Берестяная память Руси

топ 100 блогов von_hoffmann26.07.2022
Берестяная память Руси


26 июля 1951 года в Великом Новгороде археологическая экспедиция под руководством выдающегося историка Артемия Владимировича Арциховского обнаружила берестяную грамоту, которая первой была введена в научный оборот.

Надо сказать, что о письменах на бересте было известно и ранее из древнерусских документов и житий святых. Кроме того, еще в XIX веке археолог-любитель Василий Степанович Передольский (1834-1907) собрал коллекцию берестяных грамот, которую разместил в музее, открытом на свои собственные средства. Грамоты он скупал у крестьян и мещан, а также находил и сам, проводя раскопки.

Открытие Передольского было встречено равнодушно и скептически, — сказались прозападные настроения ученого сообщества, да и веры исследователю-дилетанту особой не было.

Судьба коллекции оказалась трагичной. Музей советская власть экспроприировала, а берестяные грамоты сочли не имеющими научной ценности. Берестяные грамоты Передольского были утрачены полностью, предположительно в годы Великой Отечественной войны, так как вывозить и сохранять их никто не собирался.

Судьба открытия экспедиции Арциховского имела совершенно другой характер. С 1951 года начался комплексный поиск берестяных грамот, содержащих самые разнообразные тексты: письма, расписки, требования об уплате долгов, хозяйственные отчеты, обращения в суд, школьные каракули и т. д.

Оказалось, что грамотных людей в Великом Новгороде и его владениях было много. Умением писать владели и женщины, а дети учились в школах, причем, когда им казались занятия или домашние уроки скучными, то они рисовали фигурки человечков. Больше всего прославился мальчик Онфим, его черновички археологи нашли раньше других.

Онфим любил фантазировать и представлял себя в качестве героя на коне, поражающего врага. То есть занимался всем тем же, что любят делать дети во все времена и эпохи.

Большинство грамот ученые обнаружили в Великом Новгороде. Этому способствовали и климат, и структура почв этого района.

Любопытно, что бытовые тексты напрочь развеяли миф о поголовной неграмотности русских в средние века. Все-таки известным летописанием занимались в монастырях, а это позволяло говорить о значительном ограничении круга образованного слоя на Руси.
(При этом никто не задумывался, что при тех же самых монастырях традиционно были школы для детей представителей всех сословий. Иногда в советской литературе гневно упоминали, что в средневековых школах пороли детей. При этом совершенно непонятно, что если пороли в школах — почему параллельно утверждалось, что школ не было? - ред.)

Однако грамотки породили другой миф – грамотность распространялась только на территории Новгородской республики (благодаря влиянию запада), а в иных местах, где была сильна княжеская власть она имела очень низкий уровень. Одним словом, вывод делался простой: республика – это прогресс, единовластие – тормоз его. (А русские всегда были дикарями - ред.).

Но все гипотезы подобного рода явно имели чисто идеологический характер. После Великого Новгорода берестяные грамоты обнаружили и в других городах Руси: Рязани, Переславле-Рязанском, Вологде, Владимире, Нижнем Новгороде, Москве, Витебске, Торжке, Смоленске, Звенигороде Галицком, Пскове, Мстиславле, Киеве и даже Новой Мангазее.

Кроме того, было установлено, что берестяные грамоты широко использовали в период XI-XV вв., хотя полностью от них отказались только к XVIII веку, а может быть и позже. Послания на берестяных грамотах выходили из моды постепенно и отнюдь не по социально-политическим и экономическим причинам. Просто береста не выдержала конкуренции с бумагой.

Судя по датировке самых ранних берестяных документов, они появились после Крещения Руси равноапостольным Владимиром Великим, и стали результатом политики святого князя Ярослава Мудрого, ориентировавшегося на систему образования Ромейской Империи.

