От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

топ 100 блогов 5koleso22.07.2024

Советские лидеры после Великой Отечественной войны в официальных поездках использовали только свои — отечественные автомобили. В странах социалистического лагеря все было гораздо сложнее.

ОТ СТАРШЕГО БРАТА

Высшие руководители СССР, за исключением Леонида Брежнева, к автомобилям, в общем-то, были равнодушны. Брежнев любил дорогие иномарки и, говорят, охотно ездил на них на отдыхе. Но в официальных поездках Брежнева тоже возили только на отечественных автомобилях.

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

Иосиф Сталин и его ближайшие соратники пересели на советские машины только на рубеже 50‑х, когда на основе первого послевоенного советского легкового автомобиля ЗИС-110 сделали бронированный ЗИС-115. Именно ЗИС-110, а позднее и его бронированные версии стали получать в 40‑х и руководители социалистических стран.

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

Кстати, на ЗИС-110 в те годы ездил даже президент Финляндии Юхо Кусти Паасикиви, который продвигал политику сотрудничества с СССР. Советский ЗИС был в данном случае символичен, ведь предыдущий президент Финляндии Карл Густав Маннергейм пользовался подарочным немецким Mercedes-Benz 770.

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

Автомобили ЗИС стали главными в соцстранах Европы и Азии, включая Китай и Вьетнам. Тем более что прежде в большинстве этих стран автомобильная промышленность была развита слабо, а больших машин не делали вовсе. В некоторых же государствах до Второй мировой автомобили и вовсе не выпускали. Самым ярким исключением в этом смысле была Германия с ее мощным автопромом. Но руководство Германской Демократической Республики, образованной в 1949 году, по понятным причинам не пользовалось довоенными машинами, выпусщенными в Третьем рейхе. И первый президент ГДР Вильгельм Пик ездил в ЗИС-110.

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

Советские лимузины и кабриолеты уже под маркой ЗИЛ в большинстве соцстран использовали вплоть до распада социалистического лагеря. Но еще в 50‑х многие руководители стали привечать и иные автомобили: иногда своего производства, но чаще — западные, капиталистические. Причем, порой, даже и в официальных поездках.

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

MERCEDES НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ

Особо руководители соцстран почитали автомобили Mercedes-Benz. У лидера Народной Республики Болгария (НРБ) Тодора Живкова еще в 1958‑м появился представительский седан Mercedes-Benz 300d c 3,0‑литровым 150‑сильным дизелем. В Германии эта модель получила прозвище Аденауэр, поскольку ассоциировалась с первым послевоенным канцлером ФРГ Конрадом Аденауэром.

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

Но самой любимой моделью лидеров государств социалистического лагеря стал знаменитый Mercedes-Benz 600 первого поколения — семейства W100. Этот автомобиль с двигателем V8 рабочим объемом 6,3 л мощностью 250 л. с. выпускали с 1963 по 1981 гг. Естественно, для руководителей покупали машины версии Pullman с базой 3900 мм. Таких автомобилей сделали всего 2677, и они были в гаражах очень многих лидеров государств Европы, Азии в Африки.

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

«Шестисотые» были у Тодора Живкова, руководителя Румынии Николае Чаушеску и, конечно, у тонкого ценителя роскоши — президента Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) Иосипа Броз Тито. Чаще всего это были машины с кузовом ландо. Убирающаяся задняя часть крыши позволяла использовать автомобиль и в торжественных случаях.

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

Кстати, по крайней мере, один пульман-лимузин семейства W100 был и в Советском Союзе, но советский лидер в такой машине публично, конечно, не появлялся.

Со временем, даже самый молодой лидер социалистического мира Фидель Кастро стал ездить в бронированных Mercedes-Benz. В молодости главный революционер Кубы появлялся в самых разных, совсем не президентских машинах, в том числе и за рулем пляжного открытого Citroen Mehari и советского внедорожника ГАЗ-69. Но бессменных на протяжении десятилетий социалистических лидеров объединяло то, что рано или поздно все они пересаживались на бронированные Mercedes-Benz. Не избежал этой «участи» и Фидель...

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

СВОИМ ПУТЕМ

В некоторых соцстранах старались все-таки ориентироваться на свой автопром. У ГДР так и не получилось. А в Чехословакии представительские автомобили все-таки строили.

Для начала в качестве официального парадного автомобиля использовали огромный немецкий Mercedes-Benz 770, он же — Grosser Mercedes. Но в 1951 году на немецкое шасси одели оригинальный кузов известного еще до Второй мировой ателье Sodomka.

