Белорусский «лаптежник»: история вездехода МАЗ-6317 по прозвищу «Фантомас»

топ 100 блогов 5koleso28.07.2024

В истории грузовиков Минского автозавода трудно найти более загадочную модель, чем МАЗ-6317 (6х6). Разработанный в конце 80-х по заданию Министерства обороны СССР, он встал на конвейер в 1993-м уже в независимой Республике Беларусь.

Технические условия на создание трехосного грузовика с односкатной ошиновкой всех колес и полным приводом Минский автозавод получил от Министерства обороны СССР еще в годы горбачевской Перестройки. Белорусский «лаптежник» должен был стать неким аналогом КрАЗа и пополнить парки автобатов во всех военных округах. Опытные экземпляры успели пройти не только заводские ходовые, но и приемочные испытания на бескрайних просторах Советского Союза. Автомобиль торил снежную целину Крайнего Севера и выдерживал трескучие морозы Сибири, уверенно месил грязь и заболоченные участки средней полосы России, не пасовал перед песками и жарой Средней Азии. Словом, по задумке создателей, он должен был стать универсальным солдатом.

Белорусский «лаптежник»: история вездехода МАЗ-6317 по прозвищу «Фантомас»

Как-то во время испытаний один из водителей, глядя на изгвазданный по макушку кабины прототип, сказал коллегам: «Ну, и страшила! Прям военная угроза! Не грузовик, а Фантомас!». С тех пор и закрепилось за полноприводником это негласное прозвище. И его можно считать удачным: оно прижилось!

По итогам всех проверок и тестов МАЗ-6317 (6х6) был рекомендован к принятию на вооружение. Согласно утвержденному плану, это должно было состояться в 1991 году. Однако в январе-апреле 91-го прошла денежная реформа по обмену 50- и 100-рублевых купюр 1961 года на банкноты нового образца, а в декабре де-юре прекратил существование Советский Союз. Вооруженным Силам новообразованной Республики Беларусь такой автомобиль в больших количествах не требовался, да и в начале 90-х хватало техники советского производства. Образно говоря, серийный выпуск МАЗ-6317 поставили на паузу.

Белорусский «лаптежник»: история вездехода МАЗ-6317 по прозвищу «Фантомас»

Через четыре года после распада СССР про минский уникум вспомнили благодаря успешным тестам потенциального заказчика из Африки. Подумалось: а почему бы не позиционировать МАЗ-6317 как автомобиль двойного назначения?! Сказано – сделано: «Фантомаса» стали предлагать и как гражданский вездеход, причем не только на пространстве СНГ, но и в дальнем зарубежье. А тут и белорусским военным он приглянулся. Любовь со второго взгляда случилась в силу того, что советские «Уралы», КамАЗы и КрАЗы уже требовали списания.

Белорусский «лаптежник»: история вездехода МАЗ-6317 по прозвищу «Фантомас»

Начиная с 1996 года, минские автозаводцы несколько лет подряд ездили в подмосковные Бронницы на полигон НИИ-21. Здесь на специальной трассе они участвовали в Открытом Кубке России по трак-триалу. Водители отдела дорожных испытаний и механики МАЗа набирались опыта и знаний для совершенствования полноприводного вездехода. В 1997-м «Фантомасы» приняли участие в «Мастер-Ралли» на маршруте от Байконура до Москвы. Минские грузовики задействовали также в качестве топливозаправщиков и эвакуаторов. В рамках соревнований белорусские спортсмены были удостоены спецприза организаторов «За мужество и взаимовыручку».

Белорусский «лаптежник»: история вездехода МАЗ-6317 по прозвищу «Фантомас»

Спортивный опыт оказался настолько удачным, что на волне эйфории минчане чуть было не замахнулись на ралли-марафон «Париж-Дакар». Но потом все взвесили, и в качестве альтернативы сфокусировали интерес на трак-триале. У истоков проекта стояли директор дилерского предприятия Минского автозавода ЗАО «Яровит» Андрей Бирюков и начальник команды МАЗ по кольцевым автогонкам Александр Синкевич. В феврале 1999 года два экипажа на МАЗ-6317 отправились в Бронницы на этап Открытого Кубка России по трак-триалу. В них входили водители-испытатели Пётр Орсик и Сергей Крук вместе со штурманами Юрием Джанашия и Дмитрием Книгой. А в мае 1999-го была создана совместная команда «МАЗ-Яровит», о которой узнали далеко за пределами Республики Беларусь.

