Besançon
green-fr — 25.03.2024 Надо городом Вобановская крепость. На фотографии статуя самого Вобана, он стоит на карте Франции, где помечены все остальные его крепости. Обожаю этого персонажа. Смотрел когда-то про него документалку, как он, покатавшись по стране, понял не только, где надо строить крепости, но и что народ во Франции голодает. Задумался о том, как их всех прокормить, заинтересовался разведением свиней, закончил работами с числами Фибоначчи.В крепости в частности зоопарк, повсюду бараны, кенгуру, страусы. Во рву загорают бабуины — сюр какой-то.
Есть и музей, конечно же. На фотографиях ниже — походная кухня. Рядом висит «инструкция»: кольцо сверху — это понятно, чтобы подвесить. Цепь снизу призвана каким-то образом исключить качание кухни на ходу, чтобы не проливалось. Две круглые штучки (есть ещё третья с обратной стороны) — это дверки отделений для еды. Температура поддерживается за счёт кипятка, который можно заливать через горлышко — нужно снять кухню, открутить вон то кольцо, под ним горлышко. Под дверцами «улыбка», это для того, чтобы можно было поставить всю конструкцию на огонь и либо разогреть, либо даже сварить себе что-то. В момент перевозки в этом отделении хранили хлеб и приборы. Если присмотреться, там ещё герб Франции и герб маркиза Вобана — то есть нет, это всё же не совсем стандартный солдатский паёк.
Не совсем по теме, но тоже, наверное, музейный экспонат. Я таких уже не застал, при мне автоматы были только по карточкам. Не банковским (такие были только в аэропорту, и звонки оттуда стоили как паровоз), а специальным телефонным. Во Франции это отдельная тема для коллекционеров, как спичечные этикетки в СССР.
В одном из закутков крепости выставка чугунных плит для камина. Среди них висят таблички с описанием изображённого на плитах. Обратите внимание на то, что на табличке с описанием есть схема развешивания, на которой есть и сама табличка. Справа — плита с изображением Людовика XVII, умершего в 10-летнем возрасте — мне кажется, я не видел ни одного его портрета.
В итальянском ресторане в меню внизу напечатан словарик сложных слов с переводами на французский: spianata, taleggio, provolone и pecorino — из них 3 сыра, одна колбаса.
Местные активисты наклеили на витрину огромный (метр на метр) плакат «Оставлять подсветку витрин во время энергетического кризиса — это абсурд». Судя по всему, они озаботились и тем, чтобы плакат было сложно снять (какой-то особенный, провандальный клей, у нас в резиденции пара инцидентов было, когда кто-то аналогично что-то там наклеил на лобовое стекло плохо припаркованной машины). Интересно, какое количество энергии нужно было для производства этого плаката? А на его снятие?
Художественный музей. Целая витрина из коллекции маркиза Кампана — когда её выставляли в Лувре, писали, что огромное количество экспонатов находится в маленьких музеях Франции.
Обожаю истории, по которым становится понятно, что у всех этих экспонатов была до музея какая-то своя жизнь. Вот это бронзовая статуэтка XIV века, изначально была рукомойником. Заливаешь через голову жидкость, выливаешь через отверстие в голове коня. В какой-то момент дырку в голове переосмыслили и сделали из коня единорога. А в момент уже достаточно современной реставрации внутри коня нашли колоду игральных карт наполеоновского офицера.
Mauro Cordo, «Реликварий». Я вижу тут только одну линию — наркотики. Кураторы говорят, что шприц может отсылать и к болезни. Да и с наркотиками они обозначают как минимум 3 дополнительные линии: религия — опиум для народа, современные наркоманы как мученики современного общества и (самое трогательное, бррр...) реликварий как память о любимом человеке.
«La Chasse à la chouette». Вот, наверное, подходящий сюжет для изо-хулиганства в Гамельне :-) Кураторы пытаются вообразить смысл этой картины (обратите внимание на сатира, который держит девушку из центра кадра на верёвочке), но у них выходит только заметить, что по-итальянски civetta — это одновременно и сова (chouette из названия картины) и развратная женщина. Это, конечно, очень помогает понять смысл происходящего.
Benjamin Desoche, мозаичные репродукции покадрового анализа (à la Muybridge) сальто. Это просто красиво, такая смесь откровенно современного искусства со стим-панком первых фотографий и чуть ли не античной мозаикой.
Кошачье кафе. Я был уверен, что это чисто российское/украинское развлечение. С совершенно непонятным знаком о том, что в кафе можно прийти и не пить там ничего, но это будет стоить 4€ — всё хорошо, но при чём тут мельница?
Видели памятные знаки «В этом доме родился Виктор Гюго», «В этом доме родились братья Люмьер».
А в булочной — табличку, позволяющую визуализировать разную толщину нарезки хлеба.
Ну а вся эта поездка затевалась исключительно ради вот этого кадра. Натан был с Юриком на лыжах, они с Леркой катались две недели, Галка с Ваней приезжали только на вторую — мы подсунули нашего мальчика на первую неделю, и в момент «пересменки» надо было его оттуда как-то забрать. Встреча на заправке :-)
|
</> |