Авторами посланий на бересте стали представители второго-третьего поколения русских людей после торжества Православия на Руси. Многочисленные словесные обороты, подчерпнутые из Библии, особенно из Псалтири, говорят о всеобщем доминировании христианства над язычеством даже на бытовом уровне.

Из грамот мы узнаем еще и почитании Пресвятой Богородицы, Господа нашего Иисуса Христа и о паломничестве по святым местам. И это не свидетельства летописцев-монахов, а слова обычных жителей Руси.

В Великом Новгороде также нашли записи церковных текстов и перечень православных праздников на бересте, которые использовали священнослужители, так сказать «для памяти».

Историки составили список географических наименований, упоминаемых в грамотах. И он со всей очевидностью показывает, что Русь, несмотря на деления по княжествам, составляла единое целое. Русские люди свободно передвигались по землям, упоминали знакомых и торговых партнеров, и не выделяли их по этническому признаку.

Примечательно, что на Западе существует большая и крикливая группа историков, призывающая считать русские берестяные грамоты подделкой, хотя датировка их самыми различными методами этого сделать и не позволяет. Причина здесь кроется в другом: когда в европейском Средневековье господствовала «культура молчаливого большинства», ибо даже монахи, рыцари и купцы были в основной массе своей неграмотными, на Руси грамотность распространилась достаточно широко, по крайней мере среди горожан. Миф о тупых русских варварах просто вылетает в трубу.

Кроме того, летописные своды и берестяные грамоты ясно показывают, что Имперский потенциал России родился отнюдь не при Петре I, а несколькими столетиями ранее. В отличие от Запада, Имперские традиции Византии упали на благодатную почву Руси. В то время, как на Западе Имперская идея так и не воплотилась в жизнь хоть в какой-то приемлемой форме аж до XVI века, да и то в извращенном виде.

По большому счету Запад основал на обломках Первого Рима только некоторое количество огромных разожравшихся полисов, проводивших колониальную, но не Имперскую политику. Причем и миф о быстро развалившейся Империи Карла Великого не спасает. Недаром современные США напоминают древний Карфаген.

Все это вместе показывает, что традиции и императивы Руси и Запада оказываются несовместимыми изначально. Берестяные русские грамоты свидетельствуют об этом лишь косвенно, но уже даже этим вызывают припадки иррациональной ненависти наших извечных геополитических противников (с упором на ненависть именно к Российской Империи).

Александр Гончаров

Источник: https://rusnasledie.info/berestyanaya-pamyat-rusi/


Кнопка
или
Берестяная память Руси

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С утра ничегонеделание в прогулке по Думагете. И только после четырех часов дня выехали с рюкзаками. Денег взял только 7 тысяч рублей. Потом выяснилось, что нужно доплачивать на организацию транспорта, напитков, караоке. То, что было у Влада, у ...
В связи с моим ближайшим долгим отъездом в места, крайне удаленные от Москвы и цивилизации, у меня есть два объявления.картинка, как водится, просто для привлечения внимания=)1. Летом я собираюсь пуститься во все тяжкие ограничиваю список людей, ...
18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ Разрастается очередной скандал в окружении Патриарха Кирилла. Криминальный авторитет по прозвищу «Унылый», в «миру» Доморацкий Денис Николаевич, на днях задержан полицейскими ...
У американцев началась новая смартфонная лихорадка, перемешанная с модой. Всеобщее недовольство маложивущими батареями, которые надо постоянно подзаряжать в течение дня, принимает подчас совсем вызывающие формы. Плюс вот этот новый гаджет в белом чехле. Ноги всего происходящего растут, как ...
Советская власть была идиотская. Власть идиотов. Иногда умных кстати. Блядь! Постоянная проблема преемника. Впрочем, о чём я пишу? КТО преемник Путина? Он же умный, ВВП? Неужели он уверен в том, что если он уйдёт, то всё рухнет? ПОЧЕМУ? Неужели в элите так всё плохо? ПОЧЕМУ? Почему этот ...