Белорусский «лаптежник»: история вездехода МАЗ-6317 по прозвищу «Фантомас»

Уже в начале июня того же года энтузиасты отправились на первый этап Евротриала в австрийский город Мидерс, но покорить Европу с кондачка не получилось. Зато потенциал практически серийных МАЗ-6317 раскрылся осенью 1999 года на Первом Открытом Кубке Беларуси по трак-триалу. В состав одного из трех экипажей на МАЗ-6317 пригласили опытного гонщика Виктора Московских. В своей категории белорусские экипажи Сергей Крук – Дмитрий Запорощенко и Виктор Московских – Юрий Джанашия взяли «серебро» и «бронзу», пропустив вперед только один российский экипаж Василия Кудряева – Андрея Афанасьева на «Урал-4320».

Белорусский «лаптежник»: история вездехода МАЗ-6317 по прозвищу «Фантомас»

Популярность МАЗ-6317 резко выросла после демонстрационного показа в рамках выставки Russian Expo Arms 2000 в Нижнем Тагиле. На специально подготовленной трассе белорусский грузовик с ходу преодолел все препятствия, включая рвы, эскарпы, глубокий брод. Уверенно повел себя «Фантомас» и на участке полигона для танков, куда он выехал то ли по ошибке, то ли сознательно: для иллюстрации чумовой проходимости. Жаль, но пути ЗАО «Яровит» и Минского автозавода со временем разошлись, и с 2001 года соревнования по трак-триалу в братском государстве больше не проводятся. Впрочем, это не сказалось на судьбе МАЗ-6317.

Белорусский «лаптежник»: история вездехода МАЗ-6317 по прозвищу «Фантомас»

Мощная стальная рама, возможность монтажа грузовой платформы длиной 6250 мм, тяговитый 330-сильный двигатель ЯМЗ-238Д V8 для гражданских версий и 425-сильный ТМЗ-8424 Тутаевского моторного завода для военных, широкие шины 16.00 R20 и высокий дорожный просвет в 350 мм сослужили машине хорошую службу. Привлекательным стал и такой аспект, как запас хода. При двух топливных баках объемом 200 и 350 л он доходит до 1200 км. Что армейскому, что гражданскому варианту больше и не требуется. Грузоподъемность автомобиля тоже достойная: 11000 кг. Штатно МАЗ-6317 укомплектован лебедкой мощностью 100 кН с выводом сцепного устройства на 60-метровом тросе назад, а на заказ можно установить вторую лебедку спереди. Работать она может как в ручном, так и в автоматическом режиме.

Белорусский «лаптежник»: история вездехода МАЗ-6317 по прозвищу «Фантомас»

Кстати, у «Фантомаса» есть несколько модификаций. Например, МАЗ-6317-021 и МАЗ-63172 с двигателем ТМЗ-8421 Тутаевского моторного завода мощностью 360 л. с. Часть машин комплектуют силовыми агрегатами Ярославского моторного завода ЯМЗ-7511 с потенциалом в 400 л. с. и ЯМЗ-6585 с отдачей в 420 л. с. Все это позволяет заказчику выбрать наиболее подходящий для себя вариант комплектации в соответствии с характером решаемых транспортных задач. А вот коробка передач безальтернативная: 9-ступенчатая механическая ЯМЗ-239. В силовой линии используется и одноступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей. Без блокировки остается только дифференциал переднего моста, но потребителей это устраивает.

Белорусский «лаптежник»: история вездехода МАЗ-6317 по прозвищу «Фантомас»

Неудивительно, что на прочное шасси МАЗ-6317 начали ставить широкий спектр систем вооружения и гражданских спецнадстроек. Военные автомобили можно увидеть на параде в Городе-герое Минске, а гражданские – на профильных выставках в Москве и российских регионах. Один из самых известных образцов в камуфляже или привычном матовом хаки – «БелГрад» (от «Белорусский Град»), реактивная система залпового огня БМ-21А «Град» на шасси МАЗ-6317.

