Бес смерти


Как так получилось, что в нашей высокодуховной стране, подарившей миру великое искусство и литературу, мы совсем перестали уважать смерть? Как так вышло, что к смерти мы относимся просто как к еще одному событию жизни? Ощущение такое, что бес смерти победил ангела смерти и начал нас кружить.
И кружит по хорошо известному кругу: любопытство, пиар, ерничество... Что женитьба звезды, что развод, что смерть - повод для любопытства, пиара и ерничества. И более ни для чего".
Так начинается статья Андрея Максимова"Бес смерти"
"Умерла эстрадная певица. В сорок лет. Умерла от страшной болезни, которую не смогла победить. У нее остался двухлетний ребенок, он пока не понимает, что мамы нет.
Смерть - повод для любопытства, или для того, чтобы задуматься о самом себе, о своей жизни? Смерть - повод для того, чтобы писать хамство об умершей, обсуждать, хороша она была или плоха, или для того, чтобы остановиться, может быть, поплакать и поставить свечу в храме?
Уважение к частной жизни? Уважение к смертельной болезни? Уважение к себе самому, наконец, которому не хочется на все это смотреть, потому что это все равно что подглядывать в замочную скважину? Какое уважение? О чем вы, морализатор? Нам ведь любопытно.
Бывает, хочется выйти на площадь и крикнуть. Просто крикнуть. Потому что нет больше сил.
Мы не учим своих детей человеческому отношению к смерти. А они видят все наши "пляски на чужих костях". И учатся равнодушию. А равнодушие к умершим - это всегда равнодушие и к живым тоже. По-другому не бывает.
Мы успокаиваем себя тем, что умершая была эстрадной звездой, а в эстрадном мире, мол, свои порядки, сами знаете.
Но перед лицом смерти нет эстрадных и вообще никаких звезд. Есть только люди. И все. Не умеющие уважать чужую смерть не уважают свою жизнь. Не уважают себя. Летят, незагруженные, влекомые ветром любопытства.
...Бывает просто хочется выйти на площадь и крикнуть. Зачем? Ведь ничего от твоего крика не изменится. А затем хотя бы, чтобы другие люди, которые тоже испытывают ту же потребность кричать по тому же поводу, понимали, что они не одни".
|
</> |