Бежать! Достать чернил и плакать
leorer — 21.09.2011 В предыдущей теме возник спор между людьми, утверждающими, что Совок был ультимативным кошмаром, и теми, кто считает, что кошмаром было то, что произошло после Совка. Я эту дискуссию долго переваривал, и решил кое-что сказать.Недавно мне попалась ссылка на творчество эмигрантского поэта Бен-Галута, долгое время просидевшего "в отказе". Стихи у него в основном хорошие. Среди них есть вот такой:
Бежать! Скорей! От лжи и грязи!
От пошлой пустоты идей!
От роскоши, доступной мрази,
И вечных здесь очередей!
Бежать! От страха. От доносов.
От беспросветности в судьбе.
Анкетных каверзных вопросов
И от застенков КГБ!
Бежать! От культовых оваций!
От показухи, нищеты!
Глушенья радиотрансляций
И беспардонной клеветы!
Бежать! От антисемитизма!
От власти злобных стариков!
Трескучих фраз о коммунизме -
Дешёвой лжи для простаков!
Бежать! ... Но как?...
июнь 1982
Стих безусловно искренний. Чувствуется, что человек в той обстановке не 3.14здострадал, а реально страдал.
Невыпускание тех, кто хотел уехать, было одной из трех страшных глупостей Совка. Первыми двумя являлись тотальный запрет частного предпринимательства и инкорпорация в СССР народов, которых там быть не должно было изначально. Если бы желающие уехать нормально и спокойно уезжали, напряжение в котле было бы в значительной мере снято. Этого не произошло, и котел взорвался. И от его взрыва пострадало гораздо больше людей, чем от Советской власти, причем пострадало неизмеримо сильнее.
Смотрим дальше страничку стихов Бен-Галута. Видим, что в том же году, когда автор подал заявление на выезд из СССР, его сын поступил в институт. Поступить ему дали. Проклятая гебня угрожала отказнику, что если он не будет ее информировать, сына могут отчислить из института и забрать в армию, а то и устроить что-нибудь еще хуже. Но не забрали, и не устроили. В период отказа автор стихов отдыхал в санатории на Рижском взморье, наверняка по профсоюзной путевке. Его даже не выгнали, судя по всему, с интеллектуальной работы, потому что представитель гебни мило беседует с ним явно не в котельной, где еврейский поэт, пишущий по-русски, работает кочегаром, а в кабинете какого-то института. Короче, хреново, конечно, было быть в отказе в СССР, но сносно.
В нашей фирме до недавнего времени работала уборщица. Она из Чечни. Работала там врачом-кардиологом. Где-то в начале 90-х пришли чеченцы, убили мужа, ее начали душить проводом, недодушили, из квартиры выгнали. Квартиру забрали. Она бежала в Москву, где-то скиталась, эмигрировала в Израиль, не имея при себе ничего, потому что еврейка.
Интересовалась у меня, может ли она получить какую-то компенсацию за убитого мужа, загубленную жизнь и карьеру, отобранную квартиру. Я пытался выяснять. Люди, у которых я пытался выяснять, крутили пальцем у виска.
Эта женщина не является "узницей Сиона" и не получает соответствующее пособие. Государство Израиль не помогало ей с устройством и получением квартиры. Понятно, что она могла бы позавидовать судьбе Бен-Галута. И таких людей намного, думаю, что на порядок больше, чем таких, как поэт Бен-Галут. В том числе и в Израиле.
Страдания таких людей как Бен-Галут реальны. Страдания таких людей как Эппл-Майнд по первой ссылке реальны. Но они не идут ни в какое сравнение со страданиями людей, ставших реальными жертвами бандитского беспредела и бардака лихих 90-х. Сравнивать одно с другим - все равно что сравнивать репрессии советской власти против народов Балтии с Холокостом, происходившим там же. Репрессии против коренных народов Балтии реальны, это тяжелое преступление власти, тяжелая память, но ставить их на одну доску с Холокостом нельзя. С другой стороны, нельзя говорить, что репрессий не было. Вот что надо понимать.
Сейчас пришло и приходит новое поколение - люди, которые гуляют, делают спорт, осот алихот. Все, о чем шла речь выше, для них предания старины глубокой. Но я надеюсь, что в учебниках истории, по которым будут учиться их дети, эти и сопутствующие им события будут поданы и оценены именно так, как я объяснил. В таком порядке и соотношении, с такими оценками. Если произойдет иное, их учебник истории будет лживым. А за ложь приходится платить, рано или поздно.
И именно за непонимание реального смысла и масштаба явлений не любят у нас таких людей как Моше Яновский, о котором я написал в тексте по первой ссылке.
Уже цитировавшийся выше стих поэта Бен-Галута наложился у меня почему-то на классическое стихотворение Бориса Пастернака "Февраль", написанное в том же размере. И вот результат:
Бежать! Достать чернил и плакать
От пошлой пустоты идей,
Пока грохочущая слякоть,
От вечных здесь очередей.
Достать пролетку. За шесть гривен
От беспросветности в судьбе
Перенестись туда, где ливень,
где нет застенков КГБ.
Бежать! От культовых оваций!
С деревьев тысячи грачей
Глушеньем радиотрансляций
Обрушат грусть на дно очей.
Бежать! От антисемитизма!
И ветер криками изрыт,
И с треском фраз о коммунизме
Слагаются стихи навзрыд.
Я думаю, что результат достаточно адекватен. И показателен.
|
</> |