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

Но в то время в социалистической Чехословакии строили уже и оригинальные представительские машины. Причем, даже бронированные. Skoda VOS (Vladni Osobni Special — правительственный, легковой, специальный) оснастили двигателем Praga объемом 5,2 л, мощностью 120 л. с. и четырехступенчатой коробкой передач. Собирали автомобили на фабрике Sodomka (вскоре переименованной в Karosa). Завод Skoda делал лишь бронекапсулу, поскольку имел опыт производства танков. Создали два варианта автомобиля: тяжелый — с мощным бронированием, массой около 4500 кг и более легкий — массой 3800 кг. С 1948 по 1953 гг. собрали 107 автомобилей, часть из которых отправили в другие соцстраны, даже в Китай.

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

Уже в 70‑х на основе последней легковой модели завода в Копрживнице Tatra 613, которую и предназначали, в первую, очередь чиновникам, сделали удлиненную с базой 3130 мм версию Tatra 613S. Однако главным правительственным автомобилем ЧССР оставался советский ЗИЛ.

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

Свой правительственный и довольно забавный автомобиль сделали и в Румынии. В 1977‑1978 гг. изготовили ARO 304 — удлиненный и моноприводный вариант внедорожника ARO 240 с 90‑сильным 2,5‑литровым мотором. В 1987‑м году сделали и модернизированный ARO 306. Но эти машины применяли, в основном, лишь для торжественных процессий, в частности, встречи в Бухаресте генсека Михаила Горбачева. По разным сведениям собрали всего четыре или шесть таких автомобилей. Один отправили лидеру ГДР Эриху Хонеккеру, еще один — диктатору Ливии Муаммару Каддафи.

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

Ну, и конечно, свои представительские машины создали в Китае. Первыми постреволюционными правительственными автомобилями там стали американские Willis. Затем Мао Цзэдун ездил в бронированном ЗИС-115. Но в эпоху «великого скачка» на Первом автозаводе (FAW), построенном с помощью СССР, стали собирать собственные лимузины и кабриолеты Hongqi (Красное знамя), на которых и возили «великого кормчего» Мао Цзэдуна и его ближайших соратников. Эти автомобили в разных версиях, как и наши ЗИЛы, изготавливали вручную от силы десятками в год.

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

КРАСНАЯ ЭКЗОТИКА

В качестве кабриолетов для торжественных процессий использовали не только советские ЗИС и ЗИЛ, но иногда и роскошные американские машины. На таких, в частности, выезжал в народ руководитель Румынии Николае Чаушеску.

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

В 1966 году для них заказали даже Rolls-Royce Phantom V с кузовом ландо фирмы Mulliner Park Ward. Правда, по каким-то причинам машину из Британии так и не забрали, и со временем она оказалась в США.

Проблемы автомобилей для главы ГДР Эриха Хонеккера решили оригинально. Своих представительских моделей промышленность Восточной Германии не делала. А использовать западногерманские Mercedes-Benz, по понятным причинам, не хотели. Поэтому Эрих Хонеккер чаще всего пользовался удлиненными Volvo разных моделей и даже Citroen CX — тоже с удлиненной базой.

От ГАЗ-69 до «Роллс-Ройса»: на чем ездили руководители соцстран и что их

Некоторые автомобили лидеров соцстран сохранились у частных коллекционеров и даже не раз успели перейти из рук в руки. Иные — стоят в музеях для всеобщего обозрения.

Что еще почитать:

Роскошь для народа: почему элитный ГАЗ-12 ЗИМ можно было купить без очереди и блата

Самый желанный автомобиль в СССР: почему «Волга» ГАЗ-3102 называлась генеральской и была недоступна простым гражданам

Советский автомат: на какие машины в СССР ставили АКП и причем здесь «луноход»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Первая премия: «Идеальный хаос» Сары Занини Drone Used: Mavic 2 Pro SkyPixel, сообщество с более чем 30 миллионами зарегистрированных пользователей, в партнерстве с производителем ...
      Это moto_tetki   календарь 2011 года сваяли. Ну и НГ вечерину, соотвественно, отплясали. Что скажите? В образе "гламурного кисо" я удалась, ...
И радуя прохладою скелет... Вышел с утра дворовых котиков кормить и чот бакинские зимы вспомнил. Вроде плюсовая температура, но ветер с моря и влажность, аж до костей пробирает и пиздец холодно. А по тем временам и одёжки не было из непродуваемых тканей, так что мёрз народец. Сегодня чот ...
В рамках съемки переможных тик-токов кокаиновый фюрер и мамин пирожок организовали кучу трупов ВСУшников у границы с Белгородской областью. За сегодня еще до 40 покойников. МО РФ сообщило, что с утра у границы с Белгородской областью при попытках прорваться через границу ...
Для многих 12.12.14 началась жизнь, отличная от всего, что было раньше. Тем, кому, посвящается, или как Бонолюди провели этот год. Решила собрать коллекцию. С каждой из них что-то связано. И у Саши, и у многих из нас. Голос 12.12.14 Юля Сьелли . Запуск проекта: http://cielly.li ...