Белорусский «лаптежник»: история вездехода МАЗ-6317 по прозвищу «Фантомас»

Испытания опытного образца от ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения» прошли почти четверть века назад, в декабре 1997 года. В числе гражданских трудяг на базе МАЗ-63172 (МАЗ-631708, МАЗ-631710) со сдвоенной ошиновкой задних колес – вахтовые автобусы, технички, эвакуаторы, автокраны, лесовозы, автосамосвалы, буровые вышки и другая спецтехника.

Белорусский «лаптежник»: история вездехода МАЗ-6317 по прозвищу «Фантомас»

Широкое распространение получил и МАЗ-63171 с увеличенной длиной кузова объемом до 33 м3. К семейству «Фантомаса» можно отнести и облегченную двухосную версию МАЗ-5316 (4х4) грузоподъемностью до 6000 кг, хотя она заслуживает отдельного повествования. Ближайшими родственниками героя рассказа в гражданской ипостаси являются седельный тягач МАЗ-6425 (6х6) и самосвал МАЗ-6517 (6х6).

Белорусский «лаптежник»: история вездехода МАЗ-6317 по прозвищу «Фантомас»

Не остались равнодушными к МАЗ-6317 и коллекционеры стендовых копий автомобилей. Например, в масштабах 1:87 и 1:43 «Фантомас» выполнен из смолы, в М 1:35 из пластмассы, а в пропорциях 1:32 и 1:25 из бумаги. Все ценители миниатюрных грузовиков с нетерпением ждут, когда отечественные производители порадуют собирателей промышленными моделями из металла. Спрос на такую продукцию есть не только в России.

Белорусский «лаптежник»: история вездехода МАЗ-6317 по прозвищу «Фантомас»

Интересный факт: на XII Международной выставке «Зброя та безпека» 22-25 сентября 2015 года в Киеве было объявлено о намерении наладить лицензионную сборку МАЗ-6317 на производственных мощностях компании «Богдан» в Черкассах. Вместе с данной моделью из белорусских машинокомплектов предполагалось выпускать армейский МАЗ-5316 (4х4) и седельный тягач МАЗ-6425 (6х6). Естественно, ни о какой эмблеме зубра не могло быть и речи: грузовики получили название «Богдан-6317», «Богдан-6315», «Богдан-6425». На старте проекта в 2016 году были закуплены 120 машинокомплектов. Справедливости ради нужно сказать, что с шасси МАЗ-6317 украинцы демонтировали кабину и на ее место ставили собственную бронекабину с уровнем защиты Stanag 1. На раме жестко фиксировали кунг НПО «Практика» из бронелистов финского или шведского производства с десантным отсеком на 23 бойцов.

Белорусский «лаптежник»: история вездехода МАЗ-6317 по прозвищу «Фантомас»

Таким образом, история по сути советского грузовика из ХХ века успешно продолжается в XXI столетии. И пока на такую технику есть коммерческий спрос, МАЗ-6317 с неформальным прозвищем «Фантомас» будет оставаться в строю.

Александр Трохачев

Что еще почитать:

Необычный ЗИЛ: зачем в СССР сделали вездеход с реактивным двигателем

МАЗ-200/205: звезда кино и советских строек: чем примечателен это грузовик

Грузовики СССР: уникальные вездеходы, не ставшие серийными

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С 5 ноября на платформе more.tv выходит драма Федора Бондарчука «Псих» с Константином Богомоловым в главной роли. Чем новый сериал любопытен? Про что Олег (Константин Богомолов) — модный психотерапевт. Его клиентура — представители аппер-мидл-класса. Про российскую буржуазию у ...
( anlazz ) пишет, что антисоветизм - бегство от ответственности, хотя он же дальше вспоминает тогдашний лозунг - ЖИВИ быстро, умри молодым. Что такое в общем виде жизнь? Способ существования системы с уменьшением энтропии (хаоса), в противоположость смерти ( разрушению ...
В 1983 году продюсер Пол Масланский всего лишь занимался проходным для него фильмом «Парни, что надо». Для съёмок он запросил у мэрии Сан-Франциско группу полицейских курсантов, чтобы помочь с контролем толпы на уличных съёмках. Когда курсанты вышли из автобусов, чтобы занять свои ...
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. ...
В понедельник, 3 июня, в Москве в связи с проведением Эстафеты огня летней Универсиады будет ограничено движение транспорта. Как сообщает пресс-служба ГИБДД по Москве, с 14:00 до 16:00 улица Косыгина, проспект Вернадского, Метромост (в сторону центра), Комсомольский проспект (в сторону ...