Бесы Богомолова

«БЕСЫ ДОСТОЕВСКОГО», К.Богомолов, ТЕАТР НА БРОННОЙ, Москва, 2020г. (4)
Посмотрел в кинотеатре с прицелом потом и в театр сходить (на другой состав), но необходимость в повторном просмотре отпала.
Это сильно облегченная версия «Бесов». Однако смотрится она тяжело.
В спектакле слишком много текста (Достоевский смонтированный и дописанный Богомоловым выглядит как Богомолов). Вечные вопросы Достоевского переведены в современный теле-гламурный luxury-формат, достаточно сказать, что исповедь Ставрогина перенесена в передачу Малахова. К Малахову подверстаны Дождь, Цой, Сурков, Пугачева, Бояков и хруст французской булки.
Бесы Богомолова меленькие, пошленькие, гламурные. Для борьбы с такими демонами нет никакой необходимости привлекать богиню Кали, достаточно просто выключить телевизор.
В спектакле слишком много Верховенского, он говорит и свой текст и текст Ивана Карамазова и Мармеладова, и за Тихона тоже он. И богоискательством занимается, и черносотенцами руководит, и с Сурковым беседует, и передачу «Пусть говорят» ведет.
В спектакле слишком много Игоря Миркурбанова, который играет эту роль, очень напрягается, но свести образ воедино не может . А по итогу получается, что на сцене/на экране мы видим Миркурбанова, а не Верховенского.
Александра Ребенок играет роль Ставрогина, сменившего пол. И ее тоже слишком много. Было бы хорошо как шарж в одном эпизоде (пародия и на себя и на Ренату и на Ксению), а когда растянуто на три часа выглядит однообразно. Да еще в антракте она отвечает на умные вопросы ведущего (Епишева) и в той же манере рассказывает о непреходящем значении романа и бесах в каждом из нас.
Небогомоловские актеры – Вера Майорова в роли Хромоножки и Владимир Храбров в роли Шатова выглядят инородно и чувствуют себя неловко.
В спектакле слишком много сверх-крупных планов, сьемок на камеру с проекцией на декорацию. Повторение этого приема утомляет.
Понравился только Кириллов-Куличков (единственная цельная богомоловская роль, парадоксальная, как в его лучших спектаклях). Неожиданно здоровый и живой герой среди глумливых пародий на героев Достоевского (поющая Хромоножка, киллер Алеша Карамазов и т.п. в ряд к князю Тьмышкину и Смердякову-Зосиме).
И финальный хэппи-энд понравился. В версии Богомолова Кириллов обманул таки Верховенского, обещал, да не застрелился. И записку написал под диктовку и револьвер взял, но в последний момент убежал бухать с подружками (и действительно, ну ее эту философию, когда так упоительны в России вечера и гимназистки румяные).
Вот на такой ерунде и спотыкаются планы умников по управлению социумом (план Верховенского, план Даллеса и т.п.)
|
</> |