Бедные люди более склонны к мелочному обману
valerongrach — 17.02.2018Как это ни глупо звучит, но бедные люди более склонны к мелочному обману. Как это выяснили? А очень просто. Лаборатория экспериментальной поведенческой экономики ВШЭ поставила простой эксперимент на трех выборках. Вот как это было.
Для эксперимента выбрали три аудитории:
- Зрителей одного из кинофестивалей в Москве, купивших билеты на показ за 100-500 рублей
- Сотрудников крупного банка, пришедших на просмотр фильма корпоративной командой
- Студентов из разных российских городов, учащихся зимней школы ВШЭ
Эксперимент проводился на реальные деньги. Каждому участнику предлагалось взять монету и подбросить ее пять раз, запомнив – сколько орлов и решек выпало. Количество выпавших орлов и решек предлагали записать на специальный бланк. Писать участники могли, что угодно – результат оставляли на их совести. Но всех участников заранее предупреждали, что если выпадет пять орлов – они получают 500 рублей, четыре орла – 100 рублей. В остальных случаях – «спасибо» за участие в эксперименте.
Организаторы без обмана платили деньги. А как поступали игроки?
В первых двух группах результаты оказались близки к теоретическому распределению, математической модели выпадения орлов и решек. То есть первые две группы вели себя в целом честным образом. Видимо работало чувство собственного достоинства, так как для тех, кто в целом состоялся в жизни не настолько важно получить выигрыш в 500 рублей, чтобы ради него жертвовать чувством собственного достоинства.
А вот среди студентов, для которых 500 рублей – это довольно серьезные деньги, результаты оказались резко отличающимися от статистического распределения. То есть при низком уровне дохода стимул к обману, особенно, если результат не проверяют, становится весомее и уровень честности снижается.
Вот такой простой эксперимент…
|
</> |