматическое (по координатам), боевая часть –
осколочная-фугасная, массой 10 кг. © Денис Федутинов
Барражирующий боеприпас «Миротворец» самолетного типа создан по
двухбалочной схеме. Максимальная взлетная масса аппарата составляет
46 кг, размах крыла — 2,6 м. Двигатель «Миротворца», как и у
«Аскалона», турбореактивный. Он обеспечивает максимальную скорость
в 450 км/ч. Максимальная продолжительность полета достигает 45 мин.
В качестве ударной нагрузки аппарат снаряжается осколочно-фугасной
боевой частью массой 10 кг (масса взрывчатого вещества — 7 кг).
Комплекс оснащен средствами связи с дальностью действия до 100 км.
© Денис Федутинов
Транспортный модуль Т3М6. Модуль, выполненный на платформе
автомобиля ГАЗ-С42А43-103В, предназначен для перевозки снаряженных
и готовых к боевому применению барражирующих боеприпасов типов
«Аскалон» и «Миротворец», транспортировки буксируемой пусковой
установки и личного состава расчета комплекса. Количество
перевозимых БЛА – 6 штук. Время развертывания – 5 мин. © Денис
Федутинов
Барражирующий боеприпас «Миротворец» на пусковой установке.
Установка предназначена для запуска БЛА самолетного типа. Принцип
действия – пневматический. Время развертывания – не более 15 мин. ©
Денис Федутинов
Испытательный стенд двигателей БЛА. © Денис Федутинов
В одном из опенспейсов конструкторского бюро компании UAVHeli. ©
Денис Федутинов