Бедные мои стервы...
inesacipa — 08.10.2010Телевидение всегда опаздывает за прочими СМИ, не говоря уже об интернете или об нас, передовиках и первопроходцах терра проспера по имени "нон-фикшен". Аккурат 10 лет исполнилось раздумьям над тем, что есть стерва в ее хрестоматийном, старославянском понимании и в современной этически-бытовой трактовке. Когда в начале 2000-х издательство "Питер" заказало нам серию из десятка книжек под общим неблагозвучным названием "Стерва", целью нашей и издательства было поддержать баб, которые, защищая собственные интересы в мужском мире, получали это нелестное прозвище - кто в спину, а кто и в лоб.
Потому что среднее звено руководительниц и бизнес-вумен изрядно переживало из-за жестоких слов, сказанных по поводу тактики выживания и карьерного роста современной женщины. Далеко не новой тактики, надо отметить. И далеко не безупречной, что уж там говорить. Да только кто из безупречных выжил в 90-е? То-то и оно.
Не скажу, чтобы мы в тех своих книгах открыли некие тайны и разоблачили некие заговоры. Просто предложили женскому полу открыто поглядеть в глаза собственным потребностям, без оглядки на маменькины и подружкины системы ценностей, без мерянья, гм, сумочками и мужьями. Ибо репрезентативность - штука недостаточно хорошая, чтобы положить на нее жизнь. Посоветовали не обращать внимания на шипение вслед и делать свое дело, не мутируя под влиянием общественного мнения ни в Чорных Властелинш, ни в Баботерминаторов, ни в Бедных Овечек. Блюсти себя, так сказать.
С той поры миновало, как в сказках говорится, семь лет, если вычесть годы написания и опубликования плодов нашего ума. Женщин, не склонных к самопожертвованию, стервами именовать не перестали, но словечко приобрело новые, малосимпатичные оттенки. К стервам сегодня нечувствительно относят и бойцов гламурно-тусовочного фронта, утративших образ человеческий, и карьеристок, идущих по трупам, и мэрисьюшек из инфантильной девичьей фэнтези, и вообще всех, кто нанес своему и противоположному полу чувствительный баттхерт.
Книги под заголовком типа "Стерва то и сё" расплодились с помощью митоза и мейоза до невероятия. Ввиду неразборчивости в средствах их героини стали архетипами - тут вам и поборницы феминизма с "Декларацией прав человека" наперевес, тут вам и сексистки с разговорами о второсортности обладателей тестикул, тут вам и руководительницы-уничтожительницы подчиненных... Амазонки и жрицы. Злые ведьмы и добрые феи. Существа, обладающие силой и властью, хоть маленькой, но своей - без оглядки на этичность и неэтичность применения оных.
И как оно часто с силой бывает, ее жаждут и ненавидят, не делая различия между способом и целью применения. Вон Пушков недавно с экрана, проникновенно глядя в глаза зрителю, разъяснял, как это плохо - быть стервой. При этом, конечно же, никакого смыслового наполнения термина не объяснил. Пушков вообще... не любитель деталей. Не верит, похоже, что бог - он в деталях, а дьявол - в их отсутствии.
А еще слово "стерва" приобрело брендовый окрас. Уже не соседки шипят его вслед даме с собачкой модной породы, на каблуках, в очках и в автомобиле, а сама дама примеряет его к себе, словно муфту, каблуки, очки, собачку и автомобиль. И никого из них не уговоришь оставить инфантильную браваду и заглянуть в себя, как в зеркало: а я-то чего хочу? а мне-то что кажется постыдным или желанным? и есть ли вообще под ярлыком "стерва" хоть какое-нибудь "я"?
Ну и нас, авторов, периодически стыдят и высмеивают любители судить о книге по обложке: да уж, посмотрел я, что вы там пишете... это ж клиника, судя по названиям! А мы только отмахиваемся небрежно: такова она, судьба зачинателей бренда. Бренд - он ведь как ребенок: ты его породил, но не присвоил. Бренд растет, меняется, совершает дивные (а зачастую и ужасные) дела, а тебя все пытаются за него похвалить или устыдить, хотя ты, родитель, уже не имеешь к тем делам и изменениям ни малейшего